На днях журналист Александр Плющев (признан в России иноагентом) обнародовал список книг, который, по его словам, получил маркетплейс «Мегамаркет». В перечне содержались названия произведений, карточки которых надо было удалить «из-за пропаганды ЛГБТ» («Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистским и запрещено в РФ).

В перечень попали больше 250 книг, среди них есть произведения Уильяма Берроуза, Харуки Мураками, Пауло Коэльо, Стивена Кинга, Федора Достоевского, Владимира Сорокина, Стивена Фрая, Стефана Цвейга, Оскара Уайльда, Марселя Пруста и других.

Позже в «Мегамаркете» подтвердили подлинность списка, заявив, что уже изъяли из продажи указанные в нем книги в связи с законом о запрете пропаганды ЛГБТ. «Указанный список книг действительно существует — он был еще в декабре 2022 года собран по инициативе АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли) всеми участниками книжного рынка в связи с принятием закона о запрете пропаганды ЛГБТ в интернете, СМИ, книгах и других источниках. «Мегамаркет» принимал участие в обсуждении и подготовке списка и так же, как и все участники рынка, скрыл товары со своей витрины», — сообщили в пресс-службе маркетплейса.

В Ассоциации компаний интернет-торговли подтвердили, что подобный перечень книг действительно существовал. При этом президент ассоциации Артем Соколов заявил, что список уже неактуален.

По его словам, перечень формировали, так как «отрасль хотела наглядно продемонстрировать, что потенциально может попасть под действие закона, если не разработать четкие критерии». «После обращения Ассоциации в адрес Александра Хинштейна на площадке Госдумы были проведены встречи и прояснены все детали, включая будущие подзаконные акты. Сейчас этот список не просто неактуален — он вообще не имеет никакого отношения к действительности», — заключил Соколов.

Инициатор закона о запрете ЛГБТ-пропаганды, депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн, в связи с публикацией списка «запрещенных» к продаже книг заявил, что произведениям Достоевского, Пруста, Платона, Цвейга, Мураками, Уайльда и другой классике ничего не угрожает.

Он также подтвердил слова президента АКИТ о том, что список был рабочим и после нескольких встреч от него отказались. «В ноябре—декабре 2022 года, после соответствующего обращения АКИТ мы провели несколько рабочих встреч на площадке ИТ-Комитета с участием всех регуляторов (Роскомнадзор, Роспотребнадзор, МВД). Там обсуждался и этот «черный список»: как набор неких «страхов» отрасли, которые, слава Богу, не подтвердились», — сообщил Хинштейн.

Депутат также заявил, что никакие маркетплейсы не убирали книги из продажи. Не делал этого и «Мегамаркет», добавил Хинштейн, ссылаясь на слова директора компании по связям с госорганами Павла Глухова. «Почему пресс-служба «Мегамаркета» верифицировала актуальность списка «Коммерсанту», распространив заведомую неправду, сейчас выясняется в ходе внутреннего разбирательства», — добавил депутат.

Однако в Госдуме есть и те, кто в целом считает правильным снятие с продажи произведений с ЛГБТ-тематикой. Первый зампред комитета нижней палаты парламента по культуре Александр Шолохов в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» объяснил необходимость этой меры тем, что на маркетплейсах такие книги может купить кто угодно. «Мы все прекрасно понимаем, что и у классиков в том числе есть вещи, по крайней мере, не для свободной продажи», — отметил Шолохов.

По словам депутата, в «очных» книжных магазинах детям не продадут такие книги. Однако маркетплейсу неважно, кто покупает товар, «лишь бы у него была карточка платежная».

Ранее губернатор Нижегородской области Глеб Никитин прокомментировал список книг, которые «Мегамаркет» изъял из продажи в связи с законом о запрете пропаганды ЛГБТ. «Не могу сдержать эмоции и промолчать. Понятно, что этот список составлен непонятно как, неизвестно под каким соусом распространён и какие цели преследовал автор идеи. Но мне лично кажется, что он хотел нанести вред нашей стране и подорвать авторитет ее институтов. Надеюсь, что это получит надлежащую общественную оценку, а в нашей жизни подобные эксцессы или провокации будут случаться как можно реже», — сказал чиновник.

Старший научный сотрудник Института политической психологии Александр Прудник считает ситуацию провокацией. «Появление в публичном пространстве списка запрещенных произведений мировой литературы под видом борьбы с пропагандой ЛГБТ-ценностей, является преднамеренной провокацией. Цель этой провокации только одна: дискредитировать политику руководства страны по защите традиционных ценностей, — отметил Прудник.

Писатель Андрей Рубанов также высказался о слитом списке запрещённой литературы. «Не так важно, кто составил этот список и кто в него попал. Пропаганда ЛГБТ потоком идёт через американские и европейские фильмы и сериалы. Миллионы подростков смотрят их бесплатно и свободно на десятках пиратских сайтов. Если бороться с пропагандой ЛГБТ, то начинать надо оттуда. А книжный рынок у нас маленький, слабый, уязвимый и почти беззащитный. Книгопродавец — легальный бизнесмен, его легко найти и оштрафовать, и потом отчитаться: вот, боремся за исполнение закона. А пирата, устраивающего показы в интернете, ещё надо поймать. Так что в будущем бороться будут с книгами (потому что это легко и удобно), а пропаганда ЛГБТ будет идти через западное кино широким фронтом. А читатель будет только грустно улыбаться, наблюдая очередную профанацию полезного по сути дела. Однако есть и положительный момент. Пусть лучше будут дискуссии и даже скандалы, вокруг закона о запрете пропаганды ЛГБТ, чем равнодушное молчание», — считает Рубанов.

Источник