КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Сегодня на отечественном телевидении не увидишь откровенной русофобии – но не стоит обольщаться. На третьем году проведения ZOV либеральная «культурная элита», по сути, смогла добиться тихого реванша, наглядным символом которого может стать возвращение Ивана Урганта.

На днях в отечественной культуре произошло событие.

Впрочем, само событие ещё не случилось, поэтому степень его знаменательности под вопросом – но вот анонс культурного события оказался прелюбопытным.

В Сети появился короткий трейлер фильма Николая Солодникова «Во сне ты горько плакал». Наиболее примечательным в глазах СМИ и общественности обстоятельством, связанным с этой кинокартиной, стало участие в ней телеведущего и шоумена Ивана Урганта. Будет ли у киноленты возможность встретиться с широкой аудиторией и когда такая встреча может состояться – неизвестно.

На первый взгляд – новость сугубо из раздела «Суровые будни звёзд шоу-бизнеса, сделавших неправильный выбор весной 2022-го». Мол, нашёл себе Ургант, лишившийся работы на ТВ и рекламных контрактов, подработку – и ладно.

На самом деле всё гораздо любопытнее – стоит лишь потянуть за ниточку и начать разматывать клубок…

ИВАН УРГАНТ. ФОТО: PETROV SERGEY/GLOBALLOOKPRESS

Вроде бы обычный кинодебют, но…

Казалось бы: режиссёр-дебютант Солодников снимает философско-психологическую драму и для привлечения внимания к своей картине приглашает на главную роль раскрученную медиаперсону. Рядовое событие. Тем более что Иван Ургант дипломированный актёр, в его фильмографии более 30 ролей. Правда, едва ли не половину из этого списка составляют бесчисленные проекты из новогодней кинофраншизы «Ёлки» – но это уже другой вопрос.

Кстати, безотносительно того, насколько удачной получилась картина «Во сне ты горько плакал» – трейлер оставляет впечатление, что перед нами попытка едва ли не скопировать картину американского режиссёра Терренса Малика «Древо жизни» (2011), – нужно признать, что выбор сюжета выглядит интригующим. В основу сценария положен одноимённый рассказ советского писателя Юрия Казакова – одно из наиболее выдающихся произведений этого жанра в истории всей русской литературы.

КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «ВО СНЕ ТЫ ГОРЬКО ПЛАКАЛ». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «КИНОАФИША ТРЕЙЛЕРЫ»

Но если присмотреться внимательнее непосредственно к фильму Солодникова, обнаружится ряд примечательных обстоятельств.

Откуда деньги на самовыражение?

Во-первых, кто такой Николай Солодников, который решил попробовать свои силы в кинематографе?

Это 42-летний библиотекарь по образованию, интернет-блогер по роду занятий, либерал-интеллигент по мировоззрению и муж журналистки-иноагента Катерины Гордеевой* по семейному положению. В последние несколько лет Солодников получил известность как автор ютуб-подкаста «ещёнепознер», в котором блогер общался преимущественно с представителями либеральной общественности.

После 2022 года Солодников проживает за границей, где регулярно встречается с другими единомышленниками-эмигрантами (вроде мультипликатора Юрия Норштейна, изверженного из сана бывшего священника Алексея Уминского и тому подобными), чтобы за столом на фоне итальянских пейзажей порассуждать о культуре и повздыхать на тему «Как же мы потеряли нашу прекрасную «антипутинскую Россию»?».

НИКОЛАЙ СОЛОДНИКОВ (ВТОРОЙ СЛЕВА) В ЭМИГРАЦИИ СО СТАРШИМИ ТОВАРИЩАМИ-ЛИБЕРАЛАМИ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «СОЛОДНИКОВ»

Во-вторых, каким образом проживающий за рубежом и в условиях дефицита финансовых возможностей поставивший на паузу свой основной проект «ещёнепознер» Солодников смог дебютировать в кинематографе? Проще говоря – откуда деньги на творческое самовыражение?

