Считается, что в основе практически всех человеческих грехов лежит самый главный из них – гордыня, ˗ грех самолюбия и тщеславия. Очень распространённый и очень понятный человеческий грех.

Человек обливается потом, качая мышцы, чтобы при случае продемонстрировать окружающим, что, хотя бы в атлетическом плане, он не такой, как они, и они ему совсем не ровня…
Человек круглосуточно и в ущерб семье пропадает в своём бизнесе, чтобы показать всем окружающим, что он круче их всех, раз сумел раскрутить такие дела…

Человек складывает в особую папочку брошенные в его почтовый ящик поздравления от Президента, Патриарха, градоначальника и главы района с уверенностью, что его персона им всем действительно интересна, и они в своих повседневных делах озабочены только тем, чтобы не забыть поздравить его с очередной памятной датой.

Человек выставляет в социальных сетях фотографии нового автомобиля, чтобы все, включая одноклассников и одногруппников по детскому саду, смогли убедиться, что он не такой, как они, а гораздо удачливее…

Человек обзаводится молоденькими прелестными спутницами и домашними крупными хищниками. Фотографируется со всеми подвернувшимися знаменитостями, а также пирамидами, сфинксами, манхэттенскими небоскрёбами, Ниагарскими водопадами, истуканами острова Пасхи, индуистскими храмами и далее по списку…

Человек коллекционирует на своей груди ордена, медали, почётные и юбилейные знаки, всяческие нашивки, подвески, побрякушки, сверкалки и звенелки, чтобы всем было понятно, что он – человек заслуженный, высоко оценённый обществом. Что, вот, уж его-то, конкретно, жизнь, ˗ в отличие от жизней других людей, ˗ несомненно, удалась!

Да только ведь «ин суд человечий и ин суд Божий», как выразился авва Агафон!
В нашем мире, похоже, действует верховный закон, который нигде не опубликован и не обнародован, но, тем не менее, действует: «Каждое человеческое дело и награждается, и наказывается лишь однократно». Двух наград или двух наказаний за одно совершённое дело не бывает. Жизнь человеческая состоит из двух неравных частей – земной жизни и загробной, которые взаимосвязаны. Более того – это ведь просто и есть одна жизнь! И если награда получена ещё при земной жизни, «от человеков», то – всё! В расчете! А вот если была заслуженна, но почему-либо не получена при жизни, то тогда будет вручена по смерти, и это уж будет, ˗ надо полагать! ˗ вовсе не памятный знак типа «Лучшему бульдозеристу СМУ-35 нынешнего года»! Это будет то, на что мы смутно надеемся, но чего никак не осмеливаемся ожидать. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его» (1Кор.2:9).

А кто такие «любящие Бога»? Это как раз те, кто не принимает славы мирской, кто прислушался к словам Христа: «Не принимаю славы от человеков… Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин.5:41-44).

Читая жития христианских подвижников первых веков, легко заметить характерную общую деталь: «Увидев, что слава его среди людей умножается и, желая избежать её, авва (имярек) удалился из обители в пустынное место».

Так и нынешние понимающие люди стараются всячески уклониться от похвал: «Не отнимайте у меня будущей награды». Действительно, принять похвалу от людей, – а это ведь тоже награда! – значит, удовлетвориться ею, не претендуя далее ни на что большее. Получив грош, потерять миллион!

Святитель Николай Сербский говорил: «Если Вы на стороне Христа – чего я Вам от всего сердца желаю, – тогда не смейте искать славы у людей, но ждите славы от Единого Бога. Не завидуйте ни в чём тем, кто бьётся за людскую славу и похвалу. Напротив, пожалейте их, как они сами себя будут жалеть, когда разочаруются. Ещё раз вам повторяю: пожалейте их, ибо они из-за слепоты своей отдают вечное за бренное, божественное – за земное, истинное – за ложное».

Когда-нибудь, ˗ после смерти, ˗ Бог даст! ˗ мы узнаем итоговый вердикт по хорошему и доброму многоорденоносцу Брежневу и беспощадному к врагам своего дела Ленину, – обладателю всего лишь единственной государственной награды, – Ордена Труда Хорезмской Народной Социалистической Республики. Хотя, уж Ленина-то точно никак нельзя заподозрить в желании работать Богу! Но подождём, может, что и узнаем…* Кстати, вот в протестантской Швейцарии существует запрет на получение гражданами титулов и почестей. Конституция запрещает!

