КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Возможности искусства не стоит преувеличивать, но и преуменьшать не стоит. Внимательные кинозрители увидели в знаменитых отечественных фильмах и сериалах сбывшиеся предсказания о судьбе России и мира.

У искусства немало функций и задач, но самые главные из них связаны с временем.

Чаще всего искусство старается объяснить прошлое, представить уже произошедшие события в доступной и понятной форме.

Естественным образом искусство пытается отразить настоящее, отреагировать на изменения окружающей реальности.

И в особых случаях искусство дерзает приоткрыть завесу, отделяющую нас от будущего.

Речь, конечно, не о расплодившихся в последнее время «страшилках» о глобальных катастрофах. Предсказывать будущее — это вам не тасовать стандартные сюжеты «ядерная война — глобальное потепление — падение метеорита — пандемия смертельной болезни (с возможным появлением зомби)». Здесь дело куда серьёзнее: попытаться понять, куда и какими путями движутся человечество и отдельные народы.

Отечественный кинематограф, помимо прочих достоинств, обладает способностью порождать такие фильмы-предсказания, фильмы-откровения. И сейчас Русский мир живёт внутри «сюжета», предсказанного киноискусством десятки лет назад.

Европа так и не простила русским Победы

Но для начала обратим внимание на телефильм Ильи Казанкова «Катюша», вышедший в 2023 году. Очевидно, что, несмотря на тему проекта (действие картины разворачивается в 1944 году, на завершающем, но кровопролитном этапе Великой Отечественной войны), претендовать на пророческий взгляд в будущее он не может. Однако авторы фильма фактически сумели в рамках одного диалога дать краткий обзор истории взаимоотношений Русской цивилизации с Европой.

КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА СЕРИАЛА «КАТЮША». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «МИР-ТРЕЙЛЕРОВ»

Итак, в одной из серий между главным героем майором разведки Егором Петровым и офицером особого отдела Сенченко происходит разговор. И в ходе общения «особист» объясняет собеседнику, почему европейские страны не простят русским Победы и собственного освобождения от нацизма:

Вот этого и не простят. По Варшаве Гитлер прошёл, по Праге, по Парижу прошёл — по Москве нет. <…> Сейчас всё поутихнет — а потом… <…> Они воспитают целые поколения, которые перевернут историю. Они ваш подвиг назовут глупостью, <…> а предателей — борцами за свободу. За одну им понятную независимость. Выдумают её. <…> Всё перевернут с ног на голову.

Затем довольно неожиданно для зрительского восприятия из уст советского офицера особого отдела звучат строки знаменитого стихотворения А.С. Пушкина «Клеветникам России». Неожиданно с формальной точки зрения (мол, где Пушкин и где 1944-й…), но абсолютно оправданно в контексте затронутой темы:

И ненавидите вы нас…

За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?..

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ В МОСКВЕ, 2024. ФОТО: ROMAN DENISOV/GLOBALLOOKPRESS

Напомним, что стихотворение Пушкин написал летом 1831 года в качестве ответа «просвещённой и цивилизованной» европейской прессе, критиковавшей Россию за подавление польского восстания (Царство Польское тогда являлось частью Российской Империи). Дело дошло даже до обсуждения французскими политиками возможности отправки войск в Польшу. Удивительные, конечно, исторические параллели с 2024 годом и речами президента Франции Макрона о возможном размещении войск на территории Украины. Почти 200 лет прошло — и ничего в «диалоге с западными партнёрами» не меняется…

«Полыхнёт и по всей Украине…»

Но если сериал «Катюша» провёл точные исторические линии из XIX столетия через XX век в XXI, то телефильм Сергея Урсуляка «Ликвидация» (2007) оказался прозорливым. Картина снималась в Одессе в 2006 году — и создателям удалось поразительным образом, по сути, предсказать возрождение украинского национализма. Который спустя почти десятилетие захватит власть и поставит многомиллионную страну на грань исчезновения.

Действие сериала разворачивается в Одессе 1946 года. Казалось бы — только что одержана Победа, можно сосредоточиться на строительстве новой, мирной жизни. Но Одесса, как и другие города, ещё на протяжении нескольких лет находилась под угрозой нападения скрывавшихся в лесах вооружённых украинских националистов — идейных предков и героев нынешнего киевского режима.

УКРАИНСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ ОБРАЗЦА 1946 ГОДА ГОТОВЯТСЯ ЗАХВАТИТЬ ОДЕССУ. КАДР ИЗ СЕРИАЛА «ЛИКВИДАЦИЯ» (2007, РЕЖИССЁР СЕРГЕЙ УРСУЛЯК)

Сериал Сергея Урсуляка снимался в 2006 году. С момента первого, «оранжевого Майдана — 2004», когда националисты при поддержке Запада впервые вынудили киевские власти уступить давлению и совершили пусть «мягкий», бескровный, но государственный переворот, прошло всего два года. Ещё почти никто и представить не мог, что основанный на энтузиазме масс «весёлый Майдан» уже открыл ворота на пути к фактической гибели Украины как государства — а создатели фильма уже обозначили (неосознанно?) украинский национализм главной угрозой для собственного народа.

В этой связи показательна речь главного отрицательного героя «Ликвидации» — скрывающегося под личиной майора юстиции Кречетова бывшего агента немецкой военной разведки, профессионального диверсанта по кличке «Академик». Убеждая своих соратников пойти на заведомо самоубийственный штурм Одессы, «Академик» в 13-й серии произнёс:

— Поймите — у маршала Победы [в 1946 году маршал Жуков был назначен командующим войсками Одесского военного округа] взяли город. Да когда Сталин узнает об этом, он его расстреляет — а вот это уже результат.

— Людей не жалко? Перебьют всех…

— Их и так и так перебьют. Только в лесах это сделают тихо и незаметно. А так они свалят самого Жукова. Все узнают, что мы существуем, что мы реальная сила! Кто знает, может, вслед за нами полыхнёт и по всей Украине.

АКТЁР МИХАИЛ ПОРЕЧЕНКОВ В РОЛИ МАЙОРА КРЕЧЕТОВА, ОН ЖЕ «АКАДЕМИК». КАДР ИЗ СЕРИАЛА «ЛИКВИДАЦИЯ» (2007, РЕЖИССЁР СЕРГЕЙ УРСУЛЯК)

Всего два абзаца — и, пожалуй, исчерпывающее объяснение схемы использования Западом украинских националистов. Только в 1946 году это были осколки немецкого влияния на «жовто-блакитных патриотов», а в 2020-х — прямое руководство со стороны США и Британии. Коллективному Западу судьба ненавидящих Россию неонацистов безразлична — но они могут «всколыхнуть» ситуацию, устроить кровавую бойню, на которую русский народ вынужден будет отвлечь свои силы и внимание. Всё, что ослабляет Россию, будет непременно использовано Вашингтоном и Лондоном.

К несчастью для жителей Украины, в XXI веке этим орудием ослабления Русской цивилизации стала их страна и они сами.

«Войну за души людей мы выиграем»

«Ликвидация» — не последний пример кинопредсказания нынешнего наступления «цивилизованного» Запада против русского народа. Наступления тем более опасного, что ведётся оно с нескольких направлений. Не только из США или Англии, не упускающих случая навредить России. И не только с Украины, силами обманутого и обманувшегося братского народа, польстившегося на дешёвую картонную сказку сытой и комфортной европейской жизни.

Но и изнутри — как минимум, как показал «штурм Верхнего Ларса», нескольких сотен тысяч («молчуны-ждуны» остаются пока неподсчитанными…) людей, с Россией связанных только формально, паспортом и русским языком. Всё остальное — от вкусовых предпочтений в еде, одежде и искусстве до ценностей и мировоззрения — в них к Русской цивилизации не имеет отношения.

БЕГУЩИЕ ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ ИЗ РОССИИ В ГРУЗИЮ «ГЕРОИ ВЕРХНЕГО ЛАРСА», 2022. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «THE ЛЮДИ»

Появление таких людей в нашей стране было предсказано ещё в конце 1970-х годов — в легендарном советском телефильме «Вечный зов». Снимавшаяся с 1973 по 1983 год экранизация одноимённого романа Анатолия Иванова стала настоящей эпопеей, через жизненный путь нескольких сибирских семей показавшей драматичную отечественную историю первой половины XX века.

В 15-й серии, действие которой разворачивается в конце Великой Отечественной, «слово получает» персонаж по фамилии Лахновский — предатель Родины, перешедший на сторону гитлеровцев. Посредством Лахновского русофобский Запад раскрывает свои планы на дальнейшую борьбу против России:

Борьба на этом [поражении Третьего рейха] не кончена. <…> Есть только одна идеология у всех людей — человек хочет жить и жрать. Причём жить как можно дольше, а жрать как можно слаще. <…> Закончится война, всё как-то утрясётся, успокоится — тогда и начнётся настоящая борьба. И за нами будет идеологическая машина всего остального мира. Да и многие из твоих соотечественников будут нам в этом активно помогать. Мы найдём… Нет — мы их воспитаем, <…> деньги сделают всё. Вот войну за души людей мы выиграем…

ЛАХНОВСКИЙ В ИСПОЛНЕНИИ ОЛЕГА БАСИЛАШВИЛИ РАСКРЫВАЕТ РУСОФОБСКИЕ ПЛАНЫ ЗАПАДА. КАДР ИЗ ТЕЛЕФИЛЬМА «ВЕЧНЫЙ ЗОВ» (1973-1983, РЕЖИССЁРЫ ВЛАДИМИР КРАСНОПОЛЬСКИЙ И ВАЛЕРИЙ УСКОВ)

Что ж, глядя на позорное зрелище из Верхнего Ларса —2022, когда из страха перед возможной мобилизацией из страны побежали молодые мужчины, стоит признать: отчасти Лахновский оказался прав. Впрочем, лишь отчасти: десятилетиями (с эпохи перестройки вплоть до 2022 года) развращавшие наш народ чужими ложными ценностями либералы-русофобы сумели выиграть — правда, не в войне, а в отдельных боях за души.

«Легенду надо подкармливать»

В качестве финального аккорда — легендарный телефильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973) по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Повествование о борьбе советского разведчика Штирлица, он же Максим Исаев, против германского нацистского режима подарило нам немало шедевральных сцен.

Но, безусловно, одним из самых потрясающих эпизодов не только этого сериала, но и всего советского кинематографа стала беседа одного из руководителей гестапо Мюллера (в исполнении Леонида Броневого) и Штирлица (Вячеслав Тихонов) в 11-й серии картины.

МЮЛЛЕР (НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ) РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД ШТИРЛИЦЕМ ПРОРОЧЕСКУЮ КАРТИНУ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИЗМА. КАДР ИЗ ТЕЛЕФИЛЬМА «СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ» (1973, РЕЖИССЁР ТАТЬЯНА ЛИОЗНОВА)

Писатель Юлиан Семёнов, написавший также и сценарий к фильму по своей книге, вложил в уста Мюллера поразительно прозорливые слова о скором, несмотря на военный разгром Германии, возрождении нацизма. Причём уже тогда речь шла о скором появлении новых ростков человеконенавистнической идеологии:

Золото партии… для тех сотен тысяч интеллектуалов, которые по прошествии времени поймут, что нет в мире иного пути, кроме национал-социализма.

Семёнов, используя персонаж Мюллера для озвучивания своего прогноза, в буквальном смысле предсказал появление неонацизма среди поколений, не видевших ужасы Второй мировой войны:

Те, которые сейчас [в 1945 году] ещё ничего не смыслят, — они будут говорить о нас как о легенде. А легенду надо подкармливать, создавать тех сказочников, которые переложат наши слова на иной лад. На тот, которым будет жить человечество через 20 лет. И как только где-нибудь вместо слова «здравствуйте» произнесут «хайль» в чей-то персональный адрес — знайте: там нас ждут, оттуда мы начнём своё великое возрождение.

УВЫ, «ПРЕДСКАЗАНИЕ МЮЛЛЕРА» СБЫЛОСЬ НА РОДНОЙ ДЛЯ НАС УКРАИНСКОЙ ЗЕМЛЕ. ФОТО: UKRAINIAN PRESIDENTIAL PRESS OFFICE/GLOBALLOOKPRESS

Что с того

Не стоит возносить в буквальном смысле до небес возможности искусства по изменению мира и предсказанию будущего. Сколь бы ни были талантливы писатели, сценаристы и режиссёры, они не всесильны и не всезнающи.

Представленные выше примеры призваны продемонстрировать нечто иное. В наши дни в моду вошла такая тактика реагирования на происходящие вокруг России и непосредственно в нашей стране события глобального масштаба и исторического значения, которую можно назвать «страусиной». То есть найти «хату с краю» и возле неё спрятать, подобно страусу, голову в песок — ничего, мол, не замечал, ничего не знаю, какой с меня спрос, хочу жить как раньше, как будто всё по-прежнему.

Но названные фильмы и сериалы показывают: нет, это неправда, отсидеться не получится. То, что Русской многонациональной традиционной цивилизации рано или поздно придётся снова сразиться с врагом, нашими предками разбитым в 1945-м, но не уничтоженным, было понятно. Причём ещё полвека тому назад — Юлиан Семёнов, Штирлиц и Мюллер не дадут соврать.

Да и уже совсем недавно зревшую по соседству — на любимой родной Украине — чёрную беду можно и нужно было заметить — сериал «Ликвидация» тому есть пусть косвенное, но свидетельство.

Нынешняя борьба России за своё будущее — это не «неожиданность», а закономерность. Предсказуемая и предсказанная. А значит, вести её нужно всерьёз, без инфантильных надежд, будто «всё как-нибудь само собой рассосётся».

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