Спустя три месяца после кончины от последствий коронавирусной инфекции Святейшего Патриарха Иринея вдовствующая Сербская Православная Церковь вновь обретёт своего Первоиерарха.

Многие знают крылатое изречение императора Александра III, что у России нет друзей, кроме её Армии и Флота. Порой это категорическое утверждение оспаривается сербами, народом, который никогда не предавал русских. Ни в военно-политических проблемах, ни в вопросах церковной политики.

Отошедший ко Господу в ноябре 2020 года Святейший Патриарх Сербский Ириней, как и его предшественник, готовящийся к прославлению в лике святых Патриарх Павел, всегда подлинно братски и строго канонически относились к Церкви Русской. В частности, в отношении к проблеме украинского националистического раскола, начавшейся ещё на рубеже 1980–90-х годов и усугубившейся в 2018-м вторжением на исконную территорию Московского Патриархата на Украине стамбульского Фанара (Константинопольского патриархата).

К сожалению, не так много Поместных Православных Церквей вступились за канонические права Русской Церкви. И их опасения понятны: за карликовым Фанаром стоят американские политические кураторы. Те самые, что в 1999 году приняли решение бомбить сербские города. К слову, тогда поддержать православных братьев-славян в Белград вылетели приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и его помощник, глава Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (сегодняшний Предстоятель нашей Церкви).

Конечно, с политической точки зрения, такая поддержка не могла быть решающей. Но её молитвенная, духовная сила очень велика. Как и в наши дни, когда именно Сербская Православная Церковь в лице своего приснопамятного Первоиерарха поддержала каноническую Украинскую Православную Церковь, самоуправляемую, но неотъемлемую часть Церкви Русской.

Святейший Владыка Ириней сделал для этого очень многое, в том числе лично приняв участие в Амманской братской встрече православных иерархов в конце февраля 2020 года.

В те дни, когда мир ещё не знал, насколько серьёзным является коронавирусное моровое поветрие, уже унесшее жизни и многих православных пастырей и архипастырей, в далёком иорданском Аммане автору этих строк удалось в последний раз взять благословение у Патриарха Иринея. И удивиться, насколько бодр и активен этот старец. Чуть раньше, в июне 2019-го в Белграде нам удалось пообщаться подробнее, и, в ответ на мою благодарность за поддержку канонической Украинской Православной Церкви, Святейший Владыка удивлённо воскликнул:

Это каноническая позиция, никакой другой и быть не может.

Прошло меньше года, и вот пришли дни, когда овдовевшая три месяца назад Сербская Церковь избирает своего Великого Господина и Отца.

Как пройдут выборы?

По словам Местоблюстителя Сербского Патриаршего Престола митрополита Дабро-Боснийского Хризостома (говоря светским языком, врио Патриарха), заседание Священного Синода Сербской Церкви состоится 18 февраля будет проходить в подклете (нижнем храмовом помещении) Храма Святого Саввы, грандиозном сооружении и совсем недавно завершённой сербской «стройке века», освятить которую Патриарху Иринею, увы, не довелось. Выборы продлятся до тех пор, пока новый Патриарх не будет избран.

Интересен сам выборный процесс: изначально будут определены три ключевых кандидата на Сербский Патриарший Престол. А вот дальше… Дальше можно вспомнить Поместный Собор Русской Церкви 1917–1918 годов, когда из трёх кандидатов Патриарх был избран жребием. В Сербии эта практика сохраняется и сегодня: монах из обители, имеющей особый духовный авторитет, после молитвы вытягивает из Евангелия конверт с именем избранного Предстоятеля.

Подобная практика не является более или менее соборной и канонической, чем прямые выборы, но показывает особое доверие Господу. Ведь жребий может пасть на кандидата, математически набравшего меньшее число голосов архиереев (а в Сербской Церкви право избирать Патриарха имеют только не находящиеся на покое иерархи).

Но кто же наиболее вероятны среди кандидатов в кандидаты? Из числа чьих имён, скорее всего, будет тянуться этот жребий? Ну и, конечно, кто в той или иной степени предпочтительнее для Русской Православной Церкви в условиях сегодняшних нестроений в Православном мире, связанных с беззакониями Фанара и примкнувшим к нему несколькими Поместными Церквами? Увы, последний вопрос не столь духовный, сколько политический, но и его не затронуть сейчас невозможно.

