В России может появиться собственный сервис безналичной оплаты. Если это случится, транснациональным корпорациям, которые сейчас доминируют на рынке, Apple, Google и Samsung, придётся потесниться. Однако дело не в бизнесе. Обретение Россией экономического суверенитета невозможно без контроля над платёжными системами.

В сети появилась информация о том, что «Яндекс» готовится запустить собственный сервис безналичной оплаты Yandex Pay. Несмотря на то что в самом «Яндексе» пока уходят от ответа, заявляя, что компания постоянно развивает и совершенствует свою экосистему, появление в скором времени сервиса безналичной оплаты выглядит более чем логичным.

За прошедшее десятилетие экосистема «Яндекса», кажется, консолидировала все IT-направления: от онлайн-просмотра кино до вызова такси через приложение. Единственной отраслью, где позиции «Яндекса» представлены слабо, является финтех. Собственно говоря, именно с этой целью российский IT-гигант пытался выстроить взаимодействие со Сбербанком. Однако Герман Греф, вместо того чтобы наладить продуктивное сотрудничество, захотел «подмять» «Яндекс» под себя. Именно поэтому в 2019–2020 гг. произошёл «развод» «Яндекса» и Сбера.

Ещё одной попыткой стало возможное объединение с банком «Тинькофф». Стороны долго вели переговоры, но они не увенчались успехом. «Яндекс» и «Тинькофф» называют совершенно разные причины провала сделки, но нам важен результат. А он получился отрицательным.

Соответственно, «Яндексу» не остаётся ничего другого, кроме как пытаться развивать сервисы финтеха самостоятельно. На это нужно больше времени и средств, зато результат обещает окупить все издержки с лихвой.

Возможное появление Yandex Pay может стать ключевым этапом развития финтех-направления. После утраты контроля над «Яндекс. Деньгами» (теперь – «Юмани») крупнейшая цифровая компания России оказалась без собственной платёжной системы. Теперь даже на сервисах «Яндекса» господствуют Google Pay, Apple Pay и т. д.

Вместе с этим вопрос создания отечественного сервиса безналичной оплаты выходит за рамки развития экосистемы «Яндекса». Эта тема прямым образом соотносится с информационной безопасностью России.

В настоящий момент практически все онлайн-платежи проходят через вышеупомянутые иностранные системы. Соответственно, иностранцам (читай – американцам) становится доступным широкий массив данных. Конечно, ЦРУ нет дела до выручки конкретного продуктового магазина, но всё это позволяет сформировать то, что называется Big Data. Анализируя данные, американские спецслужбы способны получать точные цифры о социально-экономическом развитии нашей страны. Возможно, более точные, чем те, которые поступают в российские министерства и ведомства.

Отсутствие собственной системы онлайн-платежей существенным образом повышает те издержки, которые понесёт отечественная экономика в случае наложения дополнительных санкций. Конечно, никакой катастрофы в случае ухода Google или Apple не произойдёт, но многие онлайн-магазины рискуют прекратить своё существование. Учитывая тот факт, что сегмент интернет-торговли в нашей стране развивается опережающими темпами, подобные санкции способны нанести серьёзный удар по малому и среднему бизнесу, с которым у нас и так не всё в порядке.

В конце концов, отечественная система онлайн-платежей позволит оставить в нашей экономике сотни миллионов рублей. По разным оценкам, в России одних только пользователей Apple Pay насчитывается 20-25 миллионов человек. Apple забирает комиссию в 0,15% с одной транзакции. Если предположить, что каждый пользователь оплачивает через Apple Pay товары и услуги хотя бы на 5 тысяч в месяц, то чистая прибыль американской корпорации только на этом составляет более 150 млн рублей в год. Конечно, деньги не самые большие, но для «Яндекса» они стали бы хорошим подспорьем для увеличения инвестиций в IT-отрасль.

Помимо этого, сервисы онлайн-платежей недоступны для жителей Крыма. Да, существует система «Мир Pay», однако многие интернет-площадки не принимают переводы через «Мир». Особенно если речь идёт о покупках в иностранных магазинах.

Несмотря на то что головная компания «Яндекса» зарегистрирована в Нидерландах (на что многие справедливо обращают внимание), фактически она является российской. Более того, государство имеет самую непосредственную возможность контролировать политику «Яндекса» через «золотую акцию» компании. Исходя из этого, перспективную систему онлайн-платежей Yandex Pay можно целиком и полностью рассматривать как отечественную. Впрочем, уже давно муссируется информация о том, что «Яндекс» вынашивает планы перерегистрации в «русском офшоре» в Калининграде. Если подобное случится, то последние вопросы патриотически настроенной общественности к IT-гиганту отпадут.