ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Ровно 15 лет назад, 1 февраля 2009 года, в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Эти полтора десятилетия – один из самых непростых и при этом чрезвычайно насыщенных периодов в истории Русской Церкви. Первый русский телеканал Царьград предлагает остановиться на промежуточных итогах Первосвятительского служения нашего Предстоятеля.

Вещее слово на интронизации

Избрание меня Патриархом… приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю,

— эти негромкие, но чёткие слова, прозвучавшие в Храме Христа Спасителя 27 января 2009 года из уст главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Русская Церковь слышала уже не раз. Однако впервые это избрание произошло столь убедительно (учитывая то, что производилось оно на альтернативной основе).

Так, по итогам соборного голосования митрополит Кирилл получил 508 голосов членов Поместного Собора, второй же кандидат митрополит Калужский и Боровский Климент — только 169.

Прошло несколько дней, и 1 февраля в том же храме два старейших постоянных члена Священного Синода Русской Православной Церкви, ныне уже отошедшие в мир иной Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир возвели Владыку Кирилла на Патриарший престол. Началась новая эпоха в русской церковной жизни. Эпоха Патриарха Кирилла.

ИНТРОНИЗАЦИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, ФЕВРАЛЬ 2009 Г. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Для человека, далёкого от Церкви, интронизация — нечто наподобие инаугурации глав государств. Даже сами слова немного похожи. И в этом есть как доля правды, так и одно существенное «но». В интронизации как священнодействии, призывается Божественная благодать Святого Духа. И эта благодать сопровождает Патриарха всё время его служения. Сложно сказать, насколько благодатные дары помогли предвидеть предстоящие события, но уже тогда, в мирном 2009-м, Святейший Владыка словно почувствовал главное грядущее испытание, сказав в своём самом первом Патриаршем слове:

Патриарх — защитник внешних канонических рубежей Церкви. Это служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования  независимых государств на пространстве исторической Руси… Патриарх призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси.

Эти слова, как оказалось, стали по-настоящему вещими, провидческими, поскольку определили одно из самых сложных испытаний за всю историю Русской Церкви. Испытание, преодолеть которое возможно только с Божией помощью и только если Патриарший престол занимает по-настоящему сильный и мудрый лидер. Архипастырь, видящий пути преодоления столь глубоких нестроений, как церковный разлом на Украине, трещины от которого сегодня разрастаются по многим Православным Поместным Церквам.

ПАТРИАРХ ПРИЗВАН ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ДУХОВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НАСЕЛЯЮЩИМИ ИХ НАРОДАМИ ВО ИМЯ СБЕРЕЖЕНИЯ ТОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРУЮ ЯВЛЯЕТ МИРУ ЕДИНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ СВЯТОЙ РУСИ. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, ФЕВРАЛЬ 2009 Г. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Единая Церковь Святой Руси

Не прошло и полугода со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, как он начал многодневный Предстоятельский визит на Украину. В те летние дни 2009 года «Незалежную» уже лихорадило. С одной стороны, в разных городах своего Предстоятеля восторженно встречали миллионы верующих, чьим главным лозунгом стал «Наш Патриарх — Кирилл!» (вопреки раскольническому лжепатриарху Филарету). С другой, относительно немногочисленные, но крайне агрессивные раскольники-националисты уже тогда пытались сделать всё, чтобы сорвать визит Предстоятеля Русской Церкви, чьи слова о Киеве, Матери городов русских, вызывали у них лютую ненависть:

Для Русской Православной Церкви Киев — это наш Константинополь со своей Святой Софией. Это духовный центр и южная столица Русского Православия.

ВЕРУЮЩИЕ ВСТРЕЧАЛИ НОВОГО ПРЕДСТОЯТЕЛЯ ПЛАКАТАМИ: «У УКРАИНЫ ОДИН ПАТРИАРХ — КИРИЛЛ!». ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Эти слова стали по-настоящему программными. Как и многие другие изречения Патриарха Кирилла, произнесённые им в первый год его Первосвятительского служения. Например, о том, что «Белоруссия, Россия, Украина и Молдова представляют собой единую цивилизацию, в основе которой лежит общая православная вера». Так Святейший Владыка сказал, обращаясь к верующим в Минске в сентябре 2009-го, напомнив, что он Патриарх всего «народа, вышедшего из Киевской купели крещения».

