Начальник Генштаба В. Герасимов, министр обороны С. Шойгу и президент В. Путин осматривают новые мотовездеходы. Фото АП РФ

Российская группировка войск, задействованная в Спецоперации по защите Донбасса, использует широкий спектр автомобильной техники и мотовездеходов. Недавно стало известно, что такой парк теперь пополняется вездеходами китайского производства Desertcross 1000-3. Планируется приобрести большое количество таких машин, которые должны будут повысить мобильность подразделений и тем самым помочь им в решении боевых задач.

Новый контракт

В ночь на 10 ноября президент России Владимир Путин прибыл в г. Ростов-на-Дону и посетил штаб Южного федерального округа. Руководство министерства обороны и округа ознакомило главу государства с ходом текущей Спецоперации. Кроме того, в штабе прошла небольшая выставка современных образцов техники, поставляемых в войска.

Президенту показали два мотовездехода AODES Desertcross 1000-3 китайского производства, способные перевозить людей и небольшие грузы. Стало известно, что эта техника заинтересовала Минобороны, и оно разместило крупный заказ на ее поставку. Этот контракт уже выполняется, и несколько сотен машин поступили в войска.

Согласно информационной табличке, сопровождавшей вездеходы на выставке, оборонное ведомство приобретает 2127 машин в разных версиях. К настоящему времени от производителя получено 537 мотовездеходов в базовой комплектации. Остальные 1590 ед. получат набор дополнений разного рода. 500 машин ожидаются в декабре, а остальные поступят в армию в течение 1 квартала 2024 г.


Пара «Десерткроссов» в штабе ЮВО. Фото т/к «Звезда»

Также табличка раскрыла стоимость техники. Изделие Desertcross 1000-3 в базовой комплектации обошлись Минобороны в 1,58 млн рублей за единицу. Установка требуемых опций увеличивает стоимость машины до 2,1 миллиона. Нетрудно подсчитать общую стоимость заказа – почти 4,2 млрд руб. Это далеко не самая крупная и дорогая закупка для обеспечения проведения Спецоперации, но ее важность и необходимость не следует недооценивать.

Машины на фронте

Согласно данным от Минобороны, более пяти сотен вездеходов «Десерткросс 1000-3» уже поступили в армию. Как минимум, часть этой техники к настоящему времени должна была разойтись по частям и соединениям, действующим в зоне проведения Спецоперации. Однако до недавнего времени какая-либо информация о наличии таких машин в нашей армии отсутствовала. Сообщалось только о квадроциклах АМ-1 и т.п. технике, о багги серии «Чаборз» в Росгвардии и т.д.

Однако уже через несколько дней после выставки в штабе ЮВО и «премьеры», на профильных ресурсах и в блогах начали появляться первые сообщения о присутствии мотовездеходов в зоне боевых действий. Также публикуются фотографии техники и ее новых хозяев из строевых частей. Демонстрируются способы маскировки машин, размещение груза и т.д.

Уже поступают первые отзывы. В целом бойцы оценивают новинку положительно. Ее называют удобным средством для решения транспортных задач в ближних тылах – подвоза боеприпасов и иных грузов, эвакуации раненых и т.д. О применении в качестве легкой разведывательной машины или транспорта для дозора пока не сообщается. Возможно, разведчики уже осваивают новый вездеход и просто не делятся свежим опытом.


Вездеход нового типа в зоне боевых действий. Фото Telegram / Sashakots

Иностранная конструкция

Мотовездеход AODES Desertcross 1000-3 был разработан и серийно выпускается китайской компанией Shandong Odes Industry. Он входит в линейку утилитарно-туристических машин высокой проходимости и предлагается широкому кругу клиентов. В основном это гражданские организации и частные лица, желающие иметь легкое и удобное транспортное средство для передвижения по бездорожью.

Изделие «Десерткросс 1000-3» представляет собой облегченную машину на двухосном полноприводном шасси, способную перевозить трех пассажиров и некоторый груз. Исходная конструкция по желанию заказчика может дополняться различными узлами и компонентами. В частности, российская армия приобретает вездеходы с мягкой закрытой кабиной и системой отопления.

Вездеход имеет открытый кузов с каркасом и обшивкой, на котором устанавливаются все прочие элементы. В его передней части имеется крышка-капот, которая в некоторых комплектациях может использоваться в качестве небольшой грузовой площадки. За нею находится трехместная кабина экипажа, а сзади монтируется полноценная грузовая платформа. Над местами экипажа имеется полноценная защитная «клетка».

