TSITSAGI NIKITA/GLOBALLOOKPRESS

В городке Чайковский Пермского края разгорелся скандал. В Театре драмы и комедии отменили намеченный на 5 мая спектакль «Смерти нет», посвящённый Великой Отечественной войне и проведению СВО на Украине. Одновременно с этим был уволен и режиссёр спектакля Александр Борисов. Разбираемся в произошедшем, подмечая и другие тенденции в театрах России.

В основу спектакля легли стихи Анны Долгарёвой, Игоря Караулова, Дмитрия Мельникова, а также проза Захара Прилепина и рассказы военкора Дмитрия Стешина. В разговоре с Царьградом Стешин отметил, что получил открытое письмо от художественного руководителя об отмене постановки. И оно его «неприятно удивило».

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Мне худрук прислал открытое письмо. Я не знал пока, что делать. Я только что в Донбасс приехал, весь в мыле. Но что-то бы сделал, если бы не начался скандал. Вы знаете… Я давно замечал и сталкивался, перемещаясь по нашей необъятной стране, что именно в регионах наши «доброжелатели» активно работают и с прессой, и с молодёжной творческой средой. Я не забуду, как приехал в город Кинешма, когда плыл по Волге на маленькой четырёхметровой надувной лодке. Всю Волгу проплыл. Там парень, журналист, мне рассказал, что у них есть сетевое издание, которое полностью под Западом. Сотрудников возят на какие-то семинары. Кто отличился — того в Польшу, кто совсем отличился — в Европу. А кто совсем мерзавец — того в США. Он попросил помочь его как-то устроить в другое место. И я устроил его в нижегородскую «Комсомолку» («Комсомольская правда». — Ред.). Но сам факт… Кинешма — крохотный город на Волге. И там целое либеральное, прозападное гнездо в единственном достойном сетевом интернет-портале, городском! Представляете? А город Чайковский — я не верил, что такое может быть. Ну, вот, пожалуйста. Люди против СВО. Не знаю уж, какие идеи они исповедуют. Но они, кажется, всё показали этим поступком, — рассказал Стешин.

Официально премьеру отменили по техническим причинам. Однако бывший худрук Чайковского театра драмы и комедии Александр Борисов утверждает, что это связано с позицией актёров, выступающих против спецоперации. Об этом ведущая «Первого русского» Елена Афонина побеседовала с ним  в эфире программы «Мы в курсе».

Почему ушли артисты

Отвечая на вопрос о том, была ли это целенаправленная акция актёров — положить на стол заявление именно в тот момент, когда к выпуску готовили спектакль «Смерти нет», или так совпало, Борисов сказал, что это уже пятый по счёту спектакль, который он готовил к премьере в Чайковском театре. До этого были «Философские сказки», «Два билета на Ковчег», «Предложение» и моноспектакль «Я и Тэффи».

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Я могу приводить только конкретные факты, что этому предшествовало. Аргумент, что когда велись разговоры по поводу сбора денег (мною опять же инициированные) на помощь участникам СВО, были какие-то косые взгляды, отказ и только общее собрание группы всего коллектива помогло сдвинуть дело с мёртвой точки, — это же всё не аргумент. Аргументом, на мой взгляд, является факт уезда артистов в другое государство во время объявления мобилизации. Вот это факт, — сказал режиссёр.

Одного из таких артистов ему предлагали взять обратно в театр. Но Борисов отказался. «И часть артистов, и в управлении культуры … хоть и не настаивали на том, чтобы я его принял, но интересовались его судьбой. И в труппе ко мне приходили и предлагали вернуть этого человека. Я ответил отказом. Пока я сижу на этом месте, его не будет», — отметил Борисов.

Между тем артисты Чайковского театра записали видеообращение, решив таким образом донести до публики своё видение ситуации. По их словам, актёры, занятые в спектакле, «никогда не отказывались» от участия в этом проекте.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Проект этот отменён самим режиссёром-постановщиком, непосредственно художественным руководителем театра Александром Николаевичем Борисовым. Во время увольнения ему предложили доставить эту постановку, так как на самом деле она ещё не доставлена, и отыграть спектакли. Но он отказался и запретил Чайковскому театру драмы и комедии делать эту постановку, — заявили они.

Всё из-за конфликтов

По словам заведующей труппой театра, актрисы Марии Картазаевой, дело не в спектакле, а в тех отношениях, которые сложились у коллектива с режиссёром Борисовым. Из 27 артистов, которые были на момент его прихода, к концу апреля осталось всего 14. И в основном актёры уходили из-за скандалов, сказала она.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Он оскорблял и унижал артистов, давал нелицеприятные комментарии. С ними нужно выстраивать какие-то отношения. Я это говорю и как заведующая труппой, и как актриса. Люди уходили в никуда. Актриса с тремя детьми, одна, написала заявление. Сказала: «Я не могу». Она не была занята в этой постановке, это никак не связано. Руководство приняло решение, что важнее сохранить всю труппу, ведущих артистов. Поэтому Александру Николаевичу предложили доставить постановку, выпустить её 6-7-го числа. И покинуть достойно, спокойно свой пост. Просьба, чтобы он ушёл, никак не связана с этой постановкой, — пояснила завтруппой.

Так дело не в спектакле?

Картазаева утверждает, что артисты не саботировали и не отказывались от участия в репетициях. Борисов считает, что это нормальная практика, когда при закрытии сезона происходит процесс добора, «кто-то уходит, кто-то приходит». А что замечания делал — так это работа, за которую ему и платят.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Мне предложили доставить спектакль. Но как его можно доставить в условиях, когда один из артистов напрямую мне сказал: «Сегодня я на репетицию не пойду»? И в этот же день мне сообщили, что контракт будет расторгнут. Информация в театр, судя по всему, по этому поводу уже просочилась. Как мне дальше руководить коллективом, как мне дальше ставить спектакль?..  После этого была ещё одна репетиция, про которую упомянула Мария. Я спрашивал ребят, что мы будем делать. Как вы реагируете на поведение вашего коллеги, что вы можете прокомментировать? Ответом было полнейшее молчание. Потом ко мне подошла молодая артистка и уговорила ещё раз собрать коллектив. Я четыре раза предлагал: ребята, делаем? Ответ: мы знаем, — прокомментировал Борисов.

«Вы же общались с вашими местными чиновниками от культуры, может, и повыше? У них желание есть, чтобы в репертуар театра попали именно такие спектакли об СВО? Запрос на это есть, деньги на это готовы выделять?» — спросила ведущая Царьграда Елена Афонина у режиссёра.

Он сказал, что в прошлом году совместно с партнёрами из различных фондов были заявлены два проекта. Первый посвящён «Дням Турбиных», второй под названием «Зёрна» — о том, как произрастают зёрна зла. Оба были направлены в Президентский фонд культурных инициатив. Пока безрезультатно.

Мы подавали их  как некоммерческая организация. И наши партнёры подавали в Президентский фонд. Оба проекта не получили поддержку, — заключил Борисов.

Артисты разделились на два лагеря

Театральный и музыкальный критик, руководитель литературной части Нового театра под руководством Эдуарда Боякова — Екатерина Кретова в интервью Царьграду рассказала о театральной жизни в провинции и её особенностях в это не простое для всех время.

В своём Telegram-канале «Замполит Кретова» эксперт писала о вручении российской национальной театральной премии «Золотая маска», которое состоялось 22 апреля в Москве. Десятки спектаклей из 25 городов России были номинированы. А лучшим спектаклем в оперетте/мюзикле был признан мюзикл «Три товарища» Пермского академического «Театр-Театра».

По словам эксперта, результаты «Золотой маски», главной национальной премии России, спустя год после начала СВО абсолютно показательны. Она обратила внимание, что экспертный совет, а затем жюри «Золотой маски» выдвигает в качестве лучшего спектакля в драме в сезоне 2022/2023 года спектакль «Р» театра «Сатирикон» по пьесе Михаила Дурненкова в постановке Юрия Бутусова. Который, по мнению профессионального сообщества, значительно уступает «Войне и миру» Римаса Туминаса. Тем не менее премию получает «Р».

ФОТО: ЦАРЬГРАД

После этого режиссёр Филипп Лось, бывший таллинский режиссёр Русского драматического театра, обратился к Михаилу Дурненкову. Послушайте: «Пытливый ум, наш драгоценный гений, Миша, поздравляю тебя и твой гениальный текст с заслуженной наградой. Театр «Сатирикон», спектакль «Р», «Золотая маска» 2023 года за лучший спектакль. Дорогой, в этой победе твоя доля огромная, твоим текстом актёры оплодотворяют зал, и в публике рождаются люди с  большой буквы. Ты на пару с [Михаилом] Гоголем сработал точно, прицельно, наповал. Ты был сказочно хорош, обнимаю тебя, храни тебя Бог». Вот этот самый Миша, которого должен хранить Бог, в прошлом году во время Пасхи с очень оригинальным поздравлением обратился к православным, определённым образом, омерзительным образом расшифровав аббревиатуру ХВ (Христос воскресе). Который обращался с откровенными  русофобскими антигосударственными лозунгами и заявлениями в соцсетях. Человек, который совершенно не скрывает своей позиции… И именно этот человек и этот спектакль получают премию, — подчеркнула она.

Об этом стоит задуматься, так как это отражает ту активную гражданскую позицию, которой придерживается огромная «политикообразующая» часть творческой интеллигенции нашей страны. Дело не в том, кто и что сказал или не сказал, подчеркнула Кретова. Скандалы в Чайковском театре или Севастопольском драматическом театре, который мы видели, — лишь результаты этой политики. На самом деле всё гораздо сложнее.

На церемонии вручения премии «Золотая маска» награду получает мюзикл «Три товарища» Пермского театра  в постановке Бориса Мильграма. А я напомню, что в мае прошлого года, когда уже шла СВО, этот театр для создания мюзикла «Сердце Пармы» пригласил композитора Александра Манацкова. Который к тому моменту уже чётко обозначил свою антигосударственную позицию и откровенно заявил, что собирает средства на помощь украинской армии. И театр заключает с ним контракт на крупную сумму из госбюджета! Никто ничего об этом не говорит! А дальше без всяких заявлений, без деклараций этот спектакль из планов театра исчезает. Но Борис Мильграм получает в апреле 2023 года премию за мюзикл «Три товарища». Мюзикл, конечно, гениальный! Но в контексте тех событий, которые происходят, мы чётко понимаем, за что ему дают такую награду. Наше театральное сообщество признаёт его героем. Потому что он человек «с позицией». И эти люди «с позицией» сегодня нас с вами окружают, — заключила Екатерина Кретова.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА