Дорого и долго

Итальянский полководец Джан Джакомо Тривульцио как-то заявил:

«Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги».

Жадным и циничным был этот итальянец, но попал в точку. Истину хорошо осознают израильтяне, втянувшиеся в затяжную войну против ХАМАС.

Оккупация сектора Газа обходится в 250 млн долларов каждый день. Стоит понимать, что государство Израиль крайне плохо приспособлено к ведению войны.

Во-первых, отсутствие стратегической глубины обороны фактически не оставляет шансов при крупномасштабном вторжении. Приходится адаптироваться и наносить превентивные удары даже по потенциальному противнику. От этого Израиль регулярно утюжит Сирию, Палестину, Ливан и Ирак. Достается и главному оппоненту в регионе – Ирану.

Вторая причина, почему Израилю противопоказано долго воевать, заключается в особенностях экономики. Точнее военно-промышленного комплекса, который не может функционировать без поддержки Соединенных Штатов. Поэтому, когда говорят о не имеющем аналогов оружии made in Israel, стоит помнить о том, кто платит за торжество.

От 3 по 5 млрд долларов американцы тратят на поддержку обороноспособности израильтян. Как только случилось вторжение ХАМАС, Нетаньяху тут же попросил у Байдена 10 млрд долларов. Если применить сумму к нынешним темпам трат армии обороны Израиля, денег едва хватит на полтора-два месяца войны, окончания которой пока не видно.

Иерусалим вынужден занимать у населения – на войну выпущены облигации государственного займа под рекордные для страны 6 процентов. Высокая ставка обусловлена военными рисками и острой нуждой в финансах.

В общей сложности планируется привлечь до 6 млрд долларов. Еще примерно на месяц войны. Чем будут платить дальше, пока непонятно. Зато известно, что выкуривание хамасовцев и связанные с этим военные преступления против палестинцев серьезно вредят экономике Израиля.

Причин для сложившейся ситуации несколько. В настоящее время никто не может сказать, что намерен делать Нетаньяху после победы в секторе Газа. Если победа вообще возможна в этом конфликте.

Если рассматривается полная оккупация территории, то это грозит миллиардными тратами в будущем. Экономика Израиля специфична, и длительная война не способна стимулировать ВВП, а с ним и доходы населения. Немалую часть вооружений ЦАХАЛ получает из-за рубежа, пусть даже если расплачивается за нее американскими субсидиями.

И доморощенная техника зачастую не может без импортных узлов, например, у Merkava двигатель General Dynamics. Если доходы населения будут прогрессивно падать в будущем, то мало кого из инвесторов заинтересует израильский кейс.

Еще до начала сухопутной операции Центробанк Израиля прогнозировал падение ВВП государства с 3 до 2,3 процента в текущем году. На следующий год рост составит 2,8 процента.

Израильский Боливар не выдерживает

До недавнего времени экономика Израиля считалась одной из самых высокоразвитых в мире. С 1997 года страна показывала в среднем большие темпы роста, чем у развитых стран. В 2021–2022 гг. случился внушительный скачек ВВП на 6–8,5 процента. При этом остальной мир рос в среднем на 2,4 процента.

Еще до конфликта с палестинцами сектора Газа аналитики прогнозировали ослабление роста Израиля до 3–3,5 процента. Война может заметно усугубить ситуацию в экономике.

Уязвимость кроется в большой доле высокотехнологичного сектора. В глобальном индексе инноваций Израиль на 16-м месте. Израильтяне построили даже свою Силиконовую долину под именем Silicon Wadi. Например, в 2021 году страна обогатилась сразу на 20 мощных стартапов, общей стоимостью в миллиард долларов.

Комфортный климат, открытость экономики и благоприятные условия для ведения бизнеса неизменно привлекают IT-специалистов со всего мира. По плотности инновационного бизнеса на душу населения Израиль занимает второе место в мире. На первом Соединенные Штаты.

К 2022 году немалую часть бюджета обеспечивали как раз стартапы-«единороги», то есть с рыночной стоимостью более миллиарда долларов. Например, StarkWare Industries, специализирующаяся на криптографии и блокчейне, стоит более 8 миллиардов. Или контора Forter, занятая кибербезопасностью.

Казалось бы, у израильтян все хорошо, и экономика не должна сбоить. Только вот программисты очень чувствительные люди и легко меняют место работы. Любой стартап в Израиле легко и непринужденно перебазируется куда-нибудь на Кипр. Особенно миллиардеры-«единороги», которым есть что терять.

Поэтому, если в вас экономика стоит на IT-стартапах, будьте готовы к их массовому бегству в случае войны.

Негативно на ситуацию влияет и неоднозначное реноме Израиля, сложившееся после массовых убийств мирных палестинцев в секторе Газы. Можно даже встретить специфический термин – «десакрализация» Израиля. Деньги, конечно, не пахнут, но часть инвесторов неизбежно уйдет.

Выходки первых лиц государства на международной арене все запомнили. А новые деньги Иерусалим будет вынужден привлекать под завышенные проценты. Например, упомянутый выше заем на 6 млрд под нескромные для региона 6 процентов годовых. «Дорогие деньги» для государства и обходиться будут дорого простым налогоплательщикам.

Насколько хватит прочности Израиля, покажет время и успехи в секторе Газа. Ситуация очень похожа на тупиковую. Установить тотальный контроль над территорией ЦАХАЛ не сможет, а лишь спровоцирует беспрецедентное падение уровня жизни палестинцев. Что не может не играть на руку ХАМАС, либо любой другой группировке, которая её сменит.

В итоге поток новобранцев для очередной интифады только усилится. А с ними продолжатся и военные преступления Израиля. Впрочем, это далекая перспектива – им справиться бы с современными вызовами.

Прямо сейчас в Израиле остановился туристический бизнес, лихорадит сферу услуг, пикирует строительство. Факторов много. Триста тысяч израильтян мобилизовали – для 9,5-миллионного населения страны это немало. Рабочие руки ушли, и даже самая высокотехнологичная экономика не в состоянии предложить альтернативу.

Если сектор Газа будут надолго оккупировать, то потребуется еще одна мобилизация. Но главное – это состояние неопределенности. Сейчас большинство израильтян верят в победу, но не знают, что за ней последует. А пока экономика страны потеряла более 8 миллиардов долларов. Всего за полтора месяца. Для 29-й экономики мира это серьезно.

Сектор Газа, похоже, будет методично и до основания разрушаться израильскими танками и самолетами. ЦАХАЛ вколотит палестинцев в каменный век. Иметь под боком разрушенное государство врагу не пожелаешь, но в Израиле добиваются именно этого. Сколько миллиардов потребуется для сдерживания соседа и компенсации сопутствующего ущерба, подсчитать невозможно.

Американцы, конечно, помогут, но только лишь для удержания Израиля на плаву. О рекордных бросках ВВП в 2021–2022 годах можно забыть. Как можно забыть и о «золотом веке» израильской экономики. Долгие десятилетия Иерусалим строил внешнюю политику на экспансии и практически безнаказанно вытеснял палестинцев с их земель. Настало время платить в прямом и переносном смысле.

Автор:
Евгений Федоров