Машина оснащена двухцилиндровым бензиновым V-образным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 87 л.с. Трансмиссия построена на основе вариатора и колесных дифференциалов. Предусматривается возможность использования заднего и полного привода. Подвеска передней и задней оси построена на А-образных рычагах с вертикальными пружинами и гидропневматическими амортизаторами. На задней оси также предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости. Используются колеса диаметром 27 дюймов.

Общая длина такого мотовездехода не превышает 3,4 м, ширина – 1,8 м, высота – 1,9 м при клиренсе 305 мм. Снаряженная масса в комплектации для российской армии – 1050 кг. Грузоподъемность – 550 кг и возможна буксировка 300-кг прицепа. В кабине машина перевозит до трех человек, включая водителя. В качестве опции производитель предлагает два съемных кресла на грузовой платформе.


Общий вид машины Desertcross 1000-3. Фото AODES

Desertcross 1000-3 на шоссе развивает скорость до 80 км/ч, запас хода – 250 км. Преодолеваются броды не глубже 400 мм. На случай сложных препятствий и бездорожья машина оснащена лебедкой с тяговым усилием более 2 т.

Основная масса вездеходов для российской армии заказана с дополнительными элементами. Так, Минобороны пожелало оснастить технику передним бампером с усилителем и резиновыми отбойниками. Также на нее ставится кабина мягкого типа с остеклением и отопитель. Такую технику можно будет с комфортом использовать в условиях наступающей зимы.

Промежуточное положение

На снабжение нашей армии сейчас состоят различные транспортные средства легкого и среднего класса. В частности, в зоне проведения Спецоперации широкое распространение получили автомобили-пикапы и мотовездеходы-квадроциклы. Они используются в качестве транспорта для людей и грузов, а также являются носителями различных вооружений. При этом в разных ситуациях и контекстах такая техника может сталкиваться с затруднениями и ограничениями – одним образцам не всегда хватает грузоподъемности, а другие показывают недостаточную проходимость.

Мотовездеход Desertcross 1000-3 занимает промежуточное положение между квадроциклами и полноценными автомобилями и может успешно решать достаточно широкий круг задач. Согласно информации с недавней выставки, китайский вездеход рассматривается в качестве транспорта для разведывательных и дозорных действий, рейдов и поисково-спасательных операций, а также для общих нужд логистики в сложных дорожно-грунтовых условиях.

Вероятно, вездеходы будут в основном использовать в качестве легких грузовиков. Кроме того, их попробуют сделать носителями вооружений. Конструкция «Десерткросса» в теории позволяет устанавливать пулеметы или иные системы. Кроме того, машина может перевозить минометы, ПТРК, ПЗРК и иное вооружение. Сейчас в качестве носителей подобных систем нередко используются квардоциклы с меньшими характеристиками грузоподъемности и пассажировместимости.


Трехместный мотовездеход с кабиной. Фото AODES

Переход на более крупные и грузоподъемные мотовездеходы может дать известные преимущества. Весь расчет сможет ехать на одной машине, увеличится возимый боекомплект и т.д. При всем этом, удастся сохранить или улучшить общую подвижность и мобильность комплекса и его расчета.

Следует отметить, что эксплуатация мотовездеходов по типу Desertcross 1000-3 должна столкнуться с некоторыми ограничениями. Так, на снабжение армии поступает еще один образец, не унифицированный с другой автомобильной или иной техникой. Это означает, что соответствующим структурам вооруженных сил предстоит наладить систему снабжения расходными материалами и запчастями под новый образец. Кроме того, вездеход не имеет никакой защиты, из-за чего его нельзя использовать на переднем крае или в иных опасных зонах.

Объективные потребности

В рамках текущей Спецоперации по защите Донбасса российская армия не только решает поставленные военные и политические задачи, но и нарабатывает ценный опыт. В частности, постоянно формируются и уточняются различные идеи и концепции формирования и развития парка транспортных средств всех классов. Очередной результат этого процесса можно наблюдать прямо сейчас.

С учетом ранее полученного опыта, своего и смежных структур, Минобороны решило оснастить подразделения на фронте и в ближнем тылу мотовездеходами новой модели. Для скорейшего начала поставок, было решено обратиться к иностранному производителю. В результате первые 500 с лишним изделий Desertcross 1000-3 уже попали в армию и начинают эксплуатироваться в зоне боевых действий, а в ближайшие месяцы количество такой техники вырастет вчетверо.

Автор:
Рябов Кирилл