КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

После выхода на экраны киноленты «Падение Империи» многие усмотрели в ней то ли зашифрованное послание Голливуда, то ли предсказание последней страницы американской истории. Какой урок нужно извлечь России из фильма о гражданской войне в США?

Одним из редких за последние два года голливудских проектов, благополучно добравшихся до отечественного кинопроката, стала лента Алекса Гарленда «Падение Империи» (оригинальное название «Civil War» – «Гражданская война»). В наших кинотеатрах фильм можно было увидеть с 11 апреля, спустя месяц после мировой премьеры.

Подробный анализ «зашитых» в картине полускрытых и даже не скрываемых намёков и посылов, что главное зло мира это белые гетеросексуальные мужчины, придерживающиеся традиционных ценностей, читайте в статье обозревателя Царьграда Егора Холмогорова.

А вот почему «переименование» фильма Алекса Гарленда для отечественной аудитории шаг хотя и вполне объяснимый, но «убивающий» суть и смысл картины – об этом поговорим сегодня.

ПОСТЕР ФИЛЬМА «ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ». СКРИНШОТ: ИНТЕРНЕТ-САЙТ KINOPOISK.RU

Фильм без сюжета, с одним настроением

Начнём с собственно киношной составляющей «Падения Империи» – фильм банально плохо снят. Не «непрофессионально», не «некачественно», не «халтурно» – а плохо. Так бывает, когда даже талантливому и умелому режиссёру заказывают снять политическую агитку. Пропагандистские фильмы нередко получаются отличными с творческой точки зрения – но если в них есть, за что «зацепиться» автору (интересная личность, оригинальный поворот сюжета, стилистический эксперимент). Когда же кроме агитационной идеи, умещающейся в одной фразе (об этом – позднее), в фильме нет содержания, тут впору и маститому мастеру загрустить.

Алекс Гарленд и загрустил – для режиссёра и сценариста отличной фантастической драмы «Из машины» (2014) задача снять фильм без сценария оказалась слишком сложной. В самом деле: считать полноценным сюжетом сквозную линию «группа журналистов едет сквозь Америку, охваченной гражданской войной, в Вашингтон, чтобы успеть взять интервью у обречённого на гибель президента» можно лишь по недоразумению. Никаких вопросов фильм «Падение Империи» не задаёт, никаких ответов, соответственно, зритель не получает – в чём тогда смысл и сюжет фильма?

КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «KINOMAN»

Смысл и сюжет фильма исключительно в общей «картинке». Гарленд как профессионал понял это первым – потому не заморачивался ни с логикой действий персонажей, ни с раскрытием их психологических портретов, ни с нюансами актёрской игры. Всё это, как гласит современная интернет-мудрость, «фтопку» – ради общего настроения тоски и ужаса и финального, самого важного, кадра.

Название всё-таки имеет значение

Что же это за последний кадр?

Завершается кинолента «Падение Империи» сценой казни непосредственно в Белом доме президента США, возле трупа которого позируют явно довольные собой повстанцы-сепаратисты.

Казалось бы – вот оно, неумолимое предсказание краха США и категорическое подтверждение правоты отечественных прокатчиков, выпустивших проект под заглавием «Падение Империи». Американского президента, «главу свободного мира» убивают в «святая святых» демократической цивилизации – это же и есть катастрофа и разрушение глобальной системы, выстроенной на базе США. Или нет?

Или нет. В действительности русский вариант названия является классическим случаем выдачи желаемого за действительное. Спору нет, для всех нас весьма заманчива перспектива понаблюдать за крушением главного геополитического соперника России. Но фильм Алекса Гарленда не про «Падение Империи» – он именно про «Гражданскую войну». Которая на самом деле пока ещё не приобрела форму масштабного вооружённого конфликта, но во вполне открытом виде уже вовсю разворачивается в США.

В НАЧАЛЕ 2017 ГОДА ТРАМП (СЛЕВА) И БАЙДЕН (СПРАВА) МОГЛИ ПОЖАТЬ ДРУГ ДРУГУ РУКИ. СЕЙЧАС ЭТО ФОТО ВЫГЛЯДИТ ПОЧТИ ФАНТАСТИЧЕСКИМ. ФОТО: MEDIAPUNCH/FACE TO FACE/GLOBALLOOKPRESS

Необъявленная война в разгаре

Вышедшая в американский прокат в марте 2024-го кинолента – это часть предвыборной президентской кампании, по итогам которой в конце года главное кресло в Белом доме займёт либо республиканец Дональда Трамп, либо действующий президент, демократ Джо Байден.

Напомним, что борьба республиканцев и демократов уже несколько лет как разорвала в клочья рамки обычной политической возни под названием «двухпартийная система США».

Спровоцированные либералами беспорядки и анархия на улицах американских городов в ходе так называемого «движения BLM» летом 2020-го. Явно сфальсифицированные Почтовой службой США в пользу демократов итоги дистанционного (по почте) голосования на выборах 2020 года, когда Байден «победил» Трампа. Штурм вашингтонского Капитолия 6 января 2021-го сторонниками Трампа, возмущёнными явным подлогом и последовавшие ответные репрессии (участники мирных протестов получили многолетние тюремные сроки). Нынешние попытки демократов любыми способами, по любой статье если не посадить лидера республиканцев в тюрьму, то хотя бы снять его с дистанции президентской гонки.