Высокая зарплата за труд – достаточная награда в земной жизни! А уж каковы будут (если будут) посмертные награды, – это решится потом на основании других данных и в другой инстанции!
Сколько орденов было у апостола Андрея за продвижение с проповедью Христа ради на негостеприимный для него север вплоть до замшелого Валаама? Скольких Государственных премий удостоилась Ксения Петербургская за почти пятьдесят лет оскорблений и скитаний Христа ради на широте Аляски, Гренландии и Чукотки в одной ветхой одежонке на все сезоны? Какие коммунальные льготы приобрёл Серафим Саровский за тысячедневное молитвенное коленопреклоненное стояние на камне? А святой Иоанн-воин разве разве удостоился значка «Заслуженный военный специалист»? А, может, святой Пантелеимон всё-таки успел в земной жизни стать доктором медицинских наук и профессором?

Прижизненная награда – это ведь просто премия ˗ некое количество денег или дифирамбов, которые позволят и дальше расчёсывать своё эго. Или нагрудное украшение, которое не имеет никакой ценности в том мире, в который мы все придём. Бархатные подушечки с орденами апостол Пётр вряд ли позволит захватить с собой в рай! В рай можно пройти только с единственной и высшей наградой – наперсным крестом! Кто там оценит диплом – сложенную вдвое бумажку, как объясняется этот термин? Кто позавидует там почётным званиям – стимулу к гордыне, ведущей в ад? Все эти знаки общественного признания делают нас подобными евангельскому фарисею: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» (Лк.18:11)
Впрочем, возможно быть удостоенным наград и от Бога, и от людей, но награда от Бога должна быть первой. Так, святые угодники прославляются и людьми, но только тогда, когда по их чудесам становится понятно, что они уже прославлены у Бога.

Точно так же обстоит дело и с наказанием: наказан при жизни – оправдан по смерти. А зачастую не просто оправдан, а и награждён! Вот почему с такой радостью шли на незаслуженные казни мученики за Христа не только первых веков, но и нашего недавнего прошлого.

А как может быть наказан в земной жизни человек? Незаслуженными оскорблениями, как Ксения Петербургская. Незаслуженным увечьем, как Матрона Московская. Незаслуженной болезнью, как Иоанн Кронштадтский. Незаслуженной смертью, как наши российские новомученики. А больше-то с бренным телом ничего и невозможно сделать! Поэтому в безусловном выигрыше те, кто проникся словами: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28).

А вот если не наказан за свои недобрые дела при скоротекущей земной жизни – жди наказания в вечности! «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Поэтому всё-таки гораздо разумнее оказаться за свои неприглядные дела в местах не столь отдалённых ещё в земной жизни, чем избежать этой участи. Закрыть вопрос преступления и наказания ещё до смерти, чтобы он не был поставлен на повестку дня позднее, когда ничего изменить уже будет невозможно.

Помня обо всём этом, не стоит завидовать красующимся на страницах ярких журналов и газет, на почтовых марках, на памятных досках на стенах домов: эти люди уже свою награду от людей получили. Получат ли далее – не знаем… Зато знаем, что терпеливо переносящие свои болезни и скорби во временной земной жизни будут освобождены от них в вечной. И наоборот. Пребываем в абсолютной уверенности, что все, положившие душу свою за друзей своих (Ин.15:13) на поле боя, получат в вечной жизни драгоценную награду независимо от того, удалось им или нет удостоиться наград от командования в земной жизни.

Земные награда и наказание – это стимул жизни для собаки академика Павлова. А для человека, – высшего Божьего творения, ориентированного не на земную, а на вечную жизнь, – награда – это «добрый ответ на страшном судищи Христове», а наказание ˗ это полный крах всех надежд на это…

Андрей Большаков

Прим. ИО РД.
С тем, что скромняга Ильич получил свою главную минуту славы уже после смерти, с автором согласен практически наш современник св. преп.Лаврентий Черниговский, который увидел это раньше нас и «сказал, что когда Ленина бесы втащили в ад, тогда бесам было большое ликование, торжество в аде«. И еще добавил про второго скромника, все донашивавшего военный френч: «…что когда Сталин в ад придет, то же самое будет. Погибнет память их с шумом«.