А уже в ноябре того же года, выступая на открытии III Ассамблеи Русского мира, Предстоятель напомнил, что само понятие «Русский мир» – надэтническое, а потому в него входят не только славянские народы:

Русская Православная Церковь исполняет пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности или, по крайней мере, как её существенную часть. Вот почему в этом смысле мы и Молдову считаем частью этого Русского мира… У наших народов присутствует сильное сознание непрерывности и преемственности русской государственной и общественной традиции, начиная со времени Киевской Руси и заканчивая нынешней Россией, Украиной, Белоруссией, Молдавией и другими странами исторического пространства Руси.

Таковой стала установка Святейшего Патриарха Кирилла на дальнейшие годы Первосвятительского служения. И с тех пор он не устаёт напоминать, что все мы — не просто Московский Патриархат, но Церковь Святой Руси, чья святость, вопреки грехам каждого из нас, остаётся немеркнущим идеалом и основой русского бытия уже более тысячелетия. И потому неслучайно сегодня, когда каноническая Украинская Православная Церковь переживает гонения, а за единство исторической Руси приходится проливать кровь, Святейший Владыка благословил совершать в каждом храме Русской Православной Церкви особую молитву, чьи слова на церковнославянском языке в дополнительном переводе не нуждаются:

Господи Боже сил, Боже спасения нашего, призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея. Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу.

ВСЕ ЭТИ ГОДЫ ПАТРИАРХ НЕ УСТАЁТ ПОВТОРЯТЬ, ЧТО РУССКИЙ МИР — ПОНЯТИЕ НАДЭТНИЧЕСКОЕ, В ЕГО ОСНОВЕ ЛЕЖИТ ПРИНЯТИЕ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВЫ СВОЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

К слову, ещё за несколько лет до начала СВО Патриарх Кирилл в одном из своих Первосвятительских слов предельно жёстко высказался о тех силах, которые веками делали всё, чтобы разделить русских людей Юго-Западной Руси. Предельно чётко дав понять, что это многолетние старания коллективного Запада, одним из ключевых акторов которого был и остаётся Ватикан:

Одному из этих разделений более 400 лет. И оно было всегда направлено на разделение народа, жившего в этом регионе. И когда сегодня, говоря о том, что кто-то со стороны разрушил единство украинского народа, мы отвечаем: помолчите! 400 лет вы работали на то, чтобы разделить наш народ на Украине!

В этом контексте становится понятно, каково главное чаяние Патриарха Кирилла, прозвучавшее ещё 15 лет назад в интронизационном слове. Это русское православное единство. И именно для сохранения и возрождения этого единства, главной целью которого является спасение человеческих душ, несёт свой Предстоятельский Крест наш Святейший Владыка.

Епархиальная и общинная жизнь: цифры и факты

В будущие учебники по истории Русской Церкви Святейший Патриарх Кирилл, безусловно, войдёт как реформатор. Однако если эти учебники будет писать внимательный и вдумчивый историк, он обязательно отметит, что эти реформы — не либеральные, но, напротив, традиционалистские. Опирающиеся на многовековое Священное Предание Православной Церкви и её каноническое право.

Не будем углубляться в детали, не очень понятные невоцерковлённому читателю, остановимся на главном. В первую очередь — на создании новых епархий Русской Православной Церкви, объединённых в митрополии. Эта реформа Патриарха Кирилла стала реализацией решений Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов, которые по очевидным причинам не удалось воплотить в жизнь в XX веке. Вот как сам Патриарх Кирилл ещё в 2011 году объяснил, зачем нам умножение числа епархий, а соответственно, и архиереев:

Чтобы вернуться к первоначальному церковному устройству, которое давало архиерею возможность быть действительно близким к своему духовенству и к своему народу… Архиерей должен знать всех своих священников. Он должен знать, чем они дышат, какое у них настроение, положение в семье, образование. Он должен точно знать, что происходит на каждом приходе: есть там какое-то развитие или нет, служит ли священник ревностно или, простите, больше всего о деньгах думает, восстанавливаются храмы или нет, собирается молодёжь или нет, совершаются дела благотворительности или нет.

И результаты этой консервативной реформы налицо. Достаточно привести сухие статистические цифры, отражающие церковную жизнь миллионов верующих. Так, если в начале 2009 года в Русской Православной Церкви было 159 епархий (с чуть более чем 30 тысячами служащих в них клириках), то спустя 15 лет их стало 325 (с почти 42 тысячами священнослужителей). Число же архиереев (включая викарных) увеличилось с 200 до 401.

За этой статистикой — годы работы, в том числе по возведению новых храмов, жизненно необходимых густонаселённым городам и районам, где за богослужениями порой в буквальном смысле яблоку негде упасть, а не то что сделать земной поклон. И здесь цифры тоже налицо: начало 2009 года — 29 263 действующих храма, начало 2024-го — 41 151. То есть темпы возведения — больше двух храмов в сутки.