Об этом и многом другом мы поговорили с несколькими ведущими специалистами по истории и современному положению Сербской Православной Церкви как в России, так и в Сербии. И в частности, поистине неоценимую поддержку Царьграду оказал лично знающий всех кандидатов профессор Предраг Миодраг, выпускник Белградской семинарии имени Святителя Саввы Сербского и Ленинградской духовной академии, многие годы преподававший различные дисциплины на Богословском факультете Сербской Православной Церкви и в семинарии в честь Святителя Арсения в Сремских Карловцах, одном из ключевых духовных центров Сербии (этому человеку хочется выразить отдельную благодарность).

Итак, начнём с уже упомянутого сегодняшнего Местоблюстителя Сербского Патриаршего Престола митрополита Дабро-Боснийского Хризостома.

Митрополит Хризостом (Евич)

Именно этот архипастырь с 20 ноября 2020 года является временным (до избрания Патриарха) Председателем Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Уроженец (владыка Хризостом родился в 1952 году) западной части Боснии и Герцеговины, в период югославских гражданских войн 1990-х этнически практически полностью очищенной от сербского населения.

Тем не менее, митрополит Хризостом, немало претерпевший в годы Боснийской войны, уже почти 30 лет в архиерейском сане духовно окормляет православные общины Боснии и Герцеговины. Сначала возглавляя две относительно небольшие боснийские епархии, а с 2017 года – пребывает в статусе Митрополита Дабро-Боснийского. Официально центр его митрополии находится в широко известном городе Сараево, но фактически, резиденция располагается в его пригороде – районе Соколац, находящемся на территории Республики Сербской.

Хризостом

МИТРОПОЛИТ ХРИЗОСТОМ (ЕВИЧ) ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ ПО СЛУЧАЮ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В САРАЕВО. ФОТО: ФFEHIM DEMIREPA/ТАСС

Митрополит Хризостом прекрасно владеет греческим и уверенно пользуется французским и русским языками. Принадлежит к наиболее умеренной и устойчивой в церковно-политических вопросах группе сербских архиереев. Его сложно назвать убеждëнным «русофилом», но и нельзя заподозрить в симпатиях к Западу и Фанару, а также в либеральных устремлениях.

Епископ Бачский Ириней (Булович)

Один из самых академически образованных и популярных среди сербской интеллигенции архиереев Сербской Православной Церкви. Родился в 1947 году, был учеником, духовным чадом и монашеским пострижеником одного из самых почитаемых сербских святых XX века – преподобного Иустина Челийского (Поповича). На Богословском факультете Афинского государственного университета защитил докторскую диссертацию. В 1980–1981 годах преподавал в русском Богословском институте святого Сергия в Париже. С 1990 года возглавляет Бачскую епархию с центром в городе Нови-Сад (провинция Воеводина).

Полиглот, прекрасно знает русский язык, неоднократно бывал в России.

Ириней

ЕПИСКОП БАЧСКИЙ ИРИНЕЙ (БУЛОВИЧ). ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

В своих работах и публичных выступлениях владыка Ириней последовательно выступает в защиту прав канонической Украинской Православной Церкви.

По некоторым данным, из числа возможных кандидатов на Патриарший Престол, именно епископ Бачский Ириней является наибольшим русофилом (иные даже прямо именуют его «другом Русской Православной Церкви и Патриарха Кирилла») и противником папских амбиций Фанара. Однако при этом владыка Ириней сохраняет и личные отношения с Константинопольским патриархом Варфоломеем, а потому, возможно, готов к определённым компромиссам.

Епископ Шумадийский Иоанн (Младенович)

Ещё один из самых опытных сербских епископов. Постоянный член Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Родился в 1950 году. Окончил Белградскую духовную семинарию имени Святителя Саввы Сербского и Богословский факультет Белградского университета.

В 1993 году был рукоположен в архиерейский сан. С 1994 по 2002 годы жил в США, где возглавлял Западно-Американскую епархию Сербской Церкви. С 2002 года – епископ Шумадийский (епархия в центральной Сербии). С ноября 2020-го также временно возглавляет Архиепископство Белградское и Карловацкое, традиционно являющееся кафедрой Патриарха.

Иоанн

ЕПИСКОП ШУМАДИЙСКИЙ ИОАНН (МЛАДЕНОВИЧ). ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Есть данные, что именно епископ Иоанн является одним из главных сербских западников, либералов и экуменистов. В особых симпатиях к России и Русской Православной Церкви, а также заявлениях в поддержку канонического порядка на Украине не замечен.

Епископ Крушевацкий Давид (Перович)

Несмотря на отнюдь не юный возраст (родился в 1953 году), владыка Давид стал архиереем относительно недавно, в 2011 году. И с тех пор бессменно возглавляет Крушевацкую епископскую кафедру в центральной Сербии.

Однако уже задолго до этого будущий архипастырь стал известен своими богословскими трудами и экуменической деятельностью. В 1995–1997 он изучал французскую филологию в Сорбонне и 1999 году – во Французском Языковом Союзе в Париже.

