КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Нет ничего удивительного в том, что отечественная либеральная культура встретила СВО в штыки: какие ценности, такие и артисты. Однако зрелище четырёх поколений актёров-антипатриотов всё равно заставляет призадуматься.

Многие наши соотечественники после 2022 года оказались неприятно и искренне удивлены проявившимся, словно на свету, либеральным мировоззрением изрядной части артистического сообщества.

Выяснилось, что обласканные почётными званиями, вниманием публики и заоблачными гонорарами артисты сочетают пафосную риторику «о желании для России всего самого лучшего» с презрением к русскому народу и готовностью предать Родину по первому, от силы второму намёку. И готовность эту многие представители «культурной элиты» доказали ногами, сбежав за границу.

На самом деле ничего внезапного в открывшейся нелюбви артистической тусовки ко всему русскому нет. Стоит только присмотреться — и мы увидим, что под воздействием либеральных лозунгов отечественная культура на протяжении четырёх поколений мутировала в нечто, себе противоположное.

Вот и присмотримся — на четырёх конкретных примерах и личностях.

Презирать государство и брать у него деньги — так либерально

Пример первый — Назаров Дмитрий Юрьевич, народный артист России, на момент начала спецоперации — 64 года (родился в 1957-м).

Молодость и профессионально-творческое становление Назарова пришлись на поздние советские годы, на эпоху перестройки. Разрушительный потенциал огромен — именно в те годы проявились неизжитые до сих пор общественные и духовные тенденции.

Презрение к государству.

Противопоставление власти и «нормальных людей».

Основанный на реальных страницах истории, но раздутый до абсурдных масштабов миф о «карательно-репрессивной машине», постоянно угнетающей население.

Превратно понятые идеи свободы («дайте нам делать всё что хотим — и чтобы безо всякой ответственности») и романтически-дикого представления о капитализме («рынок всё решит»).

Превознесение деятелей культуры — писателей, режиссёров, артистов — в качестве высших моральных авторитетов. Тех самых, которых государство обязано щедро кормить, но что-то от них потребовать — ни-ни…

ДМИТРИЙ НАЗАРОВ С СУПРУГОЙ ОЛЬГОЙ ВАСИЛЬЕВОЙ. ФОТО: ANATOLY LOMOKHOV/GLOBALLOOKPRESS

Именно в такой парадигме Назаров сформировался как артист и как личность.

Поэтому он годами (!) сочинял и публично озвучивал, с позволения назвать, стихи, главным содержанием которых была неприязнь к «тоталитарному режиму» и высокомерное, с соскальзыванием в презрение, отношение к русскому народу.

«Вы ни на что не годны»

А потом, когда на фоне проведения СВО подобные выходки стали уже недопустимыми и Назаров вместе с женой-единомышленницей Ольгой Васильевой «попросили» из государственного МХТ имени Чехова, народный артист России обиделся. В первую очередь на своих коллег, которые, видите ли, не защитили и не отстояли:

Да не накаляйте, делайте то, что делаете. Всё равно у вас выбор невелик. <…> Потому что вы ни на что не годны.

НАЗАРОВ ОСТАЛСЯ НЕДОВОЛЕН КОЛЛЕГАМИ ПО МХТ ИМЕНИ ЧЕХОВА. ФОТО: EKATERINA TSVETKOVA/GLOBALLOOKPRESS

При этом Назаров не может смириться с мыслью, что своим предательством навсегда отрезал себе путь на Родину. Нет, твердит актёр, мы, «правильные русские», ещё победим, ещё вернёмся:

Когда всё закончится, <…> мы будем выбирать, возвращаться нам в Художественный театр или пойти в другой. <…> Мы вернёмся.

Ну а пока триумфальное возвращение Назарова откладывается из месяца в месяц, из года в год, Дмитрий Юрьевич политически и нравственно эволюционирует.

