КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Иран и Израиль балансируют на грани открытой войны, оценивая свои возможности и возможности противника. Иран заявляет, что если Израиль осмелится на «малейший акт агрессии», «иранский ответ уже не будет ограниченным». Ход за Израилем, но, похоже, в Тель-Авиве пыл поутих. И на то есть причины. Вероятно, непоследним определяющим фактором в оценке Израилем возможностей Ирана может рассматриваться информация о телефонном разговоре президента Ирана Эбрахима Раиси с Владимиром Путиным

Тихо! Израиль думает…

После ракетного нападения Ирана на Израиль руководство еврейского государства находится в глубоком раздумье. Как сообщает американская The Washington Post со ссылкой на «чиновника, знакомого с обсуждениями на высоком уровне», премьер-министр Биньямин Нетаньяху попросил Армию обороны Израиля предоставить список целей на территории Ирана. Обращает на себя принципиальная фраза этого чиновника о том, что Израиль обдумывает ответный удар, который будет лишь «сообщением» Ирану, но не приведёт к жертвам.

ИЗРАИЛЬ СЕРЬЕЗНО ЗАДУМАЛСЯ. КАК ОТВЕТИТЬ? И СТОИТ ЛИ ОТВЕЧАТЬ? СКРИН THE WASHINGTON POST

Первые победные реляции израильского руководства и президента США Байдена об успешном отражении иранского нападения 13 апреля уже вскоре после «разбора полётов» показались театральной позой израильтян и американцев. Военные эксперты, небезосновательно основываясь на комментариях иранской стороны об «ограниченном» характере иранского нападения, подчёркивают, что Ирану удалось провести, с одной стороны, «показательное выступление» своих ракетных сил, а с другой, вскрыть систему ПВО Израиля и сделать для себя открытие о том, что израильский «Железный купол» имеет много прорех.

Более того, иранцы — вольно или невольно — продемонстрировали, так сказать, экономику войны для обеих сторон. Израильтяне со своими союзниками потратили многомиллионные по стоимости боеприпасы на нейтрализацию копеечных иранских дронов, которые были запущены в качестве первой, отвлекающей волны, предварившей уже ракетную атаку.

Уязвимость Израиля

Судя по всему, именно пришедшее после 13 апреля понимание крайней уязвимости Израиля дало основание командующему ВМС Ирана контр-адмиралу Шахраму Ирани заявить, что «операция «Истинное обещание» (так называлась атака Ирана 13 апреля) против сионистского режима изменила баланс сил в регионе».

КОМАНДУЮЩИЙ ВМС ИРАНА КОНТР-АДМИРАЛ ШАХРАМ ИРАНИ: НАША ОПЕРАЦИЯ ПРОТИВ ИЗРАИЛЯ ИЗМЕНИЛА БАЛАНС СИЛ В РЕГИОНЕ». СКРИНШОТЬ СТРАНИЦЫ САЙТА АГЕНТСТВА IRNA

С большой долей уверенности можно утверждать, что этот же факт осознало и израильское руководство. Следствие этого осознания заключается в том, что Израиль, похоже, должен будет изменить не только воинственную риторику, но и реальные планы атаковать, как он обещал, ядерные объекты на территории Ирана.

Непоследним фактором является нежелание администрации США, чтобы этот военный конфликт разрастался. Во-первых, полномасштабная война между Израилем и Ираном непременно приведёт к участию в ней США на стороне своего вечного союзника Израиля. И неясный исход войны отнюдь не на пользу Байдену в преддверии ноябрьских выборов в США.

Во-вторых, иранская атака 13 апреля показала, что полномасштабный конфликт приведёт к тому, что США будут вынуждены тратить колоссальные средства на защиту Израиля. При этом без всякой гарантии, что это будет эффективно.

А в конечном счёте главное для Тель-Авива и Вашингтона то, что само существование Израиля может быть поставлено под вопрос, если израильтяне спровоцируют полномасштабный обмен ракетными ударами при вскрывшейся уязвимости израильской ПВО.

Иран угрожает

Думается, что именно этими опасениями объясняется куцый (иначе не скажешь) удар Израиля в ночь с 18 на 19 апреля по базе иранских ВВС рядом с Исфаханом. В четверг, 18 апреля, Тель-Авив уведомил Вашингтон о том, что в течение 24-48 часов нанесёт удар по Ирану. И если под Исфаханом было то, о чём израильтяне сообщили американцам, то, прямо скажем, это довольно скромный ответ на фоне воинственных заявлений Тель-Авива сразу после субботнего нападения Ирана. Сам Израиль назвал свой удар под Исфаханом «ограниченным».

Итак, есть понимание того, что Иран вскрыл уязвимость Израиля. На этом фоне фактором, определяющим расклад сил и дальнейшую военную активность Тель-Авива, служит заявление президента Ирана Ибрахима Раиси о готовности страны пустить в ход всю свою мощь. Как сообщает официальное иранское информационное агентство IRNA, Раиси сказал, что следующая атака Ирана уже не будет ограниченной, если Израиль осмелиться бомбить иранскую территорию.

Если сионистский режим совершит малейший акт агрессии на территории Ирана, ему будет нанесён мощный и ожесточённый удар,

— заявил президент Раиси.

ПРЕЗИДЕНТ ИРАНА ЭБРАХИМ РАИСИ:  НАШ СЛЕДУЮЩИЙ УДАР ПО ИЗРАИЛЮ УЖЕ НЕ БУДЕТ ОГРАНИЧЕННЫМ. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА АГЕНТСТВА IRNA

Раиси поговори с Путиным. И что?

Вероятно, непоследним определяющим фактором в оценке Израилем возможностей Ирана может рассматриваться информация о телефонном разговоре президента Ирана Ибрахима Раиси и президентом России Владимиром Путиным после нападения Ирана на Израиль.

Если официальный сайт Кремля ограничился лишь лаконичным сообщением 16 апреля о том, что «по инициативе иранской стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с президентом Исламской Республики Иран Ибрахимом Раиси», то иранское официальное информационное агентство IRNA опубликовало довольно подробную информацию о телефонной беседе двух лидеров.

ПРЕЗИДЕНТ ИРАНА ЭБРАХИМ РАИСИ ПОГОВОРИЛ ПО ТЕЛЕФОНУ С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ. И ВСЁ УСПОКОИЛОСЬ. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА АГЕНТСТВА IRNA

Например, IRNA пишет, что «президент России Владимир Путин высоко оценил ответ Ирана на совершённое на прошлой неделе сионистское нападение на консульское здание Ирана в Дамаске».

Цитируем дальше заявления Путина в изложении официального иранского агентства:

Президент России <…> подчеркнул, что операция Ирана против сионистского режима произошла после бездействия Совета Безопасности ООН и была лучшим способом наказания агрессора и признаком такта и рациональности иранских лидеров». И ещё из слов Путина, адресованных иранскому лидеру: «Критикуя поведение США и некоторых западных стран в региональной эскалации, Путин подчеркнул, что Исламская Республика Иран является одним из главных столпов стабильности и безопасности в регионе.

Оценки вполне однозначные. Нет оснований сомневаться в том, что IRNA точно цитирует В. Путина. Это ясный сигнал Тель-Авиву, хоть и опосредованно, через иранскую сторону.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