КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

«Другого кино у нас для вас нет» – примерно так планировали скоро заявить нашему зрителю западные либералы, умело использовавшие культурную «мягкую силу» для убийства в русских всего подлинно русского. Но началась спецоперация – и что-то пошло не по плану: «молодым киногениям», решавшим эту задачу, пришлось «релоцироваться».

Когда звучат слова, что ведущий против нас войну на уничтожение коллективный цивилизационный Запад погряз в пороках, извращениях и безбожии, то мы при этом не преувеличиваем, не приукрашиваем и никого не демонизируем.

Но в азарте сражения легко впасть в заблуждение, будто враг глуп, слаб и вот-вот должен рухнуть от внутреннего перенапряжения. Не надо спешить – наш противник изощрённо хитёр и многоопытен, а уж в деле искушения и развращения специалист первоклассный. И базовый принцип «разврати молодёжь, чтобы украсть у врага будущее» знает отлично и в жизнь умеет воплощать.

Антирусское кино — руками русских

Доказательство – нынешние молодые отечественные кинематографисты, которые, по замыслу западных кукловодов, и должны были внедрять в мозги и сердца будущих поколений смертоносные идеи. Люди, которые росли в 1990–2000-е годы, когда эпоху «дикого капитализма» сменила эра «победившего потребительства». Но в обоих случаях ноги вытирали о национальное самосознание, культуру и традиционные ценности.

И вот людям, выросшим на либеральных антирусских установках, была поставлена задача – создать в нашей стране «кинопространство» под стать лучшим западным образцам. С установкой на уничтожение семьи, религии, патриотизма и всего того, что так или иначе связано с понятием «традиции».

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ — НАСТАВНИК НЕСКОЛЬКИХ «НОВЫХ РУССКИХ РЕЖИССЁРОВ». ФОТО: JURY KEVIN/GLOBALLOOKPRESS

Страшно представить, но врагам нашего народа это почти удалось. Уже после 2014 года, когда, казалось, рост патриотизма на фоне возвращения Крыма давал надежду на полноценное возрождение России, в стране усиленными темпами шло производство такого «киноконтента», степени «продвинутости» и «толерантности» которого могли позавидовать даже «учителя из цивилизованного мира».

Самое умопомрачительное в том, что культурные диверсии, осуществляемые врагами России, активно финансировались из государственного бюджета. Проблема не изжита до сих пор – хотя целая плеяда так называемых «гениев на бюджете» покинули нашу страну.

Вспомним лишь некоторых из них.

«Совесть» проснулась только после того, как уже взял деньги

Свежий информационный повод вспомнить об этой группе в либеральной культурной тусовке дал режиссёр Ладо Кватания (родился в 1987 году). В полнометражном кино он дебютант, на его счету лишь одна картина, но до этого он на протяжении почти десяти лет снимал клипы для модных отечественных исполнителей.

Кроме того, урождённый москвич известен (https://dzen.ru/a/ZgptYNZRXBM38_cV?sid=338493461516781829) как муж и единомышленник певицы Манижи. Знакомство их началось с профессиональных интересов (Кватания снимал для исполнительницы клип), но впоследствии они спелись и на почве русофобии. Режиссёр стабильно размещает в соцсетях антирусские «нетвойнистские» записи, особенно в годовщины начала спецоперации. Из Грузии, куда оперативно отбыл Ладо, это делать как-то сподручнее. И спокойнее.

ЛАДО КВАТАНИЯ. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ LADO KVATANIYA

Но в 2022 году Кватания сделал заявку и на прорыв в мир «большого кино» – в прокат вышел его триллер под названием «Казнь». Как кинопроизведение проект этот сугубо вторичный. По сценарным наработкам – явная отсылка к знаменитому американскому сериалу «Настоящий детектив». Повороты сюжета очевидным образом должны вызвать у зрителя ассоциации с реальной историей маньяка Чикатило. А общая атмосфера во многом «срисована» с голливудских триллеров Дэвида Финчера.

Прибавьте к этому мрачное и грязное изображение отечественной реальности последних советских лет – и возникает вопрос, а каким образом такой фильм получил финансирование из Государственного фонда кино?

Причём дважды: в 2019 году проект получил основное финансирование, а летом 2021-го, уже на стадии постпродакшена, продюсеры подали в Фонд кино заявку на дофинансирование. Правда, это не помогло – при общем бюджете в 135 млн рублей фильм собрал в прокате менее 100 млн.

КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА ЛАДО КВАТАНИИ «КАЗНЬ». СКРИНШОТ: ЮУТБ-КАНАЛ «ВОЛЬГА»

Это не помешало Кватании сделать вид, что всё в порядке: позднее он заявил:

После 24 февраля [2022 года] я не могу и не имею морального права брать деньги у государственных структур.

Для ясности зафиксируем: клипмейкер взял у государства деньги, чтобы слепить по голливудским лекалам успешный коммерческий проект. Но провалился, сбежал из страны и теперь высокомерно, с видом непризнанного гения заявляет, мол, даже не лезьте ко мне со своими «грязными» русскими деньгами. Вы видите здесь логику? А она, видимо, есть…

А говорили – «гений, гений»…

Но муж Манижи – это даже для мелкого болота либерального кинематографа рыба не ахти какая. Совсем другое дело – Кантемир Балагов (родился в 1991 году), которого несколько лет активно «продавали» как внутри страны, так и за рубежом как «нового русского киногения».

Даже кавказские корни Балагова (постановщик родился в Кабардино-Балкарии) сыграли на руку Западу – уж если можно в качестве нового знамени либерального кино использовать молодого человека из столь консервативной среды и региона, значит, дела у сторонников глобалистской повестки идут семимильными шагами. Воспитанник известного своими антирусскими настроениями, но возведённого иностранной прессой в ранг мэтра мирового кино Александра Сокурова, на данный момент Балагов сподобился на два фильма.

ВОТ ОН, «НОВЫЙ ГЕНИЙ» КАНТЕМИР БАЛАГОВ. ФОТО: АВИЛОВ АЛЕКСАНДР/АГН «МОСКВА»

В 2017 году он выпустил дебютный фильм «Теснота». Двумя годами спустя, в 2019-м, на экраны вышла картина «Дылда». Обе ленты получили награды Каннского кинофестиваля (а «Дылда» – так сразу две), хотя и во второстепенной по значимости программе смотра «Особый взгляд». Но в глазах отечественных либералов словосочетание «награда Каннского фестиваля» автоматически превращает любого режиссёра в «великого».

Что же «великого» снял Балагов? «Теснота» – это разоблачение традиционного общества Кабардино-Балкарии, консервативные традиции которого поданы в крайне невыгодном ракурсе да ещё и с детальной демонстрацией насилия. Примечательно, что хотя основную финансовую лепту в производство картины внесли частные спонсоры, найденные Сокуровым, однако свой вклад внесло и государство в лице Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В прокате «Теснота» собрала несколько миллионов рублей.

Ну а второй фильм Балагова – «Дылда» – это поразительная смесь современной феминистской повестки (в финале две женщины мечтают, как они в качестве «двух матерей» будут воспитывать одного ребёнка) и циничного оскорбления памяти о Великой Отечественной войне (действие происходит в 1945 году в Ленинграде, мучительно возрождающемся после блокады). Такой «шедевр», расхваленный западной прессой, сумел заработать аж около 1,5 млн долларов, из которых на русский прокат пришлось примерно 400 тысяч. Цифры, прямо говоря, не феноменальные.

КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «ДЫЛДА». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «VIDEOS

После 2022 года Балагов, как и полагается настоящему либералу, сбежал в США, где должен был снимать сначала пилотную серию раскрученного сериала, а потом и полнометражный голливудский дебют. Но в США к «новому русскому гению» отнеслись без особого почтения, оба проекта сорвались и весной 2023-го Балагов даже заявил о завершении карьеры.

Куда же в современную «повестку» соваться без режиссёра-женщины

Раз уж сегодня на примере Ладо Кватании и певицы Манижи вспомнили о творчески-романтических либеральных парах, скажем несколько слов и ещё об одной «надежде нового отечественного кино» – землячке, однокурснице и сожительнице Балагова режиссёре Кире Коваленко (родилась в 1989 году).

КИРА КОВАЛЕНКО. ФОТО: PANORAMIC/GLOBALLOOKPRESS

Самыми яростными феминистками являются всё-таки женщины – вот и наиболее активно разрушать представления о патриархальном кавказском обществе принялась именно Коваленко. На её счету, как и у Балагова, пока лишь две киноленты – и обе они посвящены тому, как нехорошие традиции помогают нехорошим мужчинам угнетать хороших женщин.

