Перемога уже на горизонте – первый американский истребитель F-16 с подготовленным украинским экипажем прибудет на Украину до конца весны, обрадовал премьер-министр Бельгии Александр де Кроо.

Когда прибудет второй истребитель, премьер не сообщил. Неужели к новому году?

А газета NRC (Нидерланды) опубликовала репортаж о прибытии в Румынию трёх первых истребителей F-16, предназначенных для Украины. Не совсем понятно, если в Румынии уже есть три самолёта, почему на Украину прилетит только один.

Оказалось всё просто и ожидаемо – нет квалифицированных украинских пилотов. Хотя на обучение было отправлено достаточно украинцев, но сделать из них военных пилотов за год не получилось, отмечает NRC. Хотя бы потому, что у многих не было даже лётных лицензий.

По мнению французского военного эксперта Сириль де Латтра, подготовка украинских лётчиков для пилотирования F-16 обернулась полным провалом.

За год пилоты ВВС Украины не смогли освоить управление американским истребителем из-за языкового барьера.

В настоящее время – через год после начала обучения – украинские лётчики на американских истребителях смогли только перелететь из одной военной базы на другую. Сириль де Латтр уверен: с подобной квалификацией пилотов все истребители будут подбиты в первом же бою с русскими лётчиками.

Впрочем, военные эксперты ещё год назад предупреждали – даже хорошее знание английского языка на бытовом уровне не поможет быстро освоить пилотирование американского истребителя, необходимо очень хорошее знание военных и специальных терминов. Во время боевых действий все показания приборов необходимо будет сначала перевести на русский (украинский), пусть это займёт всего несколько секунд, но эти секунды могут стать решающими.

Поэтому многочисленные эксперты по обе стороны фронта сегодня сомневаются в том, что пилотировать F-16 будут плохо обученные украинцы.

«Западные партнёры» просто не доверят им сложную технику: и так все поля Донбасса и Запорожья усеяны дорогостоящим натовским металлоломом, не хватает ещё только разбитых истребителей.

По мнению де Латтра, выход только один – усадить в F-16 лётчиков западных частных военных компаний. Такие компании есть – Draken International в США и Top Aces в Канаде. И в той и в другой – прекрасно подготовленные военные пилоты  для F-16. Ну а Киеву не привыкать набирать наёмников, тем более что другого выхода просто нет – обучение ещё одной партии украинских пилотов займёт ещё один год и нет никакой гарантии, что вторая партия будет успешнее.

По мнению же американского военного аналитика, в прошлом разведчика и морского пехотинца Скотта Риттера, ожидаемый эффект от передачи Украине натовских истребителей F-16 сильно преувеличен.

«Греция собирается отдать Киеву 32 истребителя F-16. Но никто не говорит о томчто все эти самолёты очень старые и многие из них не в состоянии подняться в воздухЭто не первоклассные истребителиИх сначала необходимо привести в порядокотремонтироватьно на всё это необходимы миллионы долларов исамое главноевремяГде их будут ремонтироватьНа аэродромах в западной части УкраиныХорошоесли русские их уничтожат в первый деньа не тогдакогда будут потрачены деньги и время на ремонт», – заявил Риттер в эфире интернет-блога Dialogue Works.

А военкор Александр Сладков признаёт – передача Западом Украине истребителей F-16 хотя и представляет некоторую опасность для ВС России, но опасность эту не следует преувеличивать. Никакие железобетонные укрытия не спасут самолёты от русских ракет и бомб. Учитывая сегодняшние проблемы с энергоснабжением по всей Незалежной, многие работы придётся выполнять вручную, в том числе и топливо качать. А ещё иностранных лётчиков прятать, потому что в казармах они жить дольше трёх дней не смогут. Да и взлётно-посадочные полосы долго не проживут.

«А вот если они начнут взлетать с территорий соседних стран – это уже совсем другая историяэто вхождение в войнутут начнём бить по территории стран НАТОраз нас попросят», – отметил военкор.

Николай БОЛЬШАКОВ