ФОТО: OVEREARTH / SHUTTERSTOCK.COM

14 действующих губернаторов русских регионов идут на выборы. Победят все, но кое для кого победа может оказаться пирровой. Потому что использовать главные темы повестки дня тоже нужно уметь, а раздражать русских избирателей при этом отнюдь не нужно. Кто из победителей проиграет – знает Царьград.

Кампания будет яркой, победа неизбежна

Выборы губернаторов – или, как теперь принято говорить, глав субъектов федерации – в 2022 году пройдут во Владимирской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Томской и Ярославской областях, в Республике Марий Эл, Бурятии, Карелии и Удмуртской Республике. В Республике Адыгея выборы главы происходят посредством голосования в парламенте.

Практически нет сомнений, что везде победу одержат действующие главы – давно работающие или недавно назначенные президентом. Нет сомнений и в том, что, хотя, как любят писать в социальных сетях, «конец довольно предсказуем», путь к этому концу для всех участников выборов будет очень интересным. Как написал недавно известный московский политолог Александр Асафов,

Кампания будет яркая. Никаких скучных историй с низкой явкой не будет. Кампания будет привлекать внимание, у всех кандидатов будет возможность показать себя избирателям. Мы видим, как многие в этом ключе достаточно ярко действуют. Думаю, что, учитывая ту консолидацию общества, которую демонстрирует социология, явка будет выше, чем обычно.

Итак, кампания будет – уже началась – яркая и интересная. Но в чём же её особенность? Ведь никакой оппозиции у действующих глав регионов сейчас на самом деле нет и не может быть. Кандидаты от системных партий формально на выборы заявились, но ясно, что в сложившейся ситуации никаких шансов на победу у них быть не может.

Скриншот кадра видео / TELEGRAM ВЛАДИВОСТОКА

 ГЛАВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОЛЕГ КОЖЕМЯКО ПРЕДСТАЛ В КАМУФЛЯЖНОЙ ФОРМЕ И С АВТОМАТОМ В РУКАХ. ФОТО: СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО / TELEGRAM ВЛАДИВОСТОКА

Пиар на военных действиях – это табу

Помните, как у Жванецкого: «Самые большие трудности у киношников. Жуткие трудности, прямо не знаешь». Ну и дальше про то, что фрак народ носить разучился. Так вот, в нынешней ситуации самые большие трудности у политтехнологов. Заключаются они в том, что на выборах этого года никак нельзя использовать самую важную из существующих сегодня тем: тему специальной военной операции. Ну, почти нельзя.

Дело тут вот в чём. Россия переживает небывалый ещё в XXI веке, да и вообще редкий по историческим меркам патриотический подъём. Одушевление народа сегодня можно сравнить – причём не в пользу прошлого – с тем, что наблюдалось (и, увы, быстро поистратилось) в 1914 году. С 1941 годом сравнивать не принято, потому что Великая Отечественная война, без иронии, это святое. Но поддержка, которую получает сегодня от народа государство, – действительно такая же мощная, как тогда. И по той же самой причине: не смеют крылья чёрные над Родиной летать.

Понятно, что главы российских регионов не менее вовлечены в патриотический подъём, чем все остальные граждане. Но понятно и то, что использовать «военную тему» в предвыборной кампании следует очень острожно – и это ещё мягко сказано. По информации из осведомлённых источников, главам регионов – кандидатам жёстко дали понять: никакого военного пиара, никаких попыток «ехать» на теме защиты Родины. В тылу решают проблемы тыла. Главе Приморского края Олегу Кожемяке, который во время поездки в Донбасс позировал в автомобиле с автоматом, никто не должен подражать – впрочем, у него в этом году и выборов нет. Всем остальным губернаторам можно и нужно помогать республикам Донбасса, не возбраняется сообщать об этом в прессе – но нельзя делать из этого магистральную линию своих пиар-кампаний. Хотя бы потому, что неудачное и неумелое (ну, вдруг) поведение регионального лидера скажется негативно не только на нём самом – но на русской армии и её репутации.

Только вперёд: вверх или вниз?

Если нельзя использовать военную повестку, так сказать, «в чистом виде», стало быть, нужно демонстрировать единство с народом в преодолении экономических трудностей, – так советуют политтехнологи главам регионов перед выборами. И тут есть два пути. Либо говорить о том, что санкциями России нанесен тяжёлый удар, придётся затянуть пояса и вместе переживать тяжёлое время. Либо утверждать, что любой кризис – это время возможностей, и именно такое время настало сегодня для экономики России.

Первый подход демонстрирует, например, глава Свердловской области Евгений Куйвашев. С лёгкой руки журналистов местных информационных агентств вся страна познакомилась с «креативом» его политических советников: ещё в прошлом году губернатор появился на плакате на фоне белой стены с печальным лицом и под надписью «Справимся».

Скришот фото телеграмм-канала

ФОТО: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ «ГЛАВНЫЙ КАНАЛ ЕКАТЕРИНБУРГА»

Плакаты превратились в «интернет-мем» или просто в анекдот, но они точно отражают суть политического подхода Евгения Куйвашева. Он заключается в констатации серьёзности переживаемых проблем и обещании сделать всё, чтобы эти проблемы как можно менее серьёзно сказались на экономике и социальной сфере региона. Например, на заседании регионального совета общественной безопасности Куйвашев констатирует: введённые против России санкции всё же сказались на некоторых контрактах. В феврале и марте часть торгов по лотам на портале «Госзакупки» не состоялись по причине резкого и необоснованного роста цен на товары. Естественно, далее губернатор требует от подчинённых не допустить срывов сроков реализации национальных проектов.

Борьба с трудностями – отличная тема для предвыборной кампании. Проблема в том, что небогатые активные избиратели не очень-то верят в то, что трудности у «начальства» и у них – одни и те же. И не очень склонны замечать усилия по преодолению этих трудностей, если они выражаются в декларациях, а не в конкретных и ощутимых мерах поддержки населения.

Более выигрышной кажется политическая позиция, занятая, например, тамбовский губернатором Максимом Егоровым. Он выступает, например, с такими заявлениями:

В текущем году мы создаём в Тамбовской области, в промышленности и сельском хозяйстве, более 2500 новых рабочих мест. Да, мы не «боремся за сохранение рабочих мест в условиях кризиса». Мы занимаемся развитием отраслей.

Выбор очень прост: или демонстрировать оптимизм и показывать, как открываются новые производства, или с суровым лицом претерпевать трудности. Второе, как ни странно, проще – и политически, и информационно, и даже психологически. Первое перспективнее.

Что с того?

Выборы глав регионов в России – сегодня, на фоне боевых действий и холодной войны с Западом, не кажутся самой важной темой. Но на самом деле от того, насколько адекватны губернаторы в общении с избирателями, во многом зависит пресловутая социально-политическая стабильность. Недовольство граждан властью сконцентрировано отнюдь не на самом верху: уровень доверия президенту необыкновенно высок. Нет, в глазах простых людей за снижение качества их жизни отвечает местное начальство. Если есть впечатление, что это самое начальство активно и результативно борется за уровень и качество жизни – ему многое смогут простить. Если же окажется, что начальство ничего такого не делает – в таком регионе сконцентрируется весьма серьёзное недовольство. И поскольку недовольство будут выражать именно патриоты, справиться с ним будет крайне сложно. Некоторые регионы России после 11 сентября, возможно, ждут серьёзные потрясения. Вплоть до безвременных отставок только что триумфально выигрывавших выборы губернаторов.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА ЦАРЬГРАД