ДМИТРИЙ НАЗАРОВ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЭМИГРАЦИИ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «ДМИТРИЙ НАЗАРОВ*»

Сбежавший в приобретённый на солидные заработки особняк на Лазурном Берегу Назаров превращается в человека, который, прикрываясь намёками, но отчётливо призывал бывших соотечественников к антигосударственным выступлениям в ходе прошедших президентских выборов.

Более того — в человека, перешедшего определённые моральные границы. Назвать «фейком» донецкую «Аллею ангелов», на которой похоронены убитые с 2014 года киевским режимом донбасские дети, — это очевидный симптом. Как и использовать трагедию в «Крокус Сити Холле» для очередного русофобского пасквиля («Мы даже траур превращаем в повод благословленья казней на Руси»).

Запрос на образ пьяной, наглой, невежественной «России»

Пример второй — Троянова* Яна Александровна, актриса, на момент начала СВО — 49 лет (родилась в 1973-м).

Если у кого-то остаются иллюзии о «святых и полных свободы 1990-х», пусть взглянут на Троянову* — она хоть и яркий, но типичный культурный продукт той эпохи.

Разумеется, у Яны Александровны есть своя специфика. Выросшая в не слишком благополучной среде провинциального уральского городка Троянова* несёт на себе отпечаток полукриминального-полуанархического типажа. Проблема в том, что повзрослев и добившись успеха, артистка не смогла или не захотела понять, что далеко не вся Россия представляет собой её родной микрорайон и отнюдь не все люди являются алкоголиками, насильниками, наркоманами и преступниками-рецидивистами.

В ПОДОБНОМ АМПЛУА И ПРОСЛАВИЛАСЬ ЯНА ТРОЯНОВА*. КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ВОЛЧОК» (2009, РЕЖИССЁР ВАСИЛИЙ СИГАРЕВ)

Впрочем, в конце 2000-х годов, когда Троянова* обрела известность, у либеральной культурной «элиты» был именно такой запрос на образ провинциальной России — наглая, необразованная, обладающая харизмой и силой воли, но лишённая нравственных ориентиров женщина. Этакая карикатурная версия некрасовского образа русской женственности — «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…». Дополняющая другой либеральный женский «портрет России» — мятущейся и вечно в чём-то кающейся. Это амплуа доверили другой представительнице того же актёрского поколения, Чулпан Хаматовой (родилась в 1975 году).

«У меня только одна цель — против Путина»

Потому и принесшие успех Трояновой* фильмы — «Волчок», «Жить», «Кококо», «Страна ОЗ» — активно эксплуатировали такой образ России. Такой нашу страну за пределами МКАД и представляли рафинированные русофобы, которые ради возможности предъявить живой пример своих стереотипов и прославили Троянову*. Раскрутили не лишённую таланта актрису до статуса звезды и даже в определённой степени приняли её в свой круг «избранных».

ЯНА ТРОЯНОВА* С БЫВШИМ МУЖЕМ, РЕЖИССЁРОМ ВАСИЛИЕМ СИГАРЕВЫМ. ФОТО: ЛЮБИМОВ АНДРЕЙ/АГН «МОСКВА»

А в этом кругу нужно презирать русских. И Троянова* высказывала такие настроения ещё до начала СВО:

Мы не очень лицеприятная публика. Мы как нация. Я имею в виду русская нация. <…> Мы не способны сами начинать что-то делать. <…> Поэтому вопрос, за что я люблю русский народ, неактуален.

Всё верно, неактуален для Трояновой* такой вопрос. До 2022 года она нас кое-как терпела благодаря щедрым заработкам — а теперь и терпеть не может. Теперь, после бегства в Париж актриса тратит неиспользованную ввиду творческой невостребованности энергию на попытки понравиться украинцам:

Когда я за границей встречаю украинцев, мне хочется провалиться под землю. Мне невероятно стыдно перед украинцами за нашу страну.