Для этого Коваленко нашла подходящий сюжет в творчестве Фазиля Искандера и в 2016 году выпустила дебютную ленту «Софичка». Характерно, что в бюджет этой картины «вложились» и Минкульт, и киностудия «Ленфильм», которая в последние годы финансируется из федерального бюджета. То есть также распоряжается государственными деньгами.

Второй фильм Коваленко с характерным названием «Разжимая кулаки» (2021), который также специфическим образом освещает тему семейных взаимоотношений («о девушке, которая пытается освободиться от гиперопеки отца»), получил ряд наград на зарубежных кинофестивалях – а в России специально демонстрировался посетителям Государственной Третьяковской библиотеки.

КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «РАЗЖИМАЯ КУЛАКИ». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ IVIDEOS

Сейчас Коваленко вместе с Балаговым в США: строит планы на будущую заокеанскую кинокарьеру, двери в которую, видимо, должны приоткрыть «антивоенные» взгляды сбежавшей творческой личности.

Семейные «ценности» в духе Тарантино

Завершит далеко не полный обзор «гениев на бюджете», которых едва не сделали главными «законодателями трендов» в отечественном кино, молодой человек по имени Кирилл Соколов (родился в 1989 году).

Возможно, среди молодых либеральных режиссёров действует негласное правило: «Больше двух фильмов не снимать». Но в фильмографии Соколова также значатся лишь два проекта: чёрная, с позволения сказать, комедия с жизнеутверждающим названием «Папа, сдохни! (2018) и вроде как драма «Оторви и выбрось» (2021).

КИРИЛЛ СОКОЛОВ. ФОТО: ANATOLY LOMOKHOV/GLOBALLOOKPRESS

Сюжет фильма «Папа, сдохни!» представляет собой без преувеличения кровавое месиво, в котором члены одной семьи стремятся избавиться друг от друга. Наиболее показательным является то, что режиссёр таким зрелищем хотел показать типичную, по его представлениям, картину семейных взаимоотношений в современной России. Более того – впоследствии Соколов искренне удивился, что фильм провалился в отечественном прокате (менее 3 млн кассовых сборов при 50-миллионном бюджете):

Там, в общем-то, семья из себя представляет все слои населения России и то, как они между собой взаимодействуют. <…> Когда я делал «Папа, сдохни!», был уверен, что это абсолютно зрительское кино, что оно на 100% сработает. Но, видимо, всех напугало обилие крови.

Второй фильм Соколова «Оторви и выбрось» также сфокусирован на смаковании трагических перипетий внутрисемейной жизни. Раскрученное прессой после первой картины имя постановщика, вероятно, помогло пополнить бюджет киноленты деньгами от Минкульта но не помогло собрать «кассу». Около 10 млн рублей – показатель коммерческого провала.

КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «ПАПА, СДОХНИ!». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ IVIDEOS

Ныне, по примеру своих коллег и единомышленников, Соколов предположительно находится в окрестностях Голливуда. Летом 2022 года поступали сообщения, будто Соколов, первым своим фильмом заслуживший сравнения даже с Тарантино, вот-вот приступит к работе над голливудским дебютом – триллером с рабочим названием «Ультра». Однако с тех пор никаких известий о свершениях режиссёра не поступало.

Что с того?

Чтобы подвести итог нашей беседы, вернёмся в её начало – к Ладо Кватании и его единственному пока фильму. Компания, обеспечившая производство триллера «Казнь», называлась «Хайп фильм».

Название даже не говорящее, а кричащее – именно желание быстро прославиться и заработать «на хайпе» и является отличительной чертой молодых режиссёров. Причём обратите внимание на типичную для отечественных либералов тактику: зарабатывать они предпочитают не по рыночным правилам, в условиях конкуренции, с помощью собственного труда и таланта, а за счёт государственного бюджета.

В 1990-е так себя вели «либералы от экономики и власти» – чиновники и олигархи посредством грабительской приватизации и коррупции запустили руку в казну.

В 2010–2020-х «либералы от культуры» вели себя деликатнее и в рамках законодательства – они просто брали у государства деньги на антигосударственные фильмы. Только так и зарабатывали: примеры показывают, что заработать на самих фильмах у этих расхваленных талантов ну никак не получалось. Совпадение, наверное.

Даже сейчас некоторые особенно предприимчивые кинодеятели до последнего не хотят отказываться от этой вполне рабочей схемы. Их мотивы понятны, а вот зачем такая киноиндустрия нам?

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