Содержание цикла микро-статей

Часть I. Введение. Проблема идеологии

Часть II. Идеология и её два основополагающих вектора воздействия

Часть III. Типы идеологий

Часть IV. Форма государственного правления

Часть V. Форма государственного устройства

Часть VI. Конкурирующие идеологии в России

Часть VII. Идеология цивилизационной империи

Часть VIII. Заключение. Имперская перспектива

 

 

В рамках политической функции идеологии рассмотрению подлежат следующие основные формы государственное устройства: унитарное государство, конфедерация, федерация и империя.

Унитарные государства относительно небольшие по территории и имеют относительно мононациональный состав подавляю­щего большинства населения. Исторически Россия многонациональна, и поэтому унитарное государство не может рассматриваться как приемлемая для неё форма.

Конфедерация предпола­гает временный союз государств, образуемый для достижения совместных целей и не обладающий собственным суверенитетом. В конфедерации отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. По этим причинам конфедерация также не рассматривалась как приемлемая для России долгосрочная форма устройства.

Для условий России следует сравнивать только две формы: федерацию и империю. Только они присутствовали в истории России, давая материал для сравнения и выбора наилучшей из них.

Федерация предполагает сложное, союзное государство, состоящее из территорий её отдельных субъектов, обладающих в той или иной мере признаками государственности. Федерация в России объединяет республики. Республики – это форма реализации демократии. Российская федерация является демократической. Но демократия не позволяет с оптимизмом смотреть в будущее России, поэтому с осторожностью следует относиться к федеративному устройству, установленному насильственно большевиками в ходе Октябрьской революции 1917 года при поддержке Великобритании, США и Германии.

После Октябрьской революции 1917 года Россия из империи была превращена в Российскую Советскую Республику, которая с 1918 года именовалась как Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР); позднее, с 1936 года – как Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (аббревиатура РСФСР сохранилась), а с 1991 года как Российская Федерация. В 1922 году большевики разделили территорию великой Российской империи на ряд советских социалистических республик. Сама Россия была искусственно «сжата» до границ РСФСР (совпадающих с границами нынешней Российской Федерации), входящей на правах других республик в СССР (1922-1991 гг.). При этом исконные русские земли Малороссии, Новороссии, Белоруссии, севера Казахстана, г. Нарва в Эстонии и прочие перешли под юрисдикцию других союзных республик, что ныне создало ряд серьёзных проблем для русского (и русскоязычного) населения в этих республиках. Одна из них – гражданская война на Донбассе, немыслимая в имперской парадигме.

Федерация – легко распадающаяся форма. Так, легко и бескровно распался СССР (как, впрочем, и Чехословакия, и Югославия), в отличие от Российской империи, крушение которой сопровождалось гражданской войной. В 1990-ые годы процесс демократического разложения России шёл столь стремительно, что казалось неизбежным дальнейшее деление Российской Федерации на независимые от центра республики. Однако мудрая политика 2000-х приостановила процесс распада.

Другой, достойной для рассмотрения формой государственного устройства для России является империя. Империя в России имела естественный эволюционный характер и самый продолжительный срок присутствия в истории.

Несмотря на насильственную демократизацию Европы и на монтаж федеративной формы государственного устройства во многих странах, у ведущих европейских политических акторов (а это, прежде всего, – империя англосаксов и Россия) к XXI веку резко возрос интерес к имперской теме, интерес к империи, как форме устройства государства и мирного сосуществования народов. Этот интерес обусловлен проблемами унитарных стран (особенно их межэтническими конфликтами), разочарованием в демократии (как прикрытию фактической олигархии, как диктатуре всякого рода меньшинств, как всесвободы без нравственных ограничений), неудовлетворённостью в федерации как слабой форме союза демократических республик. Однако сам термин «империя» в XX-XXI веках потерял свою строгую определённость. Англосаксы создали негативный образ империи, ибо им нужно было уничтожить всех своих геополитических имперских конкурентов, само понятие «империя» – дискредитировать, а все имперские смысловые производные, включая типологию, – максимально запутать.

Империя, тем не менее, сохранила характерные признаки: могущество и суверенитет, универсальность и экспансию, стабильность, долговечность и надёжность. Империи также характеризуются наличием императора, имперской элиты, провинций, титульного культурного этноса, единого политического и культурного центра, единого географического, финансового, юридического и идеологического пространства.

Экспликация понятия империя рациональна на основе трихотомической структуры («имперское пространство, имперская политическая нация и имперская идеология»), а также двух, характерных для имперской идеологии универсалий: идеи государственного устройства имперского типа и духовной Идеи-миссии. В зависимости от имперской идеологии и практики предлагается подразделить все имперские типы на «варварские», «цивилизационные» и «условно цивилизационные».

«Варварская империя» – это империя, признающая цивилиза­цию только титульного (стержневого) этноса или государ­ственного ядра, состоящего из нескольких этносов. В такой империи элиты провинций/колоний не вливаются в имперскую элиту, а титульный этнос претендует на свою исключительность. К этому типу принадлежат империи, эксплуатирующие, подавляющие провинции, т. е. «бе­рущие»: например, Третий Рейх, колониальные империи (например, Британская, Испанская, Португальская и Японская). К этому типу относится современная империя англосаксов, по факту имеющая два титульных этноса (англосаксы и евреи).

«Цивилизационная империя» – это империя, предоставляющая условия и добровольную возможность «подтянуться» народам провинций до уровня цивилизации титульного этноса империи. К этому типу принадлежат империи, развивающие провинции, то есть, не только «берущие», но и «дающие»: Римская («Рим»), Ромейская (Византийская, «Второй Рим»), Священная Римская империя германской нации, Российская («Третий Рим») с присущими им идеями права и спра­ведливости. Лучшей формы государственного устройства многонационального и многокон­фессионального образования человечество за всю свою историю не выработало, и нет никаких оснований надеяться, что выработает. Единство цивилизационной империи – во мно­жестве населяющих её народов. Сила и устойчивость цивилизационной империи – в содружестве её народов, составляющих единую политическую нацию. Для её граждан, независимо от национальности и вероисповедания, яв­ляется честью ей служить (что было нормой в имперской России, независимо от того, немец ты, татарин или русский), служить, а не при­служивать.

«Условно цивилизационная империя» – это империя, построенная на фундаменте доминирующей цивилизационной сверх-парадигмы, но имеющей некоторые признаки варварства (примеры: Турция и Китай). Этот имперский тип характеризует терпимость к представителям других народов (признак «цивилизационности») и одновременно нетерпимость к представителям других культур (признак «варварства») в составе своей империи, что приводило к повсеместной культурной адаптации (насильственной ассимиляции).

Тут уместно заметить, что Западная Европа фактически отказалась от своего культурного кода. Последние мощные западные империи не случайно носили варварский характер (Великобритания, империя Наполеона, Третий Рейх). Нынешнее положение западноевропейских государств – это вассальски зависимая периферия империи англосаксов. Имеется, правда, тенденция на имперское единение Европейского Союза. Однако, существующие и весьма слабые конфедеративная или федеративная формы, а также противодействие со стороны США, не вселяют особого оптимизма в эту перспективу.

С другой стороны, Российская империя исторически сложилась как цивилизационная империя. Именно в этом качестве она постепенно становится главным (если не сказать, – единственным) культурным и духовным полюсом Европы, а также её основным геополитическим актором.

Продолжение следует