Германия в ХХ веке сумела организовать две мировые войны и, несмотря на то что проиграла обе, — напугать до дрожи в коленках своих соседей по континенту. Поэтому после 9 мая 1945 года страна была оккупирована и лишена вооружённых сил. В западной зоне оккупации оружие имела только пограничная стража, в будущей ГДР — Казарменная народная полиция. И то и другое формирование были немногочисленны и вооружены только стрелковым оружием. Впрочем, вскоре ситуация стала меняться…

Отношения между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции портились на глазах, появилось на свет НАТО, но… В данной организации не было нормальной армии, за исключением американской. Нет, в состав блока, помимо США, входили такие «великие военные державы», как Канада, Исландия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Французы с англичанами — серьёзнее, но Франция не слишком хорошо себя показала во Второй мировой войне, а Великобритания на своём острове традиционно никогда слишком большой армии не держала. Привлечение в состав блока Греции и Турции принципиально ничего не изменили: американцам нужна была континентальная сила, достаточно серьёзная, чтобы стать костяком объединённых сил НАТО в случае конфликта с СССР. И кроме немцев, никто таковой стать не мог в принципе.

Проблема была в том, что Германии как государства на тот момент не существовало: были четыре зоны оккупации: американская, английская, французская и советская. Поэтому в 1954 году были заключены Парижские соглашения, отменяющие на территории трёх западных зон оккупации оккупационный режим и создававший немецкое государство — ФРГ. Это, наверное, единственный в истории случай, когда не вооружённые силы создавали государство, чтобы обеспечить своё существование, а государство создавалось с целью запилить вооружённые силы.

7 июня 1955 года было сформировано Министерство обороны ФРГ, а уже 12 ноября канцлер ФРГ Конрад Аденауэр приветствовал первых сто солдат будущей армии новой Германии. 2 января 1956 года в Андернахе был сформирован первый учебный батальон, а вооружённые силы ФРГ получили название бундесвер — федеральные вооружённые силы. Министерство обороны возглавил Теодор Бланк, но уже 16 октября 1956 года его сменил Франц-Йозеф Штраус, который и стал, по сути дела, отцом-основателем бундесвера, пробыв в должности министра обороны до 1962 года. Во время войны он был призван в вермахт, получил унтер-офицерское звание, потом окончил офицерскую школу и отправился командовать взводом зенитной артиллерийской батареи под Сталинград. Из-под Сталинграда Штраус уехал на курсы командиров батарей, но по дороге обморозил ноги и больше на фронт не вернулся.

С кадрами во вновь созданной армии всё было и хорошо, и плохо одновременно. С одной стороны, офицеров и генералов с огромным боевым опытом в ФРГ было в избытке, с другой стороны — пройти процедуру денацификации из них не смог бы ни один. Поэтому первые генералы бундесвера имели под собой «прочный вермахтовский бэкграунд». Например, Адольф Хойзингер начал служить ещё в Первую мировую войну, а при Гитлере дослужился до генерал-лейтенанта, в плен к американцам попал в должности начальника картографической службы вермахта. Правда, был в его биографии и плюс: его подозревали в причастности к покушению на Гитлера, даже арестовали, правда, потом вернули в стройные ряды вермахта — доказательств причастности не нашлось. А вот доказательств участия в планировании карательных акций на территории СССР хватало, но в плен он попал к американцам, которые требования СССР о выдаче генерала проигнорировали. Уже в 1950 году он — советник Аденауэра по военным вопросам, а после создания бундесвера — председатель военного руководящего совета и… вновь — генерал-лейтенант!

Его коллега, также генерал-лейтенант вермахта, Ганс Шпейдель, начальник штаба группы армий «В», тоже подозревался в участии в «заговоре генералов», сумел оправдаться перед офицерским судом чести, что не помешало нацистам посадить его на семь месяцев под замок. Освободили Шпейделя опять же американцы, и, несмотря на… своеобразные приказы, касающиеся борьбы с партизанами, он вышел на свободу — преподавать историю в Тюбингенском университете. В бундесвере Шпейдель стал начальником управления вооружённых сил Министерства обороны, а с 1957 по 1963 год был командующим объединёнными сухопутными войсками НАТО в Центральной Европе.

В общем, слишком известных генералов и фельдмаршалов вермахта в бундесвер не брали, но вермахтовское прошлое было у всех вновь принятых на службу. Поначалу бундесвер стал самой старой армией мира. Все его военнослужащие, от унтер-офицера до генерала, имели десятилетний перерыв в карьере. Впрочем, многие рядовые тоже: поначалу бундесвер формировался на контрактной основе, но уже в 1957 году появилась всеобщая воинская обязанность. Правда, срок службы в бундесвере был определён всего в полгода: скорее всего, старые немецкие генералы решили таким образом побыстрее создать мобилизационный резерв, прокрутив как можно быстрее как можно больше молодёжи через срочную службу.

Численность бундесвера росла стремительно: 1956 год — 55 567 человек, 1957 год — 115 000, 1958 год — 200 000, 1959 год — 225 000, 1960 год — 240 000, 1961 — 291 000, 1964 год — 420 000. На пике численность вооружённых сил ФРГ составляла полмиллиона человек. Надо сказать, что солдат бундесвера готовили к участию в гражданской войне — через границу от ФРГ ждала своего часа ННА — Национальная народная армия ГДР, в военное время способная выставить 561 тысячу бойцов…

А потом ГДР исчезла, Германия объединилась, и для бундесвера начались сложные времена. Чувствующие себя победителями в холодной войне американцы больше не настаивали на содержании единой Германией полумиллионной армии (хотя теперь она могла содержать и больше солдат). Более того, с распадом Варшавского блока и СССР Германия превратилась из главного союзника на континенте в конкурента, причём конкурента с сильной экономикой, всё больше чувствовавшего свою силу. С 1989 года численность бундесвера неуклонно снижалась — до тех пор, пока в 2013 году не достигла современной: 181 596 бойцов. Впрочем, скорее вместо «бойцов» здесь правильнее было бы говорить «человек», поскольку моральный дух в современном бундесвере… Очень сильно далёк от идеала.

При формировании бундесвера старались отойти от традиций старой прусской армии. Новые вооружённые силы поначалу вооружали американским оружием, одевали в американскую форму, навязали американскую структуру. Военнослужащим за пределами воинской части запрещалось ходить в форме: немецкий милитаризм долго оставался жупелом для союзников по НАТО. Это в ННА ГДР советские власти не имели ничего против формы, несильно отличающейся от вермахтовской, американцы с англо-французами таких вольностей не позволяли! Учитывая то, что носителем немецких военных традиций среди сотен германских княжеств была Пруссия, а прусские земли в состав ФРГ не вошли, моральную готовность бундесвера к ведению войны, даже в лучшие для этой структуры времена, можно смело назвать сомнительной.

На пике, в 1990 году, бундесвер состоял из 12 дивизий — пять танковых, пять мотопехотных, горнопехотной и воздушно-десантной. Все дивизии были объединены в три корпуса. После объединения с ГДР на базе ННА были созданы ещё две мотопехотные дивизии, объединённые в четвёртый корпус. Территориальные войска состояли из бригад и полков, объединённых в территориальные командования, каждое из которых соответствовало корпусу, всего территориальных командований было четыре. Это был пик мощи армии новой Германии…

С 1993 по 1994 год были расформированы шесть дивизий бундесвера из двенадцати. Были упразднены полки и бригады территориальных войск — оставлены только батальоны. В 1997 году была расформирована ещё одна дивизия. Если считать в существующих сегодня бригадах, после сокращений 90-х годов в бундесвере из 42 бригад остались 20. Было упразднено корпусное деление. В 2001 году были расформированы национальные армейские корпуса, из 45 окружных штабов территориальных войск упразднено 17, расформированы 1-я горнопехотная и 5-я танковая дивизии. Правда, были созданы две дивизии, но существенно более слабые — аэромобильная и специальных операций. Дальше — больше! В 2008 году были расформированы ещё две дивизии, а батальоны территориальных войск сокращены до рот. В 2013 году пришёл черёд 13-й дивизии. В 2014 году — дивизии аэромобильных операций. Число военных округов сокращено с семи до четырёх. Если до начала этого погрома численность сухопутной компоненты бундесвера была 360 тысяч человек, то на сегодняшний день она не дотягивает и до 61 тысячи.

На 2023 год сухопутные войска бундесвера состоят из двух танковых дивизий и дивизии быстрого реагирования. В территориальных войсках числится 31 рота. Есть ещё командование сил специального назначения (KSK). По идее — бригада, но… численность KSK всего 1 500 человек, задачи — диверсионная и контрдиверсионная деятельность, освобождение заложников, разведка в тылу противника.

С люфтваффе (а ВВС бундесвера именно так и называются) — та же история. На пике в составе люфтваффе были 26 эскадр боевых самолётов и 60 батарей ЗРК. Сегодня — одна разведывательная, одна истребительно-бомбардировочная, четыре многоцелевых истребительных эскадры, одна зенитно-ракетная эскадра.

Если вы думаете, что с ВМС у немцев ситуация в чём-то отличается от того, что случилось с сухопутными войсками и люфтваффе, то глубоко ошибаетесь! Если после объединения гэдээровского фольксмарине с фээргэшным бундесмарине численность ВМС единой Германии составила 36 тысяч человек, то сегодня она ужалась до 19 тысяч человек. В состав входили пять флотилий: морской авиации, фрегатов, катеров, минных тральщиков и подлодок. Остались две. Сначала эсминцы были заменены фрегатами, на настоящий момент фрегаты постепенно замещаются корветами, ракетные катера уничтожены как класс, число подлодок сокращено вдвое.

Из сильных сторон бундесвера — почти полное обеспечение вооружением и техникой собственного производства. На вооружении сухопутных войск 295 танков Leopard 2 разных модификаций. Что это за машина и с чем её едят? Начнём с того, что танк проектировался под вполне конкретное сражение: битву за Фульдский коридор. Это кратчайший путь из ГДР к сердцу ФРГ по долине реки Фульда — самое танкоопасное направление холодной войны. Натовские теоретики рассчитывали связать советские танковые клинья боями на выстроенной в южной части коридора полосе обороны, а по флангам нанести удар танковыми дивизиями бундесвера и США. В танке для этой битвы главным должны были быть огневая мощь и манёвренность, а бронезащита считалась вторичной.

Но вскоре после создания по данным критериям танка Leopard грянула война Судного дня, когда израильские маневренные и вооружённые той-же 105-мм пушкой, что и немецкий танк, но лишённые мощной брони «Центурионы» понесли тяжёлые потери от огня египетских Т-54 советского производства. И появился Leopard 2, где была усилена броневая защита и установлена новая 120-мм пушка, но танк получился перетяжелённым. Впрочем, для боёв в Фульдском коридоре особая проходимость была без надобности — расстояния там небольшие, а грунт твёрдый. В отличие от зоны СВО, где украинские Leopard 2 показали себя не лучшим образом: эти танки созданы для боя с танками, а не прорыва укреплённых линий в условиях раскисшего украинского чернозёма…

Сегодня для бундесвера бои в Фульдском коридоре неактуальны, поэтому танки Leopard 2 снискали не столько славу на поле боя, сколько сомнительную честь называться самыми хорошо продаваемыми танками — более чем успешный коммерческий проект! Между тем в любых конфликтах, где им довелось участвовать, они несли серьёзные потери. Даже афганские моджахеды, не имея ПТРК, умудрились подорвать четыре танка Leopard на фугасах, а в Сирии им устроили основательную бойню старые советские и американские ПТРК, наглядно показавшие, что даже усиленное бронирование Leopard 2 недостаточно: из 30 турецких Leopard 2, участвовавших в боях, было потеряно 10.