Особого секрета здесь нет – бюджет для проекта, снятого в Санкт-Петербурге и Новгородской области, был найден с помощью фонда Александра Сокурова «Пример интонации». Сокуров, напомним, один из кумиров отечественной либеральной интеллигенции не только потому, что он обласкан за рубежом за свои «антитоталитарные» фильмы. И не только из-за того, что режиссёр не скрывает своих «нетвойнистских» и прозападных (в современных условиях – по сути, антипатриотических) взглядов.

В 2018-М АЛЕКСАНДР СОКУРОВ (СЛЕВА) ДАЛ ИНТЕРВЬЮ СОЛОДНИКОВУ. ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ РЕЖИССЁР ПОМОЖЕТ БЛОГЕРУ ДЕНЬГАМИ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «ЕЩЁНЕПОЗНЕР»

Не менее важно, что Сокуров активно взращивал и продолжает растить себе смену – либеральных режиссёров, которые своим творчеством будут формировать «правильный» портрет России и русских. Как уже рассказывал Царьград, Фонд Сокурова помог найти деньги частных спонсоров для фильмов Кантемира Балагова и Киры Коваленко. Фильмов, отлично укладывающихся в антитрадиционные и антирусские тренды современного мирового кино.

А теперь Сокуров способствовал и киноначинаниям Солодникова.

Сигнал за границу?

Но самое любопытное в недолгой пока ещё творческой судьбе дебютного фильма Николая Солодникова – дата и место премьеры.

По информации СМИ, закрытая премьера картины «Во сне ты горько плакал» прошла 7 апреля 2024 года в Москве.

Вчитаемся и вдумаемся в это сообщение. То есть уже после начала ZOV известный эмигрант-«нетвойнист» снимает в России фильм на деньги, собранные в нашей же стране фондом ещё более известного режиссёра-либерала. А затем эта кинолента с прославленным шоуменом-«диссидентом» в главной роли не просто отправляется в свободное плавание по волнам интернета, а получает премьеру, пусть и закрытую (но при этом не секретную, не законспирированную), прямо в столице.

НОВОИСПЕЧЁННЫЙ РЕЖИССЁР НИКОЛАЙ СОЛОДНИКОВ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «СОЛОДНИКОВ»

Что может означать этот факт? Как минимум две вещи.

Во-первых, это вполне себе демонстративный шаг, ориентированный на либеральную эмиграцию. Своего рода ободряющий сигнал для «испуганных патриотов» и релокантов, мол, не надо отчаиваться: да, мы понимаем, что за два года после бегства вы уже проели или проедаете былые сбережения, но это не повод падать духом и опускать руки, печатающие свободолюбивые посты в соцсетях.

Наши либеральные позиции по-прежнему сильны в России, несмотря ни на что. Вот видите – захотели и сняли прямо на территории «Мордора» свой фильм и там же премьеру провели. Можем ведь, когда захотим. И вы сможете, и у вас всё получится…

Ургант на ТВ – как символ победы либералов

Во-вторых, налицо первая более или менее внятная попытка вернуть Ивана Урганта в медийное пространство.

После того как весной 2022-го обласканный народным обожанием, высокими рейтингами и запредельными гонорарами телеведущий поторопился с пресловутыми «чёрными квадратами» и пацифистскими призывами, Ургант безуспешно старался вернуться в отечественный шоу-бизнес. Показательное молчание на тему военного конфликта, постоянное подогревание интереса публики намёками «скоро-скоро, совсем скоро, вот-вот меня снова увидите» и даже признания в любви к России – ничего не помогло.

ТЕЛЕЦЕНТР ОСТАНКИНО. ФОТО: БАРАНОВ ВЛАДИМИР/GLOBALLOOKPRESS

С высокой долей вероятности можно предположить, что в этот раз статус главного шоумена страны сыграл против Ивана – телевизионное начальство получило сигнал показать именно на его примере, что активным и открытым «нетвойнистам» в телевизионном эфире делать нечего.

Однако время идёт, «голые вечеринки» и полноценные сатанинские шабаши с участием знаменитостей в Москве устраиваются – так почему бы либералам не задуматься о том, чтобы потихоньку, не спеша и не акцентируя внимания, вернуть ситуацию в медиапространстве в привычное русло? И зафиксировать это «возвращение на либеральные круги своя» вполне логично и символично было бы на примере Урганта.