ЯНА ТРОЯНОВА* ПРИЗНАЁТСЯ ДМИТРИЮ ГОРДОНУ** В СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЖЕЛАНИЯХ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «В ГОСТЯХ У ГОРДОНА**»

Ненависть к России в случае с Яной Трояновой*, возможно, переросла в проблему психиатрического свойства. В недавнем интервью киевскому пропагандисту Дмитрию Гордону** актриса призналась (https://www.youtube.com/watch?v=K_xizkxDyv4) в том, что одержима навязчивой идеей убить президента нашей страны:

Гордон**: Вы действительно хотели убить Путина?

Троянова*: Мечта. Я с первого дня начала думать, как его ****** (нецензурное слово, синоним «убить»). <…> Это такая навязчивая идея прямо. <…> У меня только одно желание — убить его. <…> У меня только одна цель — против Путина.

Русские для Козловского слишком консервативные

Пример третий — Козловский Данила Валерьевич, заслуженный артист России, на момент начала спецоперации — 36 лет (родился в 1985-м).

Данила является духовным и интеллектуальным «продуктом» «тучных 2000-х». Времени, когда турбулентность 1990-х сменилась стабильностью и нефтедолларовым изобилием в сочетании с господством либеральных идей и установок. Козловский школу и театральный вуз оканчивал и первой популярности добивался в годы, когда «демократические» заклинания раздавались со всех сторон, зато слово «патриот» казалось неприличным, а «русский» — почти шовинистическим.

ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ. ФОТО: АВИЛОВ АЛЕКСАНДР/АГН «МОСКВА»

Ещё до начала спецоперации Козловский явным образом впитал в себя обязательные для кинотусовки стереотипы и предрассудки. Интервью актёра той поры — типичный образец «жертвы либеральной пропаганды».

Наиболее показательна беседа Данилы с Ириной Шихман*. Лейтмотив двухчасового интервью — как непросто жить в нехорошей России с неправильным русским народом.

Россия, по логике Козловского, должна постоянно за всё каяться. В том числе за позитивные достижения советского периода своей истории — за системы бесплатного образования и здравоохранения, за отсутствие порнографии, массового распространения наркотиков и пропаганды извращений. А на замечательный вопрос от Шихман: «Что в нас не так, в чём проблема русского народа?» — Данила дал не менее прелестный ответ:

Нетерпимость, консерватизм. Мы плохо принимаем новое, мы пытаемся это профильтровать и видим в этом врага. Это мешает нам быть прогрессивными.

КОЗЛОВСКИЙ В ГОСТЯХ У ШИХМАН*. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ ИРИНЫ ШИХМАН* «А ПОГОВОРИТЬ?»

«Не знаю, не видел, не понимал, наивно полагал…»

Неудивительно, что Козловский после 24 февраля 2022 года вступил в ряды «нетвойнистов». Всё в лучших традициях отечественных либералов: «какой ужас», «не могу в это поверить», «остановите это немедленно».

Хотя примерно год артист балансировал на грани «недоиспуганного патриота» — либерала, осудившего СВО, но продолжавшего зарабатывать в России. И даже попытался обосновать свою позицию: назвал себя патриотом («Истинный патриотизм — это решительность говорить правду»), неуклюже оправдался за молчание по поводу трагедии Донбасса с 2014-го («не знаю, не видел, не понимал, наивно полагал…») и упрекнул соотечественников в недостаточной цивилизованности («Разве можно в XXI веке… решать подобные проблемы «военными операциями?»).

ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ. ФОТО: АВИЛОВ АЛЕКСАНДР/АГН «МОСКВА»

Однако в 2023 году всё встало на свои места: в мае Козловский заявил, что по личным обстоятельствам уходит в отпуск на неопределённый срок. Уехавший за рубеж актёр пытается активно гастролировать (Кипр, Германия, далее где получится) со спектаклем Frank.

Среди «хомячков» тоже бывают богатые и знаменитые

Пример четвёртый — Трескунов* Семён Алексеевич, актёр, на момент начала СВО — 22 года (родился в 1999-м).

Молодой бывший актёр неразрывно связан с таким явлением конца 2010-х — 2020-х, как «хомячки Навального».