На что способны немецкие танковые дивизии в ходе гипотетического конфликта? За два года СВО, согласно сводке МО РФ от 01.04.2024, уничтожены 15 670 танков и других бронемашин. У бундесвера танков с бронемашинами всех классов можно насчитать максимум четыре с небольшим тысячи единиц. На полгода боевых действий с сегодняшней интенсивностью — максимум. В реальности — гораздо меньше: не выдержат столкновения с российской штурмовой авиацией. Слабое место армий НАТО — системы ПВО. По доктрине Североатлантического альянса противовоздушную оборону должна обеспечивать авиация.

Люфтваффе бундесвера имеет в качестве ударных самолётов евроистребители Eurofighter Typhoon в количестве 141 штуки и отечественные истребители-бомбардировщики третьего поколения Tornado 88 штук. Первый самолёт немецкие эксперты считают уступающим по своим характеристикам МиГ-29, второй — старший товарищ Су-24 (оба советских самолёта в настоящее время сняты с вооружения ВВС России как устаревшие). В состав люфтваффе в Германии входят и комплексы ПВО — 30 американских Patriot и 20 самоходных ЗРК Ozelot на основе американских ракет «Стингер». Прямо скажем, немного. По опыту СВО эти системы будут в значительной степени обнулены в течение пары месяцев. Благо опыта в подавлении ПВО у русских лётчиков сегодня вагон и маленькая тележка: согласно той же сводке на 1 апреля сего года сбит 581 самолёт ВВС Украины и уничтожены 495 ЗРК.

ВМС Германии (марине) со времён кайзера Вильгельма за номером два комплектуются только отечественными кораблями. ВМС бундесвера не исключение, благо судостроительная промышленность позволяет. На сегодняшний день марине — наиболее опасная для России часть бундесвера: по количественному составу ВМС Германии сильно превосходит Черноморский флот, качественно — не уступает. Вот только… шансов попасть в степи Украины у немецких подводных лодок немного: согласно конвенции Монтрё, Турция не пропустит их через Дарданеллы и Босфор.

Из слабых мест бундесвера стоит указать отсутствие боевого опыта. Генералы с опытом Второй мировой войны здесь уже давно неактуальны, а их ученики ни в чём серьёзном не участвовали. Даже в несерьёзных натовских миссиях немцы принимали весьма ограниченное участие — не более двух сотен военнослужащих.

Особенность военного управления в Германии — должность главнокомандующего бундесвером в мирное время исполняет министр обороны, в военное — канцлер. Главные военный чин — генеральный инспектор бундесвера, который является военным командиром для всех военнослужащих в Германии.

Помощь Германии военной техникой Украине на боеспособности (весьма ограниченной боеспособности!) бундесвера не сказалась: у немцев после сокращений на складах осталось достаточно военного барахла, чтобы подать стоящему на паперти бородатому парню в зелёной футболке без угрозы оставить голыми собственные вооружённые силы. Но в целом можно констатировать, что экономический вес Германии гораздо выше её военных возможностей. И возможность нарастить мускулатуру не просматривается: с 2011 года бундесвер перешёл на контрактную схему комплектования, а найти желающих идти служить в армию, которая теоретически может ввязаться в конфликт на Украине… немного. Кроме того, похоже, что на конфликт высокой интенсивности у бундесвера не хватит боеприпасов: мощности немецкой промышленности даже ВСУ обеспечить необходимым количеством снарядов не в состоянии…

Впрочем, всё вышесказанное — глубоко теоретические построения. На агрессивные высказывания президента Франции Эмманюэля Макрона первым отозвался его немецкий коллега канцлер Олаф Шольц. С заявлением, что войска НАТО на Украину не поедут ни под каким соусом.

Фёдор Ступин