ФОТО: POPTIKA/SHUTTERSTOCK

Новому, 2024 году всего несколько недель от роду, а он уже успел отметиться громким скандалом в сфере культуры. 25 января в Москве с помпой – в лучших традициях голливудских киностудий – был представлен фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита».

Картина приобрела дурную славу сразу после премьеры по двум причинам.

Во-первых, выяснилось, что американец с русским именем Михаил Локшин занимает откровенно антирусскую позицию. Причём как на словах (встретил начало спецоперации заявлением, что Россия будет разгромлена и принуждена к выплате репараций), так и на деле – спонсировал боевиков Незалежной.

Во-вторых, содержание фильма «Мастер и Маргарита» не только представляет собой вольную трактовку булгаковского романа (нередко – прямое извращение литературного оригинала), но и яростную пропаганду русофобии, едва прикрытую «художественными экспериментами». Подробнее о культурной диверсии, замаскированной под знаменитым названием, читайте в статье обозревателя Царьграда писателя Егора Холмогорова.

В ФИЛЬМЕ МНОЖЕСТВО ДОСОЧИНЁННЫХ СЦЕН И ОТКРОВЕННОЙ ОТСЕБЯТИНЫ, ИСКАЖАЮЩЕЙ ТЕКСТ БУЛГАКОВА В УГОДУ ВОСПРИЯТИЮ ЕГО ОППОЗИЦИОННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ. СКРИНШОТ ТРЕЙЛЕРА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» YOUTUBE-КАНАЛА MARS MEDIА

Но если кто-то считает, что сатанинским (именно так – ни больше ни меньше) пасквилем Локшина список «странных фильмов» в нынешнем отечественном кинопрокате исчерпывается, то это заблуждение. Наивное и опасное.

Куда угодно, как угодно – только бы не жить в России

Чтобы в этом убедиться, даже далеко ходить не нужно – 25 января, в тот же день что и «Мастер и Маргарита», в прокат вышел фильм Ивана И. Твердовского «Панические атаки».

С этой картиной московский зритель встретился ещё в начале декабря 2023-го – в рамках Открытого Российского кинофестиваля авторского кино «Зимний», жюри которого посчитало фильм достойным главной награды (вдобавок актёр Сергей Двойников получил приз за лучшую мужскую роль).

СКРИНШОТ КАДРА ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ» YOUTUBE-КАНАЛА «КИНОМАН»

Примечательно, что организаторы фестиваля «Зимний» главную свою задачу обозначили следующим образом:

Вернуть интерес к авторскому кино, поддержать творческие поиски нового киноязыка, поддержать мастеров и молодых кинематографистов.

Какие же «творческие поиски» Ивана И. Твердовского решили недавно поощрить?

Фильм «Панические атаки» это настолько неприкрытая «антиреклама» России, что Михаил Локшин наверняка задаётся в Америке вопросом: «А что, так можно было?». Он-то пытался хотя бы формально замаскировать свою русофобию, а один из наиболее заметных представителей нового поколения отечественного «авторского кино» Твердовский даже не стал утруждаться.

Россия, в представлении Ивана И. Твердовского, это непригодное для жизни место, практически ад на земле, сконцентрированный в городке Мурманской области. Полная разруха и нищета снаружи, на улицах. И полное отсутствие смысла жизни внутри, в головах и умах – именно в такое русское пространство режиссёр вселяет своих персонажей. Все светлые мысли и мечты которых устремлены только к одному – попыткам сбежать в Норвегию.

Излишне говорить, что Норвегия в фильме представлена как полная противоположность России – то есть рай вместо ада. И ради попадания в этот земной рай главная героиня, совсем юная девушка, страдающая от панических атак (ещё бы – жизнь в аду не способствует психическому здоровью), готова на всё.

В буквальном смысле на всё: чтобы остаться в Норвегии, она совершает жестокое убийство сразу после пересечения границы «цивилизованного мира». Это означает многолетнее тюремное заключение. Но даже норвежская тюрьма, показанная в фильме как элитный пансионат (чисто, светло, комфорт и спокойствие – и, главное, все и всё в белом), для персонажа становится настоящей сказкой. И именно здесь героиня находит душевный покой и избавляется от панических атак. Ведь ад остался позади – по ту сторону границы.

СКРИНШОТ КАДРА ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ» YOUTUBE-КАНАЛА «КИНОМАН»

Такие вот «творческие поиски» Ивана И. Твердовского. Причём для тех, кто знаком с его творчеством, в подобной художественной трактовке реальности нет ничего неожиданного. Предыдущие фильмы постановщика («Класс коррекции», «Зоология», «Наводнение») неизменно рисуют современную русскую действительность в мрачных тонах, не оставляя героям возможности для нормальной жизни.

Нормальный такой либерал – Запад одобрил

Но, может быть, и «Панические атаки» это единичный случай? Увы, нет.

Пролистываем график кинопремьер 2024 года и практически сразу натыкаемся на название «Самая большая луна«.

Режиссёр фильма Алексей Попогребский обрёл известность в самые благодатные для отечественной либеральной культуры годы – начало XXI века, 2000-е годы вплоть до 2014-го, до Русской весны, воссоединения Крыма с исторической Родиной и начала разрыва России с глобалистским Западом.

Не случайно два из трёх своих полнометражных фильмов Попогребский снял именно в те годы (на его счету ещё несколько короткометражек, сериалов и фильм «Коктебель» в соавторстве с Борисом Хлебниковым). Его картины «Простые истины» (2007) и «Как я провёл этим летом» посвящены моральному выбору людей в стрессовых ситуациях (не случайно по образованию Алексей – психолог).

СКРИНШОТ КАДРА ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «САМАЯ БОЛЬШАЯ ЛУНА» YOUTUBE-КАНАЛА «КИНОМАН»

Второй фильм – «Как я провёл этим летом» – удостоился двух наград на одном из самых престижных кинофестивалей мира – Берлинском (за мужскую роль и операторскую работу). Этот факт объясняет то влияние, которое Попогребский приобрёл в отечественной либеральной тусовке, которая буквально молится на всё, что связано с Западом. Ещё бы, человека признали в «цивилизованном мире», его фильм получил награду не какого-нибудь «Кинотавра», а Берлинале.

Когда Россия начала поворот в сторону осознания своих национальных интересов и самобытности, либералы поняли, что их многолетний контроль над сферой культуры оказался под угрозой. Они начали сопротивляться – и одним из участников сопротивления стал как раз Попогребский. В 2017 году он возглавил общественную организацию «КиноСоюз» (созданный в 2010 году либеральный двойник Союза кинематографистов России). Официальная структура оказалась для «свободолюбивых творцов» слишком государственной, к тому же ещё и с Никитой Михалковым в кресле председателя.

Русофобия, оказывается, работе в России не помеха

Общественную позицию Попогребского исчерпывающим образом характеризуют следующие вехи его биографии:

  • в 2014 году осудил воссоединение Крыма с Россией, действия которой обозначил как «военную интервенцию»;
  • в 2018-м публично призвал освободить террориста из Симферополя Олега Сенцова;
  • в 2022 году, разумеется, выступил против начала спецоперации.

То есть в лице Алексея Попогребского мы имеем даже более последовательного противника России, чем тот же Михаил Локшин. Впрочем, нет сведений о том, что отечественный либерал поддерживает киевский режим иначе, чем просто слова. Однако и слов достаточно, чтобы понять взгляды Попогребского.

На этом фоне содержание его фильма «Самая большая луна» отходит на второй план, однако и сама картина прелюбопытная. Фильм, съёмки которого проходили в конце 2021-го, представляет собой очередную попытку отечественной киноиндустрии «сделать как в Голливуде».

Жанр произведения – подростково-юношеское фэнтези на тему сверхлюдей со сверхспособностями. В Америке этот сегмент рынка не имеет проблем с сюжетами – местная поп-культура трещит по швам от бесчисленных комиксов о супергероях. В России такого бездонного сценарного колодца нет, поэтому Попогребскому пришлось сочинять самому.

СКРИНШОТ КАДРА ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «САМАЯ БОЛЬШАЯ ЛУНА» YOUTUBE-КАНАЛА «КИНОМАН»

И он сочинил – историю о том, как в мире параллельно с обычными людьми живут некие «избранные», питающиеся человеческими эмоциями. Главная героиня открывает в себе такие способности и оказывается вовлечённой в события, от исхода которых зависит судьба мира, что же ещё. В итоге «Самая большая луна» оказывается скопированной с голливудских образцов псевдосказкой, нацеленной на подростковую психику.

Ставку режиссёр сделал обычную для этого жанра – на полное отстранение подростка от взрослого мира родителей. На абсолютный разрыв преемственности поколений и стирание любых традиций. Неокрепшее, не имеющее навыков критического мышления сознание зрителя, который неизбежно отождествляет себя с главными героями, бомбардируют нехитрыми внушениями: ты такой один, уникальный, не то что серая масса вокруг тебя…

Не нужно быть ни профессиональным психологом, ни дипломированным культурологом, чтобы понять: навязываемые фильмом «Самая большая луна» идеи и настроения глубоко враждебны традиционным ценностям, патриотизму, семье да и в целом здоровью детской психики.

Против русских – за русские деньги

А теперь самое интересное в этих историях: оба проекта – «Панические атаки» и «Самая большая луна» – созданы при поддержке государства. В появлении на свет фильма Ивана И. Твердовского поучаствовало министерство культуры, а часть средств на производство ленты Попогребского выделил Фонд кино.

Более того, уже в декабре 2023-го продюсеры «Самой большой луны» обратились в Фонд кино с заявкой на «дофинансирование». То есть выделенных ранее бюджетных денег не хватило – и создатели чуждой и враждебной России псевдосказки решили получить с государства ещё.

Ещё – на фильм режиссёра, подпись которого стоит первой под открытым русофобским письмом либералов, опубликованным 24 февраля 2022 года. В этом кратком тексте имеется следующая строка:

Мы призываем всех представителей любых творческих профессий сплотиться вокруг этого призыва и принять личный и корпоративный мораторий на любые формы оправдания, эстетизации, воспевания государственного насилия…

То есть, с одной стороны, «мораторий на любые формы оправдания государственного насилия», а с другой, будь любезно, то самое осуждаемое Попогребским государство, выдай-ка ещё денег. Пожалуй, выражение «иезуитская логика» уже не актуально – для обозначения циничного выворачивания фактов впору использовать понятие «либеральная логика».

«Мастер и Маргарита», «Панические атаки», «Самая большая луна» – перечень «странных фильмов» можно продолжить. Эти примеры свидетельствуют: во взаимоотношениях государства и отечественной культуры ещё с «эпохи до СВО» заложен некий фундаментальный изъян. В результате русскому зрителю за его же деньги раз за разом навязывается антирусское кино. Очевидно, что ситуацию необходимо менять. Вот только готовы ли к этому те, от кого такие перемены зависят?

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