Напомним, что специфическим термином обозначают лиц подростково-студенческого возраста, накрепко обработанных пропагандой оппозиционера Алексея Навального и его сторонников. «Хомячки Навального» — это совсем юные люди, лишённые жизненного опыта, навыков критического мышления, способности воспринимать критику и крайне эмоционально реагирующие на любое несогласие с мнением своего кумира.

ТИПИЧНЫЙ КОНТИНГЕНТ НАВАЛЬНИСТОВ. ФОТО: ALEXEY BELKIN/GLOBALLOOKPRESS

Между тем к 2021-му году Семён Трескунов* подошёл уже не только известным, но и маститым артистом — не получивший профессионального актёрского образования молодой человек сыграл в полусотне проектов. А яркие роли в таких успешных картинах, как «Призрак», «Хороший мальчик», «Ивановы-Ивановы», сделали Трескунова* одним из наиболее известных и высокооплачиваемых молодых артистов страны.

«Я молодой, активный, думающий чувак…»

На солидные гонорары Трескунова* (200 тысяч рублей за съёмочный день) обратил внимание Никита Михалков в начале 2021 года, когда Семён высказался в поддержку арестованного Навального. Кстати, по этому же поводу прозвучала фамилия и другой типичной преставительницы артистических последователей оппозиционера — Александры Бортич (родилась в 1994 году). В ответ Трескунов* попытался вызвать легендарного режиссёра на «словесный поединок», чуть ли не на «рэп-батл». А когда Никита Сергеевич отказался от такого «заманчивого предложения», юный артист огорчился:

Никита Сергеевич, вы ошибаетесь, когда думаете, что молодые поколения, выросшие при нашем президенте, не умеют думать, у них нет своей правды. <…> Мне бы хотелось, чтобы именно наше поколение стало тем, которое «выведет из Египта» наш народ. Но мне уже не кажется так однозначно, что у нас может что-то получиться.

СЕМЁН ТРЕСКУНОВ* ПЫТАЕТСЯ УЧИТЬ ЖИЗНИ НИКИТУ МИХАЛКОВА. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ «ЫЫХУ МОСКВЫ»

Что касается главного мотива своего «оппозиционерства», то Трескунов* раскрыл его с подкупающей откровенностью. Едва ли не единственным аргументом в пользу «необходимости перемен» для артиста и его «соратников» является интернет-мем «я всю жизнь прожил при Путине»:

Мой период гражданской осознанности наступил, когда я оканчивал школу в 2018 году. В то время Путин был переизбран. Я почувствовал психологическое чувство отсутствия альтернативы.

Под стать идеям актёра и его биография — в 2022 году он вместе с супругой уехал за границу. Трескунов* имел на руках сумму, на которую намеревался безбедно жить в любой стране мира в течение минимум пяти лет.

Однако накопления закончились уже ко второй годовщине СВО. В результате сейчас Трескунов* позиционирует себя как «специалист широкого профиля», готовый ради выживания буквально на любую работу:

За это время [за два года] я успел накопить и развить компетенции в смежных областях до профессионального уровня. <…> Я молодой, активный, думающий чувак, способный усердно и эффективно работать, использующий любые возможности для личностного и профессионального роста.

СЕМЁН ТРЕСКУНОВ*. А ВЕДЬ БЫЛ ТАКОЙ «ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК». ФОТО: КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ /АГН «МОСКВА»

Что с того?

После приведённых примеров, что именно из себя представляют собой наши либеральные актёры в четырёх поколениях, вопросы и иллюзии вряд ли могут остаться. Высказывания и поступки сегодняшних «персонажей» показывают, к чему приводит прорастание в творческой среде либеральных антипатриотических идей.

Да и вывод прост. Пока в нашем обществе не станут главенствующими традиционные ценности и пока слово «русский» не будет поводом для гордости, такими у нас артисты и останутся.

* Яна Троянова, Ирина Шихман, Семён Трескунов — включены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.

** Дмитрий Гордон — внесён Росфинмониторингом в реестр террористов и экстремистов, включён Минюстом России в реестр иноагентов.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