КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Любые военные потрясения связаны с разрушениями и человеческими трагедиями. Но исторические испытания дают шанс на исправление ошибок и решение проблем. Воспользуется ли Россия появившимся с началом СВО шансом избавиться от наследия либералов и построить новую русскую культуру?

Уже совсем скоро мы встретим 9 Мая. Святой праздник, который с 2022 года имеет особое значение: русский народ вдохновляется памятью о Великой Победе 1945-го, двигаясь по тяжёлому пути, ведущему к новой Победе. Дата которой ещё неизвестна.

Критерии той, почти уже 80-летней давности Победы были понятны, имели название и географические координаты — нигде, кроме как в Берлине, Великая Отечественная война закончиться не могла.

Вопрос, при каких условиях СВО можно считать не просто завершённой, а победной, более сложный.

Тяжёлое время — непростые решения

И не только потому, что в нашем обществе пока не сложилось единого представления о необходимом для «денацификации и демилитаризации» Украины рубеже. Одним достаточно закрепления во включённых в состав России четырёх «новых регионов». Другим в качестве стратегического рубежа видится Днепр. Третьи не представляют Победы без парада в освобождённом от националистов Киеве. А кто-то уверен, что без выхода наших солдат к польской границе об уверенности России в своих западных рубежах говорить не приходится.

РОССИЯ ЖИВЁТ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. ФОТО: MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBALLOOKPRESS

К сожалению, любой военный конфликт влечёт за собой частичную, хотя и временную утрату нормальных человеческих качеств.

С одной стороны, человек обладает феноменальной способностью адаптироваться к любым условиям — и это означает постепенное привыкание к военным трагедиям не только непосредственных участников боевых действий, но и мирного населения, с ними соприкасающегося.

Так, для жителей прифронтовых населённых пунктов гибель каждого человека в результате ракетного обстрела или атаки БПЛА поначалу воспринимается крайне остро и переживается долго и тяжело. Но чем чаще над головой звучат взрывы и чем длиннее список погибших земляков и даже соседей, тем быстрее драматическое восприятие происходящего притупляется до почти что обыденности

С другой стороны, любое вооружённое противостояние, особенно если речь идёт о конфликте между братскими народами, сшитыми бесчисленными родственными связями, сопровождается таким явлением, как «расчеловечивание» противника. Но таков уж защитный механизм человеческой психики в экстренных условиях.

Печальная невозможность поменяться по-хорошему

Однако нельзя забывать, что специальная военная операция — это не только действия Вооружённых сил России по обеспечению безопасности нашей страны и наших соотечественников. 24 февраля 2022-го Русская цивилизация вступила в открытую борьбу и с внутренним врагом, носителем чуждых нам «ценностей» и культурных установок.

У СВО ЕСТЬ ОСОБЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ ФРОНТ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

И тут нужно вспомнить, что военное время, даже с приставкой «специальное», это зачастую последняя возможность для человека, народа и общества вернуться к нормальному состоянию и поведению. В парадигме христианского мышления — последнее средство Господа Бога по нашему исправлению и спасению.

Вот как, в частности, нынешнее положение с духовной точки зрения оценивает известный проповедник, протоиерей Русской Православной Церкви Андрей Ткачёв:

Мы расписываемся в невозможности поменяться иначе [без военных потрясений]. <…> В этом и есть трагедия: лучше меняться без скорбей — но никто без скорбей не меняется. От красоты, от ума, от счастья приходить к Богу можно — но никто не приходит. А вот в больницах, в хосписах, в окопах, в беде — приходят…

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЁВ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Если взглянуть через такую призму на состояние современной отечественной культуры, то СВО и связанные с ней коренные перемены в жизни государства и общества могут способствовать оздоровлению русского искусства, медиапространства, шоу-бизнеса, образовательной сферы.

Но «способствовать» не означает автоматического и магического, без конкретных действий и усилий по конкретным направлениям превращения фактической ситуации «как есть» в желаемую картину «как надо и как хочется».

Стендаперы, чайлдфри и Моргенштерн* с Инстасамкой — на выход!

Главным показателем оздоровления культурной сферы будет возвращение к нравственной и эстетической норме. Для этого необходимо сочетание негативных и позитивных мер.

Начнём с негативных шагов, с устранения базовых элементов ныне существующей либерально-потребительской массовой культуры. Необходимо отказаться:

— от убивающей всякую нравственность смеховой антикультуры (бесчисленные «юмористические» ТВ-шоу и интернет-подкасты). Высмеивание любого события и любой темы, осмеяние всего святого — это не просто дурной вкус или цинизм, а прямая, без поворотов и остановок дорога к моральной гибели человека и общества. Постоянным пользователям «Ютуба» придётся смириться — без «выключения» в России этого ресурса, превратившегося в информационную помойную яму, данную задачу не решить;

ПОТРЕБНОСТЬ ПОСТОЯННО И НАД ВСЕМ СМЕЯТЬСЯ ВЫЗЫВАЕТ НЕ ТОЛЬКО МОРАЛЬНЫЕ, НО И МЕДИЦИНСКИЕ ОПАСЕНИЯ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «СКРЫТЫЕ НАМЕРЕНИЯ»

— от воспеваемого на все лады либеральной творческой интеллигенцией принципа «таланту можно всё, ведь ему нужно самовыражаться». Перед нами — вариант идолопоклонства, где на пьедестал в качестве объекта поклонения взгромоздили талант. Прямое следствие такого восприятия искусства — всевозможные «художественные эксперименты», почти неизбежно превращающиеся в извращения, но яростно защищаемые «тусовкой» с криками «не смейте прикасаться к таланту!». Необходимо вернуть понятию «талант» его изначальное, библейское понимание — ответственность за использование данных Творцом способностей;

— от пропаганды антисемейных ценностей. Провозглашённый на самом высоком государственном уровне поворот в сторону традиционализма, провозглашение семьи в качестве приоритета развития общества никак не вяжется с сохраняющимся засильем развратных фильмов, клипов и сериалов. Одним из первых шагов должна стать отмена в культуре лицемерного фигового листка в виде маркировки «18+» — в условиях общедоступности цифровых технологий «взрослый контент» фактически невозможно надёжно скрыть от несовершеннолетних;

А МОЖНО НАМ КИНОГЕРОЕВ С НОРМАЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ И СЕМЕЙНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ? КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА СЕРИАЛА «СОДЕРЖАНКИ». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ START

— от всяких форм смакования зла, его эстетизации и фактического прославления. Безусловно, искусство должно отражать тёмную сторону жизни, без этого оно превратится в неправдивую пресную подделку. Однако сегодняшняя ситуация, когда различные проявления зла подаются зрителю в максимально яркой и привлекательной обёртке, недопустима. Такие примеры моментально порождают эффект подражания у юной аудитории в силу особенностей несформированной психики;

— от внедрения в массовое сознание идеи «деньги это главное, всё в жизни можно купить». Одержимые алчностью люди быстро становятся глухи к собственной совести и готовы ради перспективы богатства, реальной или иллюзорной, пойти в буквальном смысле на всё. Так что «культурные деятели» формата Моргенштерна* с его клипами, заполненными пачками наличности и ювелирными побрякушками, и Инстасамки с её пресловутым «За деньги да» отправляются в медийное небытие незамедлительно, в первых рядах.

НИЧЕГО ТАКОГО В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ОСТАТЬСЯ НЕ ДОЛЖНО. СКРИНШОТ: ГРУППА «СТЫД» В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

С чего начинаются семья и Родина

Но исключительно запретами ещё ни одно, даже самое благое начинание не обходилось. Помимо негатива, нужен и позитив. Избавление от античеловеческих «культурных трендов» должно сопровождаться наполнением искусства подлинными смыслами. Русская культура должна:

— превратить патриотизм в естественную составляющую мировоззрения. Но только патриотизм не должен стать формальным, голливудского образца: практически ни один кинопродукт «фабрики грёз» не обходится без флага США в кадре. Флаг и герб России тоже нужно демонстрировать, но не для галочки, а в качестве дополнения к любви к своей малой родине, основанной на хороших знаниях и чувстве личной причастности;

— стимулировать интерес к истории Отечества. Обратите внимание — именно к истории Отечества, то есть показать связь каждого жителя нашей страны с его непосредственными, кровными предками как строителями и защитниками Русской цивилизации. Тогда история перестанет быть просто перечислением далёких по времени деяний, а благодаря эмоциональным связям с прошлым превратится в личное переживание. В таком случае уже не нужно будет объяснять, почему и за что нужно любить Родину;

ТЕЛЕФИЛЬМ «ЩИТ И МЕЧ» ОТКРЫВАЛСЯ ПЕСНЕЙ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА». РУССКОЕ ИСКУССТВО ДОЛЖНО ВЕРНУТЬСЯ К ЭТОМУ ВОПРОСУ — И ДАТЬ ОТВЕТЫ НА НЕГО. КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЩИТ И МЕЧ» (1968, РЕЖИССЁР ВЛАДИМИР БАСОВ)

— вывести на первый план семейные ценности. До тех пор, пока в ориентированных на молодое поколение фильмах, сериалах, песнях и прочих формах творческого самовыражения семья будет преподноситься как тяжёлая повинность и разновидность «закапывания в землю своего потенциала», любые меры по стимулированию рождаемости вроде материнского капитала и льготной ипотеки будут неэффективны. Искусство должно ненавязчиво, но отчётливо говорить и показывать: семья — это непростой, требующий умения бороться с эгоизмом, но единственный гармоничный образ жизни. А уж с таким настроением можно и о льготной ипотеке, и о материнском капитале задумываться;

— вернуть труд в первый ряд ценностей и достоинств. Не повторяя при этом ошибок советского строя, сменившего справедливый пафос достоинства трудящегося человека на вывеску «социалистического реализма», за которой к началу перестройки ничего не осталось. Труд как творческая активность, преодоление себя, противоположность безделью и лени должен стать обязательным признаком настоящей русской элиты. Той самой, место которой всё ещё по итогам многолетней антирусской и богоборческой деятельности занимают всевозможные либеральные нахлебники с коррупционными корнями и бездельники-блогеры, наловчившиеся получать огромные деньги на спекуляциях человеческими слабостями.

КТО-ТО ИЗ СОВРЕМЕННИКОВ СКАЗАЛ: «БЛОГЕРСТВО — ЭТО ОПРАВДАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ». НА СНИМКЕ — АЛЁНА ВОДОНАЕВА. ФОТО: ALEXEY BELKIN/GLOBALLOOKPRESS

Что с того

Приведённый перечень необходимых изменений как негативного, так и позитивного характера в культурной жизни России не претендует на окончательный и исчерпывающий характер. Разумеется, можно и нужно формулировать другие действия, которые позволят сделать нашу культуру здоровой, формулирующей вечные смыслы и по-настоящему русской.

Вопрос ведь не в количестве пунктов в самых правильных списках, а в том, кто будет создавать культуру новой России. Прежняя «элита» в этом не помощник, а совсем наоборот. Требуется перезагрузка всей системы — от школьных программ для первоклассников до работающих в интересах страны поисковых систем и социальных сетей. От эфира телеканалов до репертуара кинотеатров и экспозиции музеев. От театральных спектаклей до интернет-контента.

СВО даёт нам шанс на такую перезагрузку. Жизненно необходимо им воспользоваться.

* Алишер Моргенштерн — включён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