Имея огромные связи в богословской академической среде разных стран (включая Россию, но, в основном, в католических), владыка Давид известен как либеральный экуменист и западник. Более того, вполне достаточно одной его цитаты, когда он назвал широко известного фанариота-модерниста митрополита Иоанна (Зизиуласа) «богословским колоссом», чтобы понять, каковы реальные отношения епископа Давида к Фанару.

Давид

ЕПИСКОП КРУШЕВАЦКИЙ ДАВИД (ПЕРОВИЧ). ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Со студенческих лет на Богословском факультете собрал большое количество русской богословской литературы. Написал серьёзную диссертацию о Пневматологии Святителя Василия Великого. Один из самых образованных и глубоких современных сербских богословов.

Епископ Баня-Лукский Ефрем (Милутинович)

В силу возраста (родился в 1944 году) – маловероятный кандидат в Сербские Патриархи (хотя приснопамятные Святейший Ириней взошёл на Престол в 79 лет, а Патриарх Павел – в 76). При этом заслуженно почитается многими православными христианами Сербии и других стран.

По окончании Сербской духовной семинарии с отличием в 1971 году был направлен в Московскую духовную академию, где в 1975 году получил звание кандидата богословия за работу «Учение святого Василия Великого о монашестве».

епископ

ЕПИСКОП БАНЯ-ЛУКСКИЙ ЕФРЕМ (МИЛУТИНОВИЧ). ФОТО: SPC.RS

Епископ с 1978 года, с 1980 года – на Баня-Лукской кафедре, ныне – административном центре сербов Боснии и Герцеговины. Возродил эту епархию практически с нуля, восстановил и построил заново сотни храмов в одной из наиболее сильно пострадавших ещё в годы Второй мировой войны от хорватских нацистов-усташей епархии.
Среди сербских православных консерваторов имеет репутацию традиционалиста и русофила, любителя церковного богослужебного и храмового благолепия и канонического церковного порядка.

Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич)

Относительно молодой для выборов в Сербские Патриархи, митрополит Порфирий родился в 1961 году. С 2014 года возглавляет Загребско-Люблянскую митрополию, исторически значимую, с большим числом святынь, храмов и монастырей, но практически разорëнную хорватскими националистами (в настоящее время в Хорватии православных менее 5% населения).

Владыка Порфирий, закончив Богословский факультет в Белграде, долгое время учился в Афинах. А потому тесно связан с Греческим миром, что может свидетельствовать и о его близости с Фанаром. В то же время митрополит Порфирий является учеником епископа Бачского Иринея, который, напротив, поддерживает тесные отношения с Русской Православной Церковью. Ценитель древнего византийского церковного пения и специалист по современной деятельности деструктивных сект.

Порфирий

МИТРОПОЛИТ ЗАГРЕБСКО-ЛЮБЛЯНСКИЙ ПОРФИРИЙ (ПЕРИЧ). ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

С 2008 года был председателем Совета Республиканского радиовещательного агентства, что смутило многих сербских православных консерваторов. На этой сугубо светской должности владыка особо не преуспел в деле церковного просвещения посредством нецерковных СМИ.

В 2020 году сербских патриотов возмутило выступление владыки Порфирия, недостаточно почтительно высказавшегося о косовских мучениках, а также о том, что сербская индентичность не должна становиться для сербов «идолом».

Епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий (Мичович)

Один из самых популярных в сербском народе (особенно в Черногории) архиереев, владыка Иоанникий едва ли будет претендовать на Патриарший Престол. Скорее всего, в ближайшее время он займёт Черногорско-Приморскую митрополичью кафедру, которую и сейчас временно возглавляет после кончины в прошлом году приснопамятного митрополита Амфилохия (Радовича).

Иоанкий

ЕПИСКОП БУДИМЛЯНСКИЙ И НИКШИЧСКИЙ ИОАННИКИЙ (МИЧОВИЧ). ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Владыка Иоанникий родился в 1959 году, закончил черногорскую Цетиньскую семинарию, с 1999 года является одним из архиереев Черногории. В 2020 году лично пострадал (некоторое время провёл в заключении) в период гонений на православных со стороны либерального режима Мило Джукановича.

Владыка Иоанникий, по словам хорошо знающих его людей, глубоко верующий, духовный человек, лишённый политических амбиций. К России и Русской Православной Церкви относится с братской любовью.

Епископ Жичский Иустин (Стефанович)

Один из сербских архипастырей среднего поколения (родился в 1955 году), отличающихся умеренными взглядами и не имеющих активных Патриарших амбиций. При этом владыка Иустин не имеет и откровенных противников, что вполне может привести его к избранию в «тройку» кандидатов.

