DMITRY CHASOVITIN/GLOBALLOOKPRESS

После инцидента в Екатеринбурге, где депутат, решая транспортную проблему, оскорбил половину города, вопрос доступности общественного транспорта стали поднимать и в других регионах страны. Оказалось, что трудности есть везде. Но как решить проблемы?

Нет денег на проезд в общественном транспорте – ходите пешком! Такой совет дал жителям депутат Екатеринбургской городской думы Александр Колесников. 

На днях в этой гордуме обсуждали вопрос о повышении стоимости проезда в городском транспорте. По словам депутата, если не повысить плату за проезд, то транспортная отрасль просто не выживет. Людям же надо из чего-то платить зарплаты?  

ФОТО: СОЦСЕТИ ДЕПУТАТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ АЛЕКСАНДРА КОЛЕСНИКОВА/TELEGRAM

Мы живём в капитализме. Почему мы не поднимаем стоимость на транспорт? Чего боимся? Не нравится? Денег нет? Не езди, ходи пешком! Ну не выживет по-другому транспортная отрасль. Билет должен стоить денег. Вы говорите, почему нет водителей? Не надо думать [почему], надо им зарплату поднять нормально. А зарплату из чего? Из стоимости билета. Я понимаю, что говорю непопулярные вещи, но по-другому экономика не работает при капитализме,

– сказал Александр Колесников.

А накануне стало известно, что общественный деятель и активист Денис Рудаков поднял вопрос об увольнении чиновника. Но решит ли это транспортные проблемы? И действительно ли всё настолько плохо в Екатеринбурге или есть и другие способы справиться с возникшими проблемами, не обижая людей формулировками Колесникова? Этот вопрос ведущая «Первого русского» Елена Афонина обсудила с журналистом, общественным деятелем Дмитрием Красноуховым, а также с председателем Общероссийского объединения пассажиров, заместителем председателя Общественного совета при Минтрансе России, членом Общественной палаты России Ильёй Зотовым в эфире программы «Мы в курсе».

Во всём виноват капитализм!

По словам журналиста и общественного деятеля Дмитрия Красноухова, нынешняя погода в Екатеринбурге прямо-таки располагает к длительным пешим прогулкам. Минус 15 градусов – в самый раз прогуляться по набережной Исети! Но если серьёзно, то слова Колесникова у людей вызвали негативную реакцию, обратил внимание собеседник Царьграда.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Можно ссылаться на капитализм, на жадность, на другие проблемы. Но, извините, есть тон, который решает проблемы, человеческий тон, а есть тон подворотни. И тоном подворотни решать ничего нельзя, можно только словить волну хайпа в плюс или себе в минус. Никто всерьёз не говорит о проблемах общественного транспорта в Екатеринбурге. А проблемы серьёзные. Вечером никуда без дикой толкучки уехать невозможно. Ради эксперимента я уехал специально в одиннадцатом часу, то есть совсем поздно. Некоторые автобусы у нас выезжают. И тоже пришлось потолпиться. Все извиняются, все понимают проблемы, но это несерьёзно,

– сказал Дмитрий Красноухов.

По словам журналиста, в высказываниях депутата Колесникова ничего удивительного нет: он и раньше возмущал общественность своими заявлениями. Но проблема в том, что после подобных выступлений любые попытки разрешить ситуацию, сложившуюся в сфере общественного транспорта, могут быть восприняты в штыки. Поскольку «сразу будут вспоминать депутата Колесникова и этот треклятый капитализм», отметил Красноухов.

На романтике далеко не уедешь

Собственно, о транспорте. Его в городе очень не хватает. Люди едут в битком набитых автобусах, пазиках. Есть районы, из которых без проблем не выедешь, отметил Красноухов. Но как-то с этим приходится жить.

Трамваи – одна романтика! У нас до сих пор ездят эти прекрасные чехословацкие «Татры», которые были воспеты Борисом Рыжим и рядом других уральских поэтов. Но на одной романтике не уедешь. Надо исправлять ситуацию,

– указал он.

Люди недовольны тем, что не могут уехать автобусом, водители возмущаются из-за диких пробок. Но есть метро длиной 12,7 км и 9 станций. В Москве и Санкт-Петербурге это считается одним из самых удобных видов транспорта. А как обстоят дела в Екатеринбурге?

ФОТО: ЦАРЬГРАД

До сих пор у нас действует вертикальная ветка, что создаёт очень много казусов. Если приезжий заходит в метро Екатеринбурга, он видит на схеме три ветки метро, но по факту действует одна, а две указаны как перспективные. Есть даже такой анекдот про москвича или петербуржца, который заблудился в метро Екатеринбурга и искал пересадку на вторую-третью ветку… Да, наш город считается чуть ли не третьей столицей, но он очень компактный. И не предназначен для такого количества транспорта на улице,

– рассказал Красноухов.

