ФОТО: INA FASSBENDER/GLOBALLООKPRESS

После 24 февраля 2022 года русский рынок покинули многие западные компании. Среди них – немецкая химико-промышленная Henkel. В России ей принадлежали 9 заводов, производящие моющие и чистящие средства, косметику, клеи, герметики. В конце марта стало известно, что активы Henkel приобретёт консорциум инвесторов, в который входят компании »Фармстандарт», Kismet Capital Group и »Эльбрус капитал». Сумма сделки составит 54 млрд рублей, и правительство уже дало на неё разрешение. Но принесёт ли она выгоду России?

В первую очередь следует выяснить, являются ли три вышеназванные комании русскими.

Странные решения

В 2022 году государство приняло единственно верное решение: запретить западным компаниям свободно покидать отечественный рынок. Для тех, кто намерен уйти, хлопнув дверью, оставив простаивать предприятия и побросать сотрудников, грозились ввести даже внешнее управление. К настоящему моменту внешнее управление введено только над активами двух компаний: финской «Фортум» и немецкой «Юнипер».

Около года иностранный бизнес был заперт внутри страны. Сделки проводились в единичных количествах. В качестве примера можно вспомнить продажу французским концерном Renault своего контрольного пакета в «Автовазе» государственному научному центру НАМИ за символическую сумму в 1 рубль. К такому выходу иностранного бизнеса из России вопросов нет, если опустить пункт возможности обратного выкупа французами своей доли в течение шести лет.

Но вот с начала 2023 года процесс, к сожалению, пошёл. Каждую неделю мы слышим не о желании, а о реальном уходе западных компаний из России. Причём все они получают разрешение подкомиссии правительственной комиссии по иностранным инвестициям, которую контролирует Минфин. Складывается такое впечатление, что в ведомстве Силуанова установлен конвейер, который автоматически выдаёт разрешения иностранцам на выход из России. И ладно, если бы они продавали бизнес по символической цене. Но нет, получают они за это приличные суммы. Пусть и с существенным дисконтом, но денежки выводят, абсолютно законно конвертируя рубли на евродоллары.

К 20 апреля в федеральный бюджет с декабря поступило 20 млрд рублей, уплаченных в качестве взноса за продажу бизнеса. Ставка в зависимости от ситуации составляет от 5% до 10% от рыночной стоимости. Получается, что за прошедшие несколько месяцев подкомиссия во главе с Минфином разрешила иностранцам вывести от 200 до 400 млрд рублей. Сумма, конечно, существенная. И, самое главное, она продолжит увеличиваться.

Если бы соответствующие разрешения на вывод средств не выдавались, то деньги от продажи замораживались бы на счетах типа С и оставались бы в нашей экономике, попадая под управление АСВ (Агентство по страхованию вкладов). Но, увы, Минфин считает, что резиденты недружественных государств имеют полное право на свои кровные.

ФОТО: IMAGO/MICHAEL GSTETTENBAUER/GLOBALLООKPRESS

Кто бенефициар?

Один из новых собственников еомпании «Хенкель» –»Фармстандарт» – один из крупнейших производителей лекарств в России. Ему принадлежат 9 заводов, способных выпускать до 1,7 млрд упаковок лекарственных средств. Компания – крупнейший в России производитель инсулина. А основным владельцем (54,32% акций) является компания Augment Investments Ltd, которая ранее была зарегистрирована на Кипре. Основные бенефициары – Виктор Харитонин и Егор Кульков. Однако в 2020 году компания перерегистрировалась с Кипра в специальный административный район (САР) в Калининграде.

Kismet Capital Group (KSG), также вошедшая в пул новых владельцев компании «Хенкель», была основана Иваном Тавриным в 2016 году. Несмотря на молодой возраст, KSG владеет холдингом »Медиа-1», ведущим русским сервисом по размещению объявлений »Авито», долей в сервисе по подбору персонала Headhunters. Офис компании находится в Москве, а количество сотрудников не превышает 50 человек. Но несмотря на то что Kismet Capital Group, по собственным утверждениям, инвестирует в технологический сектор, официальный сайт организации kismetcg.com не работает.

Зато у фонда »Эльбрус капитал», основанного в 2007 году, сайт прекрасно открывается. Что интересного там можно увидеть? Во-первых, данная организация вкладывает средства в растущие компании и в настоящее время управляет активами на сумму 1,5 млрд долларов. Во-вторых, присутствует она на Каймановых островах и в Люксембурге. То есть речь идёт ещё о частично офшорной компании, которая предположительно перегоняет полученную прибыль из России за границу.

Помимо этого, сделка включает возможность обратного выкупа заводов. Получается, если немецкий химический гигант почувствует, что поддался временной геополитической конъюнктуре и лишился выгодного русского рынка, то сможет вернуться на него вновь. А потом, возможно, снова уйти на не выгодных для России условиях.

Итак, сделка по продаже заводов Henkel, одобренная правительством, для России очевидно не выгодна. Во-первых, существует большая вероятность, что покупатели будут выводить часть прибыли на зарубежные счета. Во-вторых, сама компания Henkel может снова вернуться в Россию на не выгодных для страны условиях. Что было бы правильным в таких условиях? Как лучше всего распорядиться заводами немецкого химико-промышленного гиганта?

Ответ очевиден: их необходимо национализировать. То есть выкупить, отправив деньги на счета типа С или – если позволяют обстоятельства – изъять в пользу государства. Тем более что такая возможность предусмотрена Гражданским кодексом России. В таком случае не будет ни риска вывода прибыли на офшорные счета, ни возможности обратного выкупа. Впоследствии же национализированные заводы Henkel можно продать ответственным отечественным собственникам на выгодных для государства условиях.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