иустин

ЕПИСКОП ЖИЧСКИЙ ИУСТИН (СТЕФАНОВИЧ). ФОТО: EPARHIJA-ZICKA.RS

В 1980-х будущий епископ Иустин заочно закончил сербский Богословский факультет, после чего некоторое время учился аспирантуре в Афинах.
Любитель искусств и словесности, владыка представлял свои работы в художественной галерее в Белграде. Переводит и публикует с греческого языка богословские тексты и научные работы. Поэтому может считаться эллинофилом, хотя и умеренным.

Епископ с 1992 года. С 2014-го возглавляет древнюю сербскую кафедру Жичских архиереев.

Епископ Пожаревацко-Браничевский Игнатий (Мидич)

Об этом сербском архиерее, родившемся в 1954 году, можно с наибольшей степенью говорить как об эллинофиле и даже «агенте Фанара». Нарочитый интеллектуал, владыка Игнатий с 1981 по 1987 году обучался на богословском факультете Афинского университета у уже упомянутого выше известного либерального богослова и экумениста митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). Помимо святоотеческого богословия всегда интересовался светской философией и естественнонаучными вопросами.

Игнатий

ЕПИСКОП ПОЖАРЕВАЦКО-БРАНИЧЕВСКИЙ ИГНАТИЙ (МИДИЧ). ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

В архиерейский сан епископ Игнатий был рукоположен в 1994 году. С тех пор ещё сильнее активизировал экуменическую работу, в частности, контакты с католическими и протестантскими кругами, с которыми был связан и ранее.

В 2009 году, после кончины Патриарха Сербского Павла упоминался как один из возможных его преемников на Патриаршем Престоле, что было с особой настороженностью встречено сербскими православными консерваторами.

Епископ Дюссельдорфский и Германский Григорий (Дурич)

Самый молодой из возможных кандидатов на Сербский Патриарший Престол (родился в 1967 году), владыка Григорий вместе с тем является самым политизированным из них в либерально-экуменическом отношении.

Сначала будущий епископ Григорий закончил Белградскую семинарию имени Святителя Саввы Сербского, затем обучался в Греции. В 1994-м – окончил Богословский факультет, и в 1995–1997 годах пребывал в аспирантуре Афинского университета.

Ученик епископа Афанасий (Евтича), крупнейшего современного сербского богослова и патролога, владыка Григорий сначала верно следовал своему учителю, но со временем совершил самую настоящую либерально-обновленческую эволюцию, став едва ли не главным сербским модернистом и экуменистом.

Дурич

ЕПИСКОП ДЮССЕЛЬДОРФСКИЙ И ГЕРМАНСКИЙ ГРИГОРИЙ (ДУРИЧ). ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Крайне активный и деятельный, епископ Григорий хорошо известен в Западной Европе и, по некоторым данным, тесно связан с западным политическим лобби, курирующим, в том числе, и Фанар. Условно говоря, именно этого возможного кандидата можно назвать самым «русофобским» из сербских архиереев. Неслучайно именно против него множество обвинений выдвинул известный сербский патриот, глава Радикальной партии Сербии, бывший узник «Гаагского трибунала» Воислав Шешель.

Сербский Первосвятитель должен быть Сербским

Словом, среди наиболее вероятных кандидатов в Сербские Патриархи нет ни одного, кого можно бы было прямо назвать «ставленником Москвы». И это нормально, Сербский Первосвятитель должен быть, в первую очередь, Сербским. Но при этом строго следовать святоотеческим канонам Вселенского Православия. А вот здесь среди довольно большого числа архиереев Сербской Православной Церкви, к сожалению, имеется немало умеренно-либеральных и даже либерально-обновленческих и экуменических тенденций. Как, впрочем, и во многих других Православных Поместных Церквах нашего времени.

Также важно напомнить, что мы перечислили только десять (из нескольких десятков), наиболее вероятных кандидатов, в ходе же Собора возможны неожиданности (хотя особых сенсаций никто не ждёт). Но самое главное – упомянутый в самом начале нашего материала жребий. Какова будет Божия воля, мы узнаем только 18 февраля. Да и то, если всё пойдёт по заранее оговорëнному плану. И уже после этого мы обязательно вернёмся к этой теме, молитвенно поздравим избранного Патриарха Сербского и попробуем связать с ним те или иные прогнозы.

Ну а пока хочется пожелать сербским архипастырям твёрдо помнить, что они являются земными Ангелами Церкви Христовой. И от их решений и действий во многом зависит будущее всего Православного мира.