Когда выдающийся уругвайский писатель Эдуардо Галеано пару десятилетий назад опубликовал книгу «Мир вверх ногами», ни он, ни мы не знали, что мир был еще относительно нормален. Или, если даже он был уже был перевернут вверх ногами, сегодня он еще и вывернут наизнанку

Источник фото: соцсети

На прошлой неделе британская газета Financial Times назначила украинского президента Владимира Зеленского «человеком года». А на этой — еженедельник той же страны с подобным названием The Time подтвердил этот статус, снабдив его звонким пропагандистским дополнением «и дух украинцев». В качестве иллюстрации «духа» на опубликованной в журнале картинке — откровенные нацисты типа Тайры. Невозможно не вспомнить, что в 1938 году именно The Time выбрал человеком года Адольфа Гитлера, причем тогда у него хватило вкуса не писать о «немецком духе» в интерпретации Третьего рейха.

Посредственный честолюбивый персонаж, благодаря своему актерскому таланту назначенный генеральным управляющим колонии, которая когда-то была Украиной, тот, кто после победы на президентских выборах возглавил приведение в порядок ещё дымящихся руин своей родины, чтобы подать к столу хозяев всё, что им от этой страны было нужно, человек, сначала пообещавший мир окровавленному Донбассу, но придя к власти проявивший удивительную настойчивость для разжигания войны… Что было известно о нем до сегодняшней украинской трагедии?

Его несомненные актерские и организаторские способности, любимый народом «95 квартал» и умение играть на пианино причинным местом, остроумный буллинг Петра Порошенко во время избирательной кампании со всеми этапами перехода дискурса с родного русского через полусуржик к украинскому, обещание договариваться о мире «хоть с самим дьяволом» и самый веский из аргументов — его еврейская национальность.

Для наивного мира его избирателей сам факт наличия еврея-президента был чем-то наподобие доказательства того, что Украина — страна не националистическая и ещё — гарантией разгона властью нацистских групп, ставших столь активными после майданной псевдореволюции. На втором туре президентских выборов 12 апреля 2019 года Зеленский получил 73,23% голосов, что давало его правительству огромную легитимность на случай принятия самых сложных и рискованных решений. Но таковых не последовало. Вспомним, как бы абсурдно это сегодня ни звучало, что одним из его главных предвыборных обещаний была нормализация отношений с Россией, чего требовало большинство украинцев, уставших от безумного национализма Порошенко.

Что было после этого, мы помним. Многие уставшие от стольких предыдущих разочарований до конца отказывались принимать очередную горькую правду. Очень часто говорилось о «молодости», «ошибках» и «неопытности» нового президента, которого «постоянно подставляют» противники и недоброжелатели.

Как и «революция Достоинства», президент Зеленский — голограмма, над которой профессионально поработали специалисты, опирающиеся на последние достижения психологии и маркетинга. Расстояние между этим уже международным имиджем и реальным человеком — примерно как между настоящей культурой и шароварным шоу для иностранных инвесторов. Один украинский друг из театрального мира еще пару лет назад рассказывал мне о том, что его коллеги — одногруппники Зеленского по институту, помнят о нём как о студенте харизматичном, талантливом, но при этом чрезвычайно трусливом.

Вряд ли кто-то усомнится сегодня в том, что в течение всего прошлого года президент Украины не просто сворачивал последние демократические свободы, каждым новым решением умудряясь нарушать сразу несколько статей конституции, но и полностью заглушил все критические голоса, ставя вне закона все СМИ и всех журналистов, чьи мнения шли вразрез с его президентскими амбициями.

Ненависть к России не только стала парусом и знаменем всей украинской дипломатии, но и частью обязательной образовательной программы, с тем чтобы «украинский патриотизм» стал синонимом пещерного антикоммунизма, глубокого невежества и высокомерия в адрес любой «не-Европы».

При этом рейтинг президента Зеленского быстро падал, достигнув, по разным данным, от 23% до 25% к концу 2021 г. (всего через два с половиной года после 73%). Одновременно с этим его правительство наращивало агрессивный тон в адрес России, откровенного отказывалось от Минских соглашений и настойчиво втягивало соседние страны в собственное противостояние с Москвой. Было очевидным, что новым и единственным спасательным кругом для президентского рейтинга Зеленского сможет стать только масштабный вооруженный конфликт.

При этом забавно то, что Владимир Зеленский, который всего около года назад начал шумное шоу по борьбе с украинскими олигархами и принятию направленных на это законов (проект, своей откровенной фейковостью оскорбительный для любой публики в здравом уме), в эти дни отмечен в качестве «человека года» такими представительными изданиями международного олигархата, как Financial Times.

Как обычно, появится достаточно ценителей, инфлюенсеров, невежд или циников, или всего этого сразу, чтобы сравнивать его с Че Геварой (согласно его нынешнему костюму и небритости) или с Сальвадором Альенде (имея в виду его должность и отказ уйти в отставку), но любой, присмотревшись немного внимательнее, обязательно поймет, что эта трагическая роль актера Зеленского — его единственный шанс на выживание в нынешней трагедии, главные участники которой находятся за тысячи километров от зоны боевых действий, и что несмотря на его избрание «человеком года» сразу двумя знаменитыми изданиями, он остаётся массовкой, вполне второстепенной и заменяемой в рамках не им написанного сценария.

Но и сам господин Зеленский, и весь этот медийный балаган вокруг, крайне незначительны в сравнении с десятками тысяч жизней, которые в силу политической, медийной, военной и экономической целесообразности приносятся в жертву в самом кровавом из театров нашего времени.

Олег Ясинский, Ukraina.ru