Украинский бизнес убегает из страны и оседает в Европе. Речь идет о металлургах, фармацевтах, работниках IT. Предприимчивые люди уже поняли, что после окончания военных действий в разрушенной и обложенной долгами стране ловить нечего и спешно вывозят за кордон деньги и оборудование. Пионером стал бывший донецкий олигарх, экс-хозяин Донбасса Ринат Ахметов.

Его группа «Метинвест» собирается начать строительство металлургического завода в итальянском Пембино в конце 2024 года. Если все пойдет по плану, новый завод заработает в Италии в 2027 году. Он будет производить ,так называемую, зеленую сталь. В настоящее время Италия импортирует около 6 миллионов тонн стальной продукции, но благодаря строительству нового завода «Метинвест» надеется сократить этот дефицит.

А вот энергетическая компания ДТЭК собирается строить систему накопления энергии в Польше. «Ахметовцы» договорились о покупке проектной фирмы и это даст ДТЭК право на строительство систем хранения электроэнергии мощностью 133 МВт на юге Польши. Планируется начать строительство в IV квартале 2024 года, чтобы ввести объект в эксплуатацию в начале 2026 года. Cумма сделки составляет 30 миллионов евро. Это крупнейший проект системы накопления энергии в Польше, а соглашение является первой крупной инфраструктурной инвестицией ДТЭК в этой стране.

В целом энергохолдинг Рината Ахметова планирует построить в Европе 5 ГВт зеленой генерации за €6–6,5 млрд – в Румынии, Хорватии, Италии и Польше к 2030 году.

Украинский производитель лекарств «Фармак», который принадлежит Филе Жебривской (сестра экс-депутата, соратника Ющенко Павла Жебривского) тоже не собирается работать на Украину. Филя Жебривская еще в прошлом году купила маркетинговые фармацевтические компании в Чехии и Словакии вместе с соответствующими правами интеллектуальной собственности и торговыми марками.

В 2024 году «Фармак» успешно завершил приобретение польской фармацевтической компании Symphar, став владельцем ее 100% акций. Логично, учитывая сколько украинских беженцев осели в Польше и других странах восточной Европы. Возвращаться они не собираются, а вот лечится будут и покупать знакомые им препараты – тоже. Еще и акцию замутят «Покупай украинское в Польше». Или в Испании. Ведь в разгар СВО, в 2022 году, «Фармак» начал строительство нового завода в Испании, в пригороде Барселоны, вложив в этот проект более 20 миллионов евро.

Еще одна украинская фармацевтическая компания из Львова – «Юрия-Фарм» – приобрела узбекскую фармацевтическую компанию «Река-Мед», использовав финансирование в размере 10 миллионов евро из существующего кредита ЕБРР.

Это позволит «Юрия-Фарм», которая экспортирует 30% своей продукции (из которых 15% в Узбекистан), производить фармацевтическую продукцию локально для узбекского рынка.

Глобальная аутсорсинговая IT-компания с украинскими корнями Ciklum в феврале этого года объявила о приобретении американского разработчика цифровых решений Infogen. Благодаря этому соглашению Ciklum планирует ускорить свое развитие на рынке Северной Америки.

А украинская сервисная IT-компания Intellias в марте 2024 года приобрела 100% акций американской C2 Solutions с офисом в штате Миннесота. Поглощение поможет Intellias усилить свое присутствие на рынке США. В сентябре 2022 года компания уже приобрела британского поставщика IT-услуг Digitally Inspired.

Один из крупнейших производителей замороженных продуктов в Украине – «Три медведя» – купил польскую компанию Nordis, владеющую заводом по производству полуфабрикатов и мороженого в Польше. Это подтвердил и владелец «Медведей» Дмитрий Ушмаев. Сумму сделки в украинской копании называть отказываются, но уточняют, что планируют инвестировать в развитие производства в Польше.Но в мае 2023 года компания Ушмаева взяла беззалоговый кредит в 210 миллионов гривен в «Райффайзен Банке» под страховое покрытие Экспортно-кредитного агентства. Заем будет использован на осуществление экспорта в Польшу, где «Три Медведя» присутствуют с июля 2022 года.

Интересно, что киевлянин Ушмаев с 10 лет жил и учился в России, куда переехали его родители-инженеры. Но финансовое образование все же получил на Украине, там же и развивал свою сеть мороженого и полуфабрикатов, «Три медведя» контролирует 11% всего рынка. Миллионер Ушмаев был членом партии Регионов, контролировал от ее имени Борисполь, но перед майданом написал заявление о выходе из ПР.

Несложно заметить, что украинский бизнес начал искать новые площадки и вкладывать деньги в западные проекты уже в 2022-м. Иными словами, пока Даниловы-Будановы вещали о «деоккупации Крыма» и выходе ВСУ на границы 1991 года, украинские миллионеры знали, что с Украиной покончено и искали пути отхода из страны и спасения всего, «что нажито непосильным трудом».

Светлана Манекина