Содержание цикла микро-статей

Часть I. Введение. Проблема идеологии

Часть II. Идеология и её два основополагающих вектора воздействия

Часть III. Типы идеологий

Часть IV. Форма государственного правления

Часть V. Форма государственного устройства

Часть VI. Конкурирующие идеологии в России

Часть VII. Идеология цивилизационной империи

Часть VIII. Заключение. Имперская перспектива

 

 

Устоявшейся классификации политических идеологий к настоящему времени не существует ввиду сложности рассматриваемого феномена. Это обстоятельство объясняется нечёткостью представлений об основаниях деления общего политико-идеологического поля на классы.

Наиболее популярна классификация идеологий на «правые» (те, что против перемен: консерватизм, традиционализм) и «левые» (те, что за перемены: реформизм). В свою очередь реформизм можно разделить на течения радикального и умеренного толка. К радикальным «левым» политическим идеологиям можно отнести анархизм (ратующий за немедленное уничтожение государства как органа управления обществом) и марксизм (выступающий за постепенное полное отмирание государства) и др. К умеренным «левым» политическим идеологиям можно отнести либерализм, социал-демократизм и их модификации. «Левые» поэтому могут делиться на «лево-левых» и «лево-правых». В свою очередь, «правых» (консерватизм) можно подразделить на монархизм, империализм, клерикализм, национализм и др.

Консерватизм, как известно, в идеологиях означает приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике «консерватизм» означает неприятие радикальных реформ. С точки зрения идеологии, например, православный империализм (идеология православной империи) – это русский святоотеческий консерватизм. С точки зрения политики возрождения православного империализма, наоборот, – это уже типичный реформизм, поскольку возрождение православной империи в либеральной России возможно только через радикальные реформы. То есть, православные монархисты одновременно являются консерваторами и реформаторами, с какой стороны тут посмотреть. К настоящему времени в среде отечественных патриотов-консерваторов, ориентированных на отечественную традицию, мы имеем: классический «русский консерватизм», характерный для XIX – начала ХХ веков (А. Степанов), «просвещённый консерватизм» (Н. Михалков), «динамический консерватизм» (В. Аверьянов) и «социал-консерватизм» (А. Панарин, А. Щипков). Совершенно иные смыслы у британских консерваторов, американских, шведских социал-консерваторов и прочих. То есть, назвав себя консерватором, требуется подробное уточнение, что именно консервируется и чем заявленный консерватизм отличен от прочих.

Подобные классификации идеологий имеет свои аргументы «за» и «против», свою обоснованную логику, свою критику оппонентов и заявленные цели развития общества. С другой стороны, эта идеологическая «палитра» несколько запутывает вопрос оценки, поскольку само название не проясняет их коренную суть, а также истинные мотивы, цели субъектов (заказчиков и разработчиков) идеологических концепций. Тем более, что время редактирует принципы классификации до неузнаваемости. Например, если в начале ХХ века в России под «правыми» подразумевались монархисты, то в начале XXI века «Союз правых сил» уже обозначал откровенных сторонников либерализма. Или другой парадокс: все современные европейские монархии либеральны, а Либерально-демократическая партия России (В. Жириновский) артикулирует де-факто антилиберальные принципы…

На основе парадигмального подхода и метода бинарных дифференциаций наиболее известные идеологические концепты предлагается подразделить на два корневых (сверх-парадигмальных) класса: первый – православный империализм (с опорными категориями: «любовь» и «равноправие», «естественность» и «цивилизованность») и второй класс (марксизм, фашизм, нацизм, либерализм, русофобия и исламо-сектантский империализм) с опорными категориями: «ненависть» и «исключительность», «искусственность» и «варварство».

Категория «любовь» означает христианский духовный идеал («Бог есть Любовь»), распространяемый на всех без исключения, а «ненависть» (классовая, национальная или религиозная) – неприятие, отвращение и враждебность к иным общественным группам, считая свою «исключительной» (в том числе, и в смысле исторической миссии). Категория «естественность» отражает эволюцию идей в той или иной традиционной культуре. Категория «искусственность» ориентирована на «слом» традиции, становясь её антиподом. Категория «варварство» демонстрирует такой архетип государственного образования, который признаёт цивилизацию только стержневого государственного этноса (или ядра из двух этносов), подавляя традиции периферийных (или колониальных) народов, эксплуатируя последних. В этом контексте «цивилизованность» рассматривается как антоним «варварству», точнее, как такой архетип государственного образования, который предоставляет условия и добровольную возможность «подтянуться» народам периферии (провинций) до уровня цивилизации стержневого государственного этноса.

Продолжение следует.