Скандалы, интриги, одиозные «звёзды» – всё ради рейтинга

Тем более что на нынешнее, образца весны 2024 года, отечественное ТВ Ивану и прочим «демократически ориентированным» телезвёздам (вполне возможно, сейчас где-то в Дубае встрепенулся и внимательно прислушался Дмитрий Нагиев…) возвращаться было бы весьма комфортно.

Почему? Да потому что за прошедшие с начала спецоперации годы в нашем телеэфире не изменилось почти что ничего.

Главные изменения – отсутствие в сетке вещания Первого канала таких передач, как «Вечерний Ургант» и «Модный приговор». По поводу именного шоу Урганта ситуация уже обрисована – ну а ведущий «Модного приговора», так называемый историк моды Александр Васильев наделал столько антирусских заявлений, что его присутствие в эфире было бы совсем странно.

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ. ФОТО: ANATOLY LOMOHOV/GLOBALLOOKPRESS

А в остальном, глядя на программу передач Первого канала, о проведении спецоперации можно и не догадаться. Вынося за скобки общественно-политические и новостные проекты, в будничные дни основные программы – «Жить здорово», «Давай поженимся» и «Мужское/Женское». Развлекательные ток-шоу, во многом построенные на привлечении внимания за счёт скандальных элементов.

В выходные дни основная ставка сделана на музыкально-юмористические проекты – на тот же «Голос», гвоздём шоу в котором становится появление персонажей вроде Инстасамки.

Может быть, это единичный случай и на других федеральных ТВ-каналах всё по-другому? Нет, всё то же самое – только, как гласит современный фольклор, вид в профиль.

На «России 1» зрителей ударными темпами развлекает будоражащими сюжетами «из жизни» поднаторевший в этом за двадцать с лишним лет работы телеведущий Андрей Малахов в шоу имени самого себя. Ну и по выходным – свои версии ставшего доминирующим формата «споём-спляшем-посмеёмся».

На НТВ также не растеряли собственных традиций – помните пресловутое «скандалы, интриги, расследования»? Так вот, с понедельника по пятницу в вечернем эфире друг за другом следуют передачи «За гранью» и «ДНК». По названию первой программы, думается, понятна «творческая направленность» – любые шокирующие сюжеты. А вот «ДНК» – это не научно-познавательный проект, если кому-то вдруг подумалось в эту сторону. Каждый новый выпуск – это влезание с обутыми ногами в семейную жизнь и выяснение с помощью тестов на ДНК, кто когда кому хранил верность, а кто нет.

ФИЛИПП КИРКОРОВ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

Ну и по велению всемогущего рейтинга суббота и воскресенье на НТВ – это также время ярких звёздных шоу. Например, «Маски» и «Звёзды», в которых тот же Филипп Киркоров своим появлением в прайм-тайм наглядно показал: даже «голые вечеринки» элите шоубиза нипочём.

Что с того?

Всё вышеперечисленное в эфире наших федеральных каналов имеется. Чего вы не найдёте в сетке вещания – так это регулярно выходящих в эфир проектов, посвящённых жизни Донбасса и других прифронтовых регионов. Постоянной программы, рассказывающей о буднях защитников Отечества, сражающихся с неонацизмом на западных рубежах нашей Родины. Передачи, каждый выпуск которой был бы посвящён настоящему гражданскому подвигу волонтёров, отдающих часть пенсии ради приближения Победы бабушек и школьников, приходящих в школу по воскресеньям плести маскировочные сети для русских танков и пушек.

Ничего подобного, что отражало и стимулировало бы рост патриотизма на фоне ZOV, вы в федеральном телеэфире не увидите. Ситуация не то что такая же, как до 24 февраля 2022-го, она хуже. Потому что наша страна и жизнь народа изменились – а ТВ не изменилось совершенно. О каких позитивных изменениях можно говорить, если во время чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» 22 марта центральные телеканалы не удосужились прервать эфир развлекательных программ?

Так что Ивану Урганту, Дмитрию Нагиеву, Ксении Собчак и Владимиру Познеру (если возраст позволит) будет весьма комфортно возвращаться в эфир. Ведь, судя по всему, это по-прежнему их, а не наше телевидение.

* Катерина Гордеева – включена Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