ФОТО: PATRIARCHIA.RU / ОЛЕГ ВАРОВ

Сегодня Русская Православная Церковь отмечает 77-летие своего Предстоятеля – Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. И хотя эта дата не круглая, для христиан она весьма символичная. Поздравляя Святейшего Владыку и вспоминая основные вехи его жизненного пути, напомним в том числе и об этом.

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу – 77. Говоря о таком возрасте, уже нет смысла рассуждать, много ли это. Здесь есть своя полнота. И своя символичность. Нет, в отличие от языческой или иудейской «эзотерических» традиций, мы, православные христиане, не обожествляем числа. Евангельское учение вообще не содержит никаких «тайных доктрин». Тем не менее в Священном Писании числовым значениям уделено немало. Начиная… с семи дней Творения (откуда пошла наша календарная неделя – «седмица»).

Словом, цифра «7» в библейской традиции – основополагающая. А потому неслучайно издревле «юбилей» – не просто «круглая дата» и даже не только пятидесятилетие, но «семь седмиц», то есть весь пятидесятый год. Для нашего же Святейшего Владыки седмица уже не просто в квадрате, но одиннадцатикратная. Плюс 7 к 70-ти – к началу библейского возраста. Хотя и далеко до его конца, который обычно связывают со 120 годами жизни пророка Моисея.

Но на этом, пожалуй, хватит нумерологии. Ведь каждый день рождения – в первую очередь, возможность оглянуться назад. Вспомнив былое, без которого невозможно настоящее и будущее. И если даже беглым взглядом оценить прожитое и сделанное Патриархом Кириллом, сразу понимаешь: никакой многосерийный «байопик» этого объять не сможет. Не говоря уже о небольшой интернет-заметке. А потому, не претендуя на содержательность, предлагаю пунктирно взглянуть на несколько вех жизни Его Святейшества – Времени Русского Предстоятеля.

1946: год испытаний и надежд

Первый послевоенный год был полон надежд. И вместе с тем – чрезвычайно тяжёлым для простого народа. Радость от Великой Победы совмещалась не только с тяжёлым осознанием утрат, но эти утраты привели в том числе и к самому настоящему голоду. Конечно, не сравнимому с ужасами начала 1920-х и 1933 годов. Но только в течение первых послевоенных лет в СССР в результате голода и сопутствующих ему болезней умерло, по разным оценкам, от нескольких сотен тысяч до 1,5 миллиона человек.

И именно в это самое тяжелейшее время в послевоенном Ленинграде на рубеже 1946-1947 годов в семье Михаила Васильевича Гундяева, главного механика завода имени Калинина (того самого, на котором в годы войны создавались знаменитые «Катюши»), родился второй сын, наречённый в Святом Крещении в честь Святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Хотя в те годы только Господь знал, что в историю этот младенец войдёт с другим именем, монашеским. Но об этом чуть позже.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ И РАИСА ВЛАДИМИРОВНА ГУНДЯЕВЫ – РОДИТЕЛИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА. 1938 ГОД. ФОТО: АРХИВ СПБДА

К 1946 году отец будущего Патриарха уже прошёл тюрьмы и лагеря. А после Великой Отечественной войны с двумя маленькими сыновьями на руках решился на удивительный поступок: принять священный сан. Прекрасно осознавая, чем для него это может закончиться. Даже несмотря на то, что в военные годы советское правительство и лично Иосиф Сталин сильно смягчили былую антицерковную политику. В памяти Михаила Васильевича ещё совсем свежо было воспоминание, которым его сын поделился лишь совсем недавно, в начале ноября 2023-го.

Как рассказал Патриарх Кирилл, причиной отправки его отца на Колыму стали найденные у него при обыске конспекты высших богословских курсов. Во время обысков в его съёмной комнате следователи нашли конспекты, где слово «Бог», конечно же, было написано с прописной, большой буквы:

Переглянувшись, один пальцем ткнул в это слово и говорит: ишь, «Бог» пишет с большой буквы! На что второй сказал: больше ничего искать не надо, этого достаточно.

Более того, это решение было принято на фоне того, что дед будущего Предстоятеля, Василий Степанович Гундяев, в те же самые годы ещё находился в заключении (в общей сложности он провёл в лагерях 18 лет, прошёл 46 тюрем и лагерей и 7 ссылок). И уже в марте 1947-го трёхмесячный Володя, будущий Патриарх Кирилл, стал «поповичем», сыном священника. А по освобождении, уже в 1950-е, деда, в преклонных годах также принявшего священный сан, и внуком священника.

1960-Е ГОДЫ. СВЯЩЕННИК ВАСИЛИЙ И ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ГУНДЯЕВЫ. ФОТО: АРХИВ СПБДА

Отцу Василию будет даровано долголетие: он отойдёт ко Господу в октябре 1969-го, на 91 году земной жизни. Когда оба его внука, Николай и Владимир (в монашеском постриге – Кирилл), также уже станут ленинградскими священнослужителями. Сам же отец Василий наставлял внуков очень глубокими словами:

Никогда ничего не бойтесь. В этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога.

Впрочем, мы снова забежали вперёд. Но на этот раз – вовремя.

1969: год коренного решения

Понятие «шестидесятники» до сих пор прочно ассоциируется с поколением советской хрущёвской «оттепели», которую к концу 1960-х «свернул» на тот момент ещё относительно молодой Леонид Ильич Брежнев. К «шестидесятникам» относят либерально (а точнее, либерально-западнически) настроенных представителей творческой (и не очень) интеллигенции. Пресловутых «властителей умов», которые в конце 1980-х и в 1990-е фактически получили «монополию на смыслы». И потому сильно мифологизировали «оттепель».

В реальности это было время возобновления антицерковных гонений. Нет, это был уже не маховик репрессий 1920-30-х годов. Церковь и верующих «душили» иначе. Навязанной «приходской реформой» 1961 года, в результате которой духовенство было практически лишено возможности руководить своими же приходами. И непомерными налогами. В надежде к 1980 году, когда Хрущёв обещал «построить коммунизм», показать по телевизору «последнего попа».

Сегодня уже нет смысла «спойлерить». Не показали. И не покажут. В первую очередь, благодаря таким молодым людям, как 22-летний Владимир Гундяев, который 3 апреля 1969 митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл, а 7 апреля того же года им же рукоположён в сан иеродиакона и уже 1 июня – в сан иеромонаха.

1960-Е ГОДЫ. БУДУЩИЙ ПАТРИАРХ – ИПОДИАКОН У МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА (РОТОВА). ФОТО: АРХИВ СПБДА

О тех днях Патриарх Кирилл неоднократно вспоминал такой эпизод. Слова преподавателя Ленинградской Академии протоиерея Евгения Амбарцумова, сына священномученика Владимира Амбарцумова, обращённого к студенту Ленинградской духовной академии Владимиру Гундяеву. Как известно, для выпускников семинарии, стремящихся к священническому служению, есть два пути к рукоположению – создать семью или принять монашеский постриг. Владимир склонялся к последнему и уже подал прошение о