Содержание цикла микро-статей

Часть I. Введение. Проблема идеологии

Часть II. Идеология и её два основополагающих вектора воздействия

Часть III. Типы идеологий

Часть IV. Форма государственного правления

Часть V. Форма государственного устройства

Часть VI. Конкурирующие идеологии в России

Часть VII. Идеология цивилизационной империи

Часть VIII. Заключение. Имперская перспектива

 

 

В статье рассмотрению подлежат концепты, поглотившие идеологическое пространство России того или иного исторического периода. В их числе: либерализм (27 лет: с 1991 г. по н/в), социализм (74 года: с 1917 по 1991 гг.) и православный империализм (более 400 лет: с конца XV века и до 1917 г.).

Как теория либерализм пропагандирует ультраиндивидуализм и вседозволенность, тем самым создавая непреодолимый конфликт между личными и общественными интересами, ведущий к кризисам и разрушению общества. Как политическая практика либерализм не толерантен к инакомыслию, не демократичен (не учитывает мнения большинства), догматичен, характеризуется монополизмом и американоцентричностью. Доминирование либерализма как идеологии неоколонизации мира обеспечено всесторонней поддержкой США. Метафизика либерализма сводится к искушению страстью наживы и богоборчеству. Теневая сторона либерализма обусловлена масонской целью править миром, и в этом контексте тайный смысл либерализма – в искусственно организуемом хаосе как этапе установления такого мирового порядка, в котором нет места для России: «Новый мировой порядок при гегемонии США создаётся против России, за счёт России и на обломках России» (З. Бжезинский). Для нашей Отчизны либерализм означает подчинение интересам англосаксов и социальный суицид.

Понятие «социализм» не имеет однозначности, поскольку в разное время и с разными целями создавались те или иные теории социализма. Согласно методу бинарных дифференциаций, самые известные концепты социализма подразделяются на четыре класса: ненасильственный полный (т.е. с полным обобществлением собственности), ненасильственный частичный (т.е. с частичным обобществлением собственности), насильственный полный и насильственный частичный социализм. Восстановление ненасильственного социализма в России не представляется реальным. А общий генезис социализма и либерализма не случайно имеет и общий ориентир на потребительство, а значит, и на переформатирование общественного сознания.

Популярность идей социализма объясняется ностальгией по великому прошлому СССР, его наследию и традициям, представлениями людей о социальной справедливости, которая попрана российскими олигархами в 1990-ые гг. Согласно русско-российскому и советскому опыту, чем больше государства, государственничества, этатизма, госрегулирования в политической, экономической и культурной жизни державы – тем лучше для великой России. Но для торжества государственничества России совсем не обязательно быть социалистической в устоявшемся марксистском понимании.

Православная имперская идеология включает две универсалии. Первая отражает идею государственного устройства имперского типа, дающая всем входящим в империю народам мир и процветание. Имперская идея – это высшее развитие института государственности в цивилизационном аспекте. Вторая универсалия отражает духовную Идею-миссию-Православие, которое считает своей важнейшей задачей не только спасение человеческих душ, но и удержание мирового зла, мирового беззакония (Катехон). Симфония двух Властей (имперской и духовной) – это сущность идеологии православного империализма (византизма). Имперский герб – двуглавый орёл символически отражает концепцию этой «симфонии». Идеология православной империи не декларирует построение рая на земле (как и человек, любое государство тоже несовершенно), но заявляет о недопущении на земле ада.

Геополитическая экспансия православной империи является логическим продолжением миссионерской экспансии христианства, и наоборот – христианская миссия обретает своё масштабное воплощение благодаря имперскому содействию. Опыт Второго Рима (Ромейской империи, Византии), построившего из варварства великую европейскую христианскую цивилизацию, об этом убедительно свидетельствует. То есть, ромеизм (византизм) можно рассматривать как наложение закона Православия на государство, как отождествление задач Церкви и государства, отождествление христианской и государственной этики.

Православный империализм для неверующих (или иноверующих) может пониматься как нравственный приоритет в любых имперских государственных делах или решениях. Формула православного отношения к иным верам проста и уникальна: с уважением принимаются традиционные верования собратьев по государственной и исторической судьбе.

Православный империализм для граждан, считающих себя православными, означает идеологию сверхдержавы в борьбе за спасение душ, удержание мирового зла и экспансию православного нравственного идеала. Чтобы об этом не забывать, у ромейских императоров всегда стояло два престольных кресла, на одном восседал император, а на втором лежал крест, символизирующий присутствие Христа.

Сравнительный анализ трёх противоборствующих проектов показывает:

– последовательный либерализм ведёт Россию к самоликвидации;

– ненасильственное, бескровное восстановление полного социализма невозможно, а частичный социализм повсеместно поглощён либерализмом;

– идеология православной империи, будучи принятой Россией, оставляет реальный шанс на возрождение русской политической нации и её сверхдержавы.

Продолжение следует