В СРЕДНЕМ В РОССИИ ВОЗВОДИТСЯ БОЛЕЕ ДВУХ ХРАМОВ В СУТКИ. СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ОСТАНКИНЕ. ФОТО: МОБИЛЬНЫЙ РЕПОРТЁР/АГН «МОСКВА»

Пять лет назад Патриарх Кирилл удивил многих, сказав «мы строим в среднем три храма в сутки». Но в реальности темпы оказались даже выше, если учесть выходные дни, которые у храмоздателей тоже бывают, и ковидные 2020–2021 годы. Нельзя не признать, последние были тяжелейшим испытанием для всей нашей Церкви, успешное преодоление которого также стало одним из главных дел её Предстоятеля.

Кто-то возразит словами старой присказки, мол, «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах». Да, доля правды в этом есть: сколько бы храмов мы ни возвели, если в них не будет теплиться соборная молитва, они останутся лишь «брёвнами» или «кирпичами». Но это лишь полуправда, ведь для той же соборной молитвы и Божественной литургии требуется храмовое пространство. И конечно, сами священнослужители. Словом, «Церковь и в рёбрах, и в брёвнах». Что же касается «рёбер», то тут Предстоятельские труды Святейшего Патриарха Кирилла затронули две важнейшие сферы: духовное образование и общинную жизнь.

Первая коснулась будущих пастырей. Теперь уже практически невозможно рукоположить в священный сан человека, не имеющего надлежащего богословско-пастырского образования. При этом реформирование самих духовных школ идёт самыми высокими темпами. С неизбежным закрытием наименее эффективных из них и повышением статуса лучших (пример — Сретенская духовная семинария стала академией). И сегодня Патриарх делает всё, чтобы выпускники духовных школ и церковные учёные были уравнены со светскими специалистами и деятелями науки:

До настоящего времени не решён вопрос о государственном признании богословских званий и степеней, выдаваемых выпускникам отечественных духовных учебных заведений… А ведь сейчас именно в духовных семинариях, академиях мы в том числе готовим священников, способных осуществлять свою пастырскую работу в зоне СВО… Российское государство признаёт ученые степени и дипломы Римско-католической церкви, но отказывается от признания дипломов, выданных в высших учебных заведениях Русской Православной Церкви. В настоящее время Государственной Думой принят в первом чтении законопроект, который позволяет преодолеть это противоречие и восстановить справедливость.

СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ — ОДНО ИЗ ЛУЧШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ФОТО: SDAMP.RU

Предстоятель внёс серьезные изменения и в жизнь каждой приходской общины. Сегодня в большинстве приходов введена должность приходского консультанта, который, обладая надлежащим катехизаторским образованием, способен проводить огласительные беседы с теми, кто желает принять Святое Крещение (а также с восприемниками — крёстными родителями). Именно поэтому сегодня уже практически невозможно крестить взрослого человека или младенца из суеверных соображений или просто «за компанию». Каждые крещающийся и восприемник должны знать базовые основы православного христианства, а главное — веровать в них.

Кроме того, как на приходском уровне, так и на уровне всей Церкви за последние годы значительно активизировалось молодёжное и социальное служение, а также церковная благотворительность. При большинстве приходов появились штатные сотрудники, ответственные за это направление, с началом СВО приобретшее особую значимость. Так, в августе 2023 года на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей была создана Патриаршая гуманитарная миссия, руководитель которой епископ Верейский Пантелеимон (Шатов) в одном из недавних интервью отметил:

Мы развернули центры помощи в Северодонецке, Луганске, Донецке, Мариуполе, Бердянске, Мелитополе, Волновахе, Горловке, Голой Пристани, Скадовске… В России Церковь собрала, закупила и передала больше 3330 тонн гуманитарной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям, из них более 2220 тонн направлено в зону конфликта.

С НАЧАЛОМ СВО ВАЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВИ СТАЛА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И ОКОРМЛЕНИЕ РУССКИХ ВОИНОВ, СРАЖАЮЩИХСЯ НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ ЗА РУССКИЙ МИР. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Главная общественная организация русского народа

Получается, какое бы направление церковной жизни мы ни начали рассматривать, всё упирается в сегодняшнюю трагедию на Украине. И в главное дело Святейшего Патриарха Кирилла — возрождение русского православного единства. А для этого дела особенно важно церковно-государственное и церковно-общественное соработничество как в социальных, так и в политических делах.

Конечно, сама Церковь не занимается политикой, однако в России ещё в 1993 году был создан Всемирный Русский Народный Собор. Международная общественная организация, возглавляемая Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, но объединяющая людей разного происхождения и вероисповедания, единых в главном — любви к России и Русскому миру и разделяющие их традиционные ценности.

Как в дни проведения юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора 27–28 ноября 2023 года отметил заместитель его Главы, учредитель Первого русского телеканала Царьград Константин Малофеев: «Ещё год назад ВРНС представлял только около 40 регионов нашей страны. К своему 30-летию главная общественная организация русского народа подошла по-настоящему всероссийской».

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ЮБИЛЕЙНОГО XXV ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА. ФОТО: ЦАРЬГРАД

То есть во всех 89 субъектах появились региональные соборные отделения. И как отметил в интервью «Первому русскому» другой замглавы ВРНС, ректор Российского православного университета Святого Иоанна Богослова профессор Александр Щипков: «Авторитет Собора и его влияние на органы власти и общественные процессы начал расти, и сейчас можно смело сказать, что ВРНС является самым настоящим центром влияния».

Но в чём заключается это влияние? Каковы главные направления соборной работы, которые определяет Патриарх Кирилл? Их много, но все они направлены на решение главной задачи, чем занимается каждое региональное отделение ВРНС. Это вопросы народосбережения и народоприумножения, в том числе в деле профилактики абортов, поддержки многодетных семей и корректировки миграционной и градостроительной политики в интересах государствообразующего русского народа. И в ходе уже упомянутого юбилейного Собора Святейший Патриарх следующим образом сформулировал главную соборную задачу:

В наши дни именно сбережение народа, возрождение традиционной семьи — это условие выживания страны и цель, на достижение которой нужно не жалеть никаких ресурсов: материальных, интеллектуальных, организационных.

НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ СЕМЬИ — ЭТО УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ СТРАНЫ И ЦЕЛЬ, НА ДОСТИЖЕНИЕ КОТОРОЙ НЕЛЬЗЯ ЖАЛЕТЬ РЕСУРСОВ. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

И, нужно сказать, тема борьбы с узаконенными детоубийствами, абортами, звучит практически в каждом большом публичном выступлении Патриарха Кирилла. Как и проблемы, связанные с неконтролируемой миграцией. Всё это — личная боль нашего Предстоятеля, поскольку непосредственно затрагивает будущее Русского мира именно как Третьего Рима, тема которого тоже в последнее время всё чаще актуализируется Святейшим Владыкой. Но об этом стоит сказать отдельно и чуть подробнее.

Предстоятель Третьего Рима

Вселенская миссия России и Русской Церкви была сформулирована ровно половину тысячелетия назад, в 1523–1524 годах, в одном из письменных посланий старца псковского Спасо-Елеазаровского монастыря монаха Филофея:

Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти.

Фраза в переводе не нуждается. Основной смысл понятен: именно Россия как последняя православная держава, как упомянутый ещё во 2-м Послании апостола Павла к Фессалоникийцам Катехон, удерживающий весь мир от свершения «Тайны беззакония», то есть начала Конца времён, когда почти всё человечество поработит антихрист, главный слуга дьявола и олицетворение абсолютного зла.

Согласно толкованию Святителя Иоанна Златоуста, разделяемого многими отцами Церкви, сначала Катехоном была Римская Империя, ещё до принятия христианства препятствовавшая разгулу мирового зла и анархии силой государственного закона. После падения Первого Рима его миссию перенял Рим Новый, Константинополь. Сегодня же преемницей является Россия, прямая наследница Ромейского Царства, более известного как Византийская Империя.

Но если ещё совсем недавно концепция Третьего Рима в основном развивалась в трудах учёных и православно-патриотических публицистов, на уровне же священноначалия Русской Церкви озвучивалась редко, то в последнее время Патриарх Кирилл стал чаще обращаться к ней. И это понятно: она всегда была очень болезненной для греков, с которыми мы до последнего пытались поддерживать добрые отношения. До тех пор пока Константинопольский патриархат (Фанар) и несколько других греческих Поместных Церквей не поддержали украинских раскольников, фактически став с ними единым антицерковным целым.

«Ночь перед Рождеством» – 2019: Православный мир уже никогда не будет прежним

ВРУЧЕНИЕ ПАТРИАРХОМ ВАРФОЛОМЕЕМ В СТАМБУЛЬСКОМ ФАНАРЕ ЛЖЕМИТРОПОЛИТУ «ЕПИФАНИЮ» И ПЕТРУ ПОРОШЕНКО «ТОМОСА ОБ УКРАИНСКОЙ АВТОКЕФАЛИИ» ПОЛОЖИЛО КОНЕЦ ЕДИНСТВУ МИРОВОГО ПРАВОСЛАВИЯ. ФОТО: WWW.PRESIDENT.GOV.UA

Русские Первосвятители ещё с середины XV века имеют полное право на титул Вселенского Патриарха — с тех пор, когда Москва стала Третьим Римом. И только из русского смирения этого не было сделано ни тогда, ни в последующие столетия. Но после череды беззаконий Фанара и примкнувших к нему греческих иерархов других Поместных Церквей Святейший Патриарх Кирилл начал напоминать об этой эсхатологической миссии России и Русской Церкви. Так, в ноябре 2022-го Предстоятель заявил:

От будущего нашего Отечества, нашего народа, нашей Церкви зависит в полном смысле слова будущее мира. Потому что сегодня наша Родина отстаивает те ценности, которые ставят заслон апостасии, то есть движению к Концу времён под властью антихриста… Сегодня Россия — это Удерживающий. А это означает, что все силы антихриста будут брошены на нашу страну. Что же в нашей стране является сердцевиной духовного сопротивления? Бесспорно, Русская Православная Церковь. Поэтому нас с вами, братия, не ждут лёгкие времена. Нужно мобилизоваться… Мы — на переднем фланге, на самой важной линии духовной обороны.

То есть Патриарх Кирилл ещё в первый год СВО дал ясно понять: именно мы — «последний окоп» как Православия, так и вообще нормального мирового уклада. С элементарными ценностями в виде традиционной семьи и с правом христиан хотя бы не скрывать своей верности Христу и не искажённому извращенческой пропагандой Евангелию.

Но это не просто искусный риторический приём Святейшего Патриарха. Иначе бы в январе 2024-го, выступая перед сенаторами Совета Федерации и депутатами Госдумы на XII Рождественских парламентских встречах, Предстоятель бы не вернулся к теме противостояния антихристу и особой роли нашей страны в этом эсхатологическом деле:

Очень важно, чтобы наша страна, опирающаяся на многовековую духовную и культурную традицию, сформировавшая свой кодекс нравственных ценностей, была способна в каком-то смысле возглавить сопротивление — невероятное слово сейчас скажу! — антихристу. Сопротивление пришествию в мир глобального зла.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПЕРЕД СЕНАТОРАМИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И ДЕПУТАТАМИ ГОСДУМЫ НА XII РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВСТРЕЧАХ. ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Словом, отступать некуда — позади Третий Рим. Благо это уже начинают понимать и светские лидеры нашей страны, эффективность деятельности которых в условиях СВО уже невозможно измерить исключительно технократическими методами. Если следовать наставлениям Патриарха Кирилла, критерии оценки этой эффективности должны включать следующие вопросы. Что ты сделал для сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, для сбережения и приумножения государствообразующего народа, для приближения Победы в СВО и для… сопротивления антихристу? Ни больше ни меньше.

Промежуточные итоги. Эпоха продолжается

15 лет Патриаршего служения, учитывая тяжесть этого креста, срок немалый, а потому уже позволяющий сделать некоторые промежуточные итоги. Их очень много, а потому остановимся только на самом главном. Ещё задолго до интронизации будущий Предстоятель, тогда ещё митрополит Кирилл, начал работу по достижению важнейшей цели: сделать Русскую Православную Церковь ведущей социальной силой в России.

Сегодня даже антицерковно настроенным деятелям очевидно: эта цель достигнута. Однако речь не о пресловутом «сращивании Церкви и государства», а о том, что в решении главных социально-гуманитарных задач страны, включая вопросы образовательной и культурной политики, голос верующих становится главным. Голос, звучащий как непосредственно в Патриарших наказах, так и через главную общественную организацию нашего народа — Всемирный Русский Народный Собор.

Пожалуй, самый яркий пример воплощения наказов Русской Церкви в жизнь страны – это включение упоминание веры в Бога в Основной закон России, её Конституцию. Это было сделано непосредственно по предложению Святейшего Патриарха Кирилла. И конечно, президентский Указ №809 от 9 ноября 2022 года «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», как и включение в 2021 году этих ценностей в новую Стратегию национальной безопасности, несомненно, связаны с деятельностью нашего Предстоятеля.

Впереди ещё очень много трудов. И здесь каждый из нас, русских православных людей, обязан помочь своему Патриарху. Как молитвенно, так и на своих рабочих местах и в своих семьях. Делая что должно, что подобает чаду Русской Церкви.

С днём интронизации Вас, Ваше Святейшество! Многая и благая Вам лета! Ис полла эти деспота!

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