Милитаристские устремление польских властей приобрели самый масштабный характер за всю современную историю страны. В ближайших планах Варшавы увеличить армию до 215 тыс. человек, а в перспективе – до 300 тыс., сделав её самой многочисленной и оснащенной в регионе. Более того, в Польше планируют значительно повысить расходы на военные нужды, а также усилить армейские корпуса на восточном направлении. Одним из подтверждений новой политики Варшавы стали недавние заявления вице-премьер и главы польского Министерства национальной обороны Владислава Косиняк-Камыша.

В частности, в середине апреля Косиняк-Камыш сообщил, что численность войск Польши и США на восточном направлении, в том числе на границе с Украиной и Белоруссией, будет увеличена. По его словам, военных дислоцируют в городе Жешув, который он назвал «важной точкой на карте и Польши, и всего мира». Он также отметил, что запланировано усиление личного состава одной из бригад, которая входит в 18-ю механизированную дивизию, расположенной недалеко от белорусской границы. При этом министр объяснил происходящее «инвестицией в безопасность» страны, а также необходимостью усиления восточного фланга НАТО.

17 апреля Косиняк-Камыш выступил с ещё одним заявлением, которое касается ситуации на белорусском направлении. По его словам, Варшава выделит рекордное финансирование группировке войск на востоке республики.

«Конституция Республики Польша обязывает нас защищать неприкосновенность польской границы. Это ведь общеевропейская инициатива. Аналогично действует Финляндия, борющаяся с таким же гибридным нападением на свою границу, направленным и эксплуатирующим людей из различных стран Африки и Азии, которыми Россия и Белоруссия манипулируют и обращаются как с товаром», – заявил он.

В этой связи Косиняк-Камыш сообщил, что именно в рамках охраны восточной границы «оперативная группа в Подляском воеводстве будет финансово усилена в наибольшей степени».

«Мы жертвуем 850 млн злотых (около $210 млн) военной оперативной группе в Подляском воеводстве. Это касается следующих воеводств: Люблинского, Подляского, частей Мазовецкого и Варминьско-Мазурского воеводств. Это средства самые большие за все предыдущие годы… Польша будет защищать свои границы, мы позаботимся об их неприкосновенности, потому что мы не можем поддаться давлению режима Александра Лукашенко и Российской Федерации», – подчеркнул он.

При этом, заметим, ни Минск, ни Москва не имеют планов нападения на Польшу, это общеизвестно. О чём речь? О мигрантах, которые хотят попасть в вожделенную Европу? Это для противодействия им нужна огромная армия? Аргументы министра вне всякой логики и не выдерживают критики, однако логика давно уже стала слабой стороной польской власти.

Необходимо отметить, что подобные огромные траты на нужды армии происходят в общем процессе постепенной милитаризации всего польского общества. Это подтверждается проникновением военной тематики абсолютно во все сферы жизнедеятельности государства. Например, в середине апреля министр образования Польши Барбара Новацка и Владислав Косиняк-Камыш подписали документ, который открывает путь для привлечения военных к обучению в школах страны. Планируется, что в рамках пилотной программы «Образование с армией», которая будет проводиться с 6 мая по 20 июня, военнослужащие проведут занятия с 3,5 тыс. учащимся, рассказывая им о том, как искать убежища и оказывать первую медицинскую помощь. Как заявил Косиняк-Камыш, «от дошкольников до пожилых людей, каждый из нас должен быть готов к различным испытаниям».

Таким образом, нынешняя политика Варшавы все больше стала вести к превращению общества в единую военизированную структуру, которая должна будет в определённый момент беспрекословно подчиниться любым требованиям властей. По сути, сегодня под предлогом защиты от «агрессии» со стороны России и Белоруссии польское руководство начало готовить страну к крупномасштабному военному конфликту.

Антон ПОЛЯНИЧ