ВОТ ОН, ГЛАВНЫЙ ЗЛОДЕЙ В ГЛАЗАХ КИНОШНИКОВ-ЛИБЕРАЛОВ – БЕЛЫЙ МУЖЧИНА, К ТОМУ ЖЕ БЛОНДИН… КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «KINOMAN»

Всё вышеназванное и другие конфликтные проявления свидетельствуют – гражданская война в США уже идёт. Америка разделилась надвое – и у двух половин всё ещё великой державы просто нет точек соприкосновения для примирения. Слишком уж разные ценности исповедуют эти «две Америки». П одну сторону – нынешние демократы, силой и террором навязывающие глобалистскую либеральную повестку с десятками «гендеров» вместо мужчины и женщины и местоимением среднего рода для обозначения Бога. По другую – современные республиканцы, собравшие под свои знамёна всех, кто ещё пытается сохранить хоть намёк на традиционные ценности.

Голливуд передал последнее предупреждение от демократов?

Фильм, настоящее название которого «Гражданская война», это визуальная угроза либеральных демократических элит своим республиканских соперникам. Это ожившее предсказание того будущего, которое якобы ждёт Америку в случае повторного прихода Трампа к власти. И не случайно внешний облик президента в фильме максимально близок к образу реального политика – разве что знаменитой трамповской чёлки не хватает.

КОГО-ТО ПРЕЗИДЕНТ ИЗ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КИНОРЕАЛЬНОСТИ СМУТНО НАПОМИНАЕТ… КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «KINOMAN»

Перед нами уже не завуалированное, а проговариваемое пусть сквозь зубы, но предельно отчётливо послание:

Только посмейте избрать Трампа – и его ждёт смерть. Нашу страну – гражданская война. А вас, сторонники «белого супрематизма» и «мужского патриархального шовинизма» – суровая расплата.

И то обстоятельство, что отправляет это послание Голливуд, абсолютно закономерно.

Пропитанная либеральными «ценностями» насквозь, хоть выжимай, американская киноиндустрия приняла боевую стойку, как только Дональд Трамп, вопреки прогнозам всех «серьёзных экспертов», впервые въехал в Белый дом по итогам выборам 2016 года. Однако на первых порах воротилы Голливуда, видимо, посчитали победу одиозного политика и бизнесмена стечением обстоятельств, случайным сбоем в системе.

Либералы начали с намёков, заканчивают угрозами

Поэтому антитрампистские сюжеты и мотивы кинопродукции носили сатирический, предупредительный характер – мол, американцы, ну хорош, один раз побаловались и хватит, нельзя же такого человека снова президентом избирать.

Показательным в этом отношении является вышедший в 2018-м году фильм Адама Маккея «Власть». Английское название картины, «Vice», более выразительное: с одной стороны, это указание на главного героя, Дика Чейни, вице-президента (vice-president) при президенте-республиканце Джордже Буше-младшем (2000-2008). С другой, буквальный перевод слово «vice» – «порок», и республиканцев тут вспомнили не зря.

ДИК ЧЕЙНИ (В ИСПОЛНЕНИИ КРИСТИАНА БЭЙЛА) КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ «ПОРОЧНЫХ РЕСПУБЛИКАНЦЕВ». КАДР ИЗ ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «ВЛАСТЬ». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «IVIDEOS»

В то время кто-то из деятелей шоу-бизнеса принялся громить Трампа в социальных сетях, кто-то выходил на митинги с уничижительными транспарантами в адрес одиозного президента – а Маккей снял фильм, который формально рассказывает Чейни, но на самом деле направлен против всей Республиканской партии. Создавая в своём фильме соответствующую реальности картину ангажированности, коррупции и грязных махинаций в высших эшелонах Вашингтона, Маккей показывал исключительно те годы, когда президентами были республиканцы. То есть создавалось впечатление, будто как только к власти приходит Демократическая партия, вся политическая система чудесным образом меняется не просто в лучшую – в идеальную сторону.

Но годы шли, противоречия между носителями либеральной повестки и приверженцами традиционных ценностей окончательно превратились в непреодолимую бездну – и стало понятно, что даже «ограбление» Трампа на выборах-2020 не решило проблему. Противостояние перешло в гражданскую войну, горячая фаза которой пока не началась, но всеми предвкушается. Время сатирических намёков прошло: теперь демократы с помощью Голливуда дают республиканцам последнее предупреждение.

Примечательно, но вряд ли удивительно, что фильм «Падение Империи» снят компанией «А24», принадлежащей бизнесменам, не просто имеющим тесные связи с Демократической партией, но активно вкладывающим в её избирательные кампании десятки, а то уже и сотни, миллионов долларов.

ГОЛЛИВУД НЕ ЛЮБИТ ТРАМПА: ДАЖЕ ЕГО ЗВЕЗДУ НА «АЛЛЕЕ СЛАВЫ» В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ УНИЧТОЖИЛИ. ПРИШЛОСЬ ВОССТАНАВЛИВАТЬ. ФОТО: RONEN TIVONY/GLOBALLOOKPRESS

Что с того

В художественном отношении ценность киноленты «Падение Империи» крайне невысока. В качестве примера прозорливости искусства, способного предугадывать повороты и изменения течения реки под названием «История» – цена этой ленте если и не грош, то ненамного больше.

Гораздо важнее для России тот духовный урок, который следует извлечь из угрожающего кинопослания от американских демократов американским же республиканцам. Надеяться на то, что Америка надорвётся из-за внутренних противоречий и тем самым самоустранится от дел на мировой арене, занятие заманчивое – но бессмысленно-безнадёжное.

Да и не свойственное русскому характеру, честно признаться – уж на что во время Великой Отечественной войны наш народ рассчитывал в последнюю очередь (если вообще задумывался о такой возможности), так это на разногласия внутри нацистской верхушки, возможные «внутрирейховские» заговоры и восстания. Наши предки шли к своей конечной цели, на Берлин, и всё. Вот и нам не к лицу тешить себя фантазиями «США вот-вот сами рухнут к нашим ногам», а шаг за шагом двигаться к собственной Победе.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