Новости о возможном уходе США из Сирии и из Ирака как минимум нуждаются в подтверждении. Для США это — серьезное геополитическое поражение. Объяснение этому может служить нехватка в США финансовых и материальных ресурсов на все конфликты, которые сами Соединенные Штаты Америки разожгли в различных регионах мира, а также невыгодное расположение некоторых из этих баз. Кроме этого, возможно, некоторые базы стали просто ненужными. Чтобы понять мотивы возможного американского решения, нужно проанализировать расположение этих военных баз на территориях Сирии и Ирака, их статус и функции.

Юридический статус всех этих военных баз США очень прост – это все незаконные военные базы, находящиеся на территориях суверенных и независимых государств. Ни Сирия, ни Ирак никогда не давали никакого разрешения на размещение на своей территории американских военных баз и не подписывали никаких соглашений с США на эту тему.

Расположение американских военных баз на территории Ирака и Сирии с точки зрения геополитики примерно одинаково. Они расположены в узловых транспортных центрах территорий, а также на территориях, контролируемых курдскими сепаратистами, и под которыми находятся большие нефтяные месторождения. В Ираке основные «транспортные» военные базы США находятся в Багдаде и на стратегической трассе Багдада – Дамаск (это та самая база «Аль-Асад», в последние дни постоянно находящаяся под обстрелами), в Сирии – это база «Ат-Танф», находящаяся на территории Сирии у границы с Иорданией рядом с городом Ат-Танф, через который проходит вторая стратегическая трасса Багдад – Дамаск, и в Дейр-Эс-Зоре. Остальные основные военные базы Соединенных Штатов Америки в Сирии и в Ираке находятся на курдских территориях рядом с месторождениями нефти, которую курды незаконно добывают и продают на экспорт.

Несмотря на выгоднейшее военно-стратегическое положение этих баз, в случае обострения конфликтов вокруг них и в случае увеличения их обстрелов может возникнуть ситуация нехватки ресурсов, в том числе средств ПВО, что может повлечь за собой гибель американских солдат, непонятно где, за непонятно какие и непонятно чьи интересы. Американскому правительству в случае значительных потерь будет трудно объяснить американскому народу, за что погибли эти солдаты – фактически, если это произойдет, то американские солдаты погибнут за интересы курдов и за интересы Израиля. Технически снабжение некоторых из этих военных баз США может быть прервано в любую минуту – так, американская военная база в Багдаде и база «Аль-Асад» находятся фактически в окружении и в случае обострения конфликта с правительством Ирака, эти базы могут быть полностью блокированы со всех сторон.

В последние недели из Сирии и из Ирака приходят сообщения о переговорах курдов с правительствами Сирии и Ирака. Возможно, это связано с тем, что курды опасаются военных действий со стороны Турции на контролируемых ими территориях. В случае каких-либо договоренностях курдов с правительствами Сирии и Ирака американские военные базы на их территориях станут не просто не нужными, но станут реальной помехой и для курдов, и для властей Сирии и Ирака.

Основной проигравшей стороной в регионе в случае ухода американцев станет государство Израиль. Как только обе трассы Багдад – Дамаск будут полностью деблокированы, у Ирана, Ирака и Сирии появится стратегическая возможность усиления давления на государство Израиль и развертывания более мощного ПВО и более мощных военных группировок на юге Сирии у границы с Израилем.

Министерство обороны США, возглавляемое министром на больничной койке, недавно сообщило о том, что последние недели операции на Ближнем Востоке обошлись Пентагону в полтора миллиарда долларов, которых не было в бюджете Министерства Обороны США. Возможно, что слухи и сведения о возможном выводе американских военных баз из Сирии и из Ирака также связаны с банальной нехваткой денег в федеральном бюджете США, и Пентагон таким образом пытается сократить военные расходы в регионе.

В любом случае следует подождать официальных сообщения на эту тему и пожелать народам Сирии и Ирака освобождения от американской военной оккупации их территорий.

 

Михаил Ошеров