На прошлой неделе один из украинских Территориальных центров комплектации (ТЦК) — так у них нынче называются военкоматы — вляпался в очередной скандал с мобилизацией. Жителя Шостки, что в Сумской области, Александра Денисенко признали годным к воинской службе, несмотря на то, что у мужчины от рождения отсутствует кисть одной руки.

По мнению сумских рекрутчиков, II группа инвалидности не должна становиться «препятствием для патриота», особенно в столь трудный для Родины час.

Получив повестку и «вооружившись» всеми необходимыми документами, Александр отправился в ТЦК, где с удивлением услышал, что «справки ничего не значат» и вообще на фронте у него «будет легкая работа».

В попытке добиться справедливости адвокаты потенциального бойца обратились к украинскому уполномоченному по правам человека Дмитрию Лубинцу, но неожиданно получили от него такой ответ.

«Ограниченно пригодных» на Украине больше не будет. Гражданин должен быть либо пригоден к военной службе, либо непригоден. Если человек в силу своего здоровья непригоден к выполнению боевых задач с автоматом в руках прямо на передовой, он может служить в штабе или в составе ракетных войск. Над этим вопросом сейчас работают». Конец цитаты.

Стоит ли говорить о том, сколь гневные комментарии в адрес ТЦК и омбудсмена появились под сообщением в соцсетях адвоката Денисенко, рассказавшего о ситуации с его доверителем? Украинцы посчитали, что с инвалидом «поступили по-скотски» и рекомендовали военным «вернуть своих мажорных сыновей из-за границы» и отправить их на службу.

В итоге, Шосткинский ТЦК, осознав, скандал какого уровня он спровоцировал, заявил, что всё это была… просто шутка, и никто человека без руки на фронт посылать не будет, более того тот официально признан «не годным к воинской службе».

Впрочем, всё это, скорее, счастливое исключение из общей картины мобилизационных мероприятий на Украине. Более того, у тех, кто защищал сумского инвалида в социальных сетях, могли быть очень большие неприятности.

На днях появилась информация, что Генштаб ВСУ обратился в Офис президента с просьбой усилить информационную поддержку процесса пополнения резервов. При этом, главной причиной срыва плана мобилизации, по мнению украинских генералов, являются не коррупционные скандалы среди военных или их жестокое обращение с украинскими гражданами, а «рука Кремля», который и организовал информационную кампанию по дискредитации ТЦК, а также по распространению «фейков» о больших потерях ВСУ на фронте, с целью запугать украинцев.

В результате печально известный украинский ЦИПСО подготовил основные нарративы по мобилизации, которые предлагается продвигать средствами украинской пропаганды. Вот их список:

– Видеоролики с отловом и побоями военнообязанных членами «летучих бригад» ТЦК снимают агенты Кремля для последующей дискредитации военкомов;

– Враг пытается сорвать мобилизацию, чтобы принудить Украину пойти на переговоры;

– «Единичные случаи» коррупции в ТЦК и ВВК (военно-врачебных комиссиях) искусственно раздуваются и используются вражеской пропагандой с целью сорвать мобилизацию;

– Призыв к мобилизации депутатов, чиновников и их детей – не более, чем механизм вражеской пропаганды;

– Вся кампания по очерненною организована для того, чтобы лишить ВСУ возможности пополнять резервы.

Понято, что попав в столь сложное положение, украинским властям гораздо проще пойти по своему любимому пути и списать всё на происки внешних врагов. Да, и честно говоря, не уверен, что на Украине вообще ещё остались люди, способные оценить происходящее в более широком контексте, так сказать в исторической перспективе. А между тем, кое-какие выводы (в большинстве своём неутешительные для украинской государственности) напрашиваются сами собой.

Начнём с того, что, несмотря на отчаянные усилия местной пропаганды, украинцы так и не стали воспринимать эту войну как народную, отечественную и освободительную. Как показывает опыт новых российских регионов, даже с поправкой на некоторое количество «ждунов» (чего греха таить, их есть, как говорят в Одессе), большинству всё равно, какой именно флаг развивается над зданием местной администрации, если государство обеспечивает им достойную жизнь.

Знаете, как в той знаменитой Малиновке, когда приход новой власти отражался лишь на форме головного убора малиновского старосты деда Нечипора.

То есть, никакого особого «украинского патриотизма» за 30 лет воспитать так и не удалось. Природное малороссийское «хатаскрайничество» победило объединяющий проукраинский дискурс. А лоскутное украинское одеяло так и не удалось сшить в единую украинскую политическую нацию.

Сильными проукраинскими, точнее, «сепаратистскими» настроениями может «похвастаться» только Западная Украина – но так было всегда. Они всегда были «сами по себе» в составе любого государства. При этом на создание своего собственного так и не сподобились.

Нынешний же киевский «сепаратизм» (по отношению к России) зиждется в основном на засилье выходцев из Галиции (что особенно усилилось после второго Майдана) и на вечном ресентименте киевлян по отношению к жителям Москвы или Питера. Обидно же, когда исторически ты древнее, но вместо столичного статуса прозябаешь в глухой провинции.

Ещё со времён упомянутого уже Майдана стал очевиден главный тренд политического украинства – свалить на Запад. Строить «великую державу» на своей земле никто даже не собирался. Всяк был и есть обеспокоен лишь своим индивидуальным благополучием, которое на Родине почему-то не мыслил. Так себе основа для патриотизма, согласитесь.

Нынешние попытки ЦИПСО записать всех уклонистов в кремлёвские агенты – смешны. Рост антивоенных настроений абсолютно не тождественен росту пророссийских. Да их, собственно, и по-настоящему антивоенными назвать-то нельзя. Практически нет тех, кто сознательно выступает против войны как таковой. Всем всё равно, главное, что бы лично их эта война никак не касалась. И пока она где-то там, вдалеке – то пусть. Кстати, именно поэтому простые граждане Украины в упор не замечали всего того, что 8 лет происходило в Донбассе.

В тоже время даже столь специфическая «антивоенная» демотивация будет в дальнейшем только усиливаться, а значит, набирать очередное «пушечное мясо» киевскому режиму будет с каждым разом всё сложнее и сложнее. Более того, полагаю, что до полного истощения мобилизационного резерва ВСУ ждать осталось уже не так долго.

Алексей Белов