Примечательно, что в списке докладчиков анонсированного на 27 ноября заседания мэрии Екатеринбурга присутствовала фамилия также скандально известного общественного деятеля Владислава Постникова, который должен был выступить с докладом на тему, как улучшить городскую среду. Поскольку этот человек вместе со своим изданием «Вечерние ведомости» набрал миллион штрафами за дискредитацию Вооружённых сил России, «выдумать персону круче для заседания на совете при мэрии Екатеринбурга нельзя», считает Дмитрий Красноухов. По его словам, «это плевок в лицо участникам СВО и их родственникам».

Но вернёмся всё же к проблеме городского транспорта. Председатель Общероссийского объединения пассажиров, заместитель председателя общественного совета при Минтрансе России, член Общественной палаты Илья Зотов в беседе с телеканалом Царьград дал некоторые разъяснения ситуации с транспортом в Екатеринбурге.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Перевозчики плачутся, что им не хватает денег. Но при этом, когда встаёт вопрос о том, что давайте, ребята, уходите, а на эти маршруты придут другие перевозчики, они почему-то не уходят. Более того, делают всё возможное, чтобы остаться. Чтобы осуществлять сокрытие билетной выручки, обналичивать большое количество денежных средств, не платить налоги, устраивать людей нелегально и прочее,

– перечислил Илья Зотов.

Он напомнил, что перевозки – это социальная функция и задача государства обеспечивать перевозку людей. Поэтому не депутатам решать, кто будет пользоваться транспортом, а кто нет, подчеркнул Зотов.

Мы уже выразили свою позицию по этому поводу и будем настаивать на том, чтобы подобный депутат больше в Екатеринбурге не работал нигде. Я думаю, что фракция «Единая Россия», которую он представляет, должна тоже сказать своё весомое слово. Подобное поведение недопустимо,

– считает представитель Общественной палаты.

Илья Зотов уверен, что пассажиры не должны платить «за то неэффективное управление транспортными компаниями, которые на данный момент есть». По его словам, есть пути оптимизации самого предприятия, а не только за счёт повышения стоимости проезда.

Не заплатил – иди пешком

Кстати, про оплату. Некоторые водители настаивают на том, чтобы пассажиры переводили им деньги за проезд на карту. Объясняется это очень просто: не работает терминал. Но оправдывают ли сбои в работе технических средств нарушение законодательства? В прокуратуре Татарстана уверены, что нет. После инцидента в Казани, когда кондуктор высадил 11-летнего мальчика из городского автобуса за безбилетный проезд, в отношении владельца транспортного средства возбудили уголовное дело.

По закону высаживать несовершеннолетних пассажиров, не достигших 16-летнего возраста, за безбилетный проезд в общественном транспорте запрещено,

– пояснили в надзорном ведомстве.

Причиной, по которой ребёнка высадили на улицу, стало то обстоятельство, что оплата по карте не прошла, а наличных средств у него при себе не было. Чтобы избежать подобных случаев, в Московской области решили вообще отказаться от оплаты наличными в общественном транспорте. Как сказал Илья Зотов, власти приняли соответствующий закон в нарушение федерального закона о том, что пассажир сам должен определять, как ему платить. Но в итоге получили другую проблему.

Ежедневно десятки и сотни тысяч рублей переводятся на карточки водителей. Огромное количество денег уходит от какого-либо налогообложения. И эта нелегальность только плодится,

– указал он.

Если у человека, например, разрядился телефон и он не сможет произвести оплату безналом, то его запросто могут высадить. Поэтому такая позиция властей абсурдна, считает Илья Зотов. По его словам, на фоне Москвы Московская область «выглядит как деградирующая территория».

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Я периодически езжу в одной из маршруток. И могу сказать, что наличные ещё как берут. Поэтому разговоры о том, что в одном регионе всё хорошо, а в другом – нет, это не так. Ситуация везде одна и та же: водителей не проверяют, в каком состоянии они выходят на частный рейс. Так же не проверяют машины. Вы ездили на этих маршрутках, хотя бы на рынок «Садовод» от метро «Братиславская»? Совершите экскурсию, много интересного узнаете,

– предложила Елена Афонина.

В 2015 году, когда отменили электрички по всей стране, то, по её словам, чуть до социального взрыва не дошло. И сейчас людей волнует только один вопрос: когда наведём порядок и кто за это должен взяться?

Региональные власти должны более требовательно подходить к тем перевозчикам, которые осуществляют свою работу. И требовать качество подвижного состава, который на данный момент вызывает огромное количество вопросов. Транспорт должен быть комфортным,

– подытожил Илья Зотов.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА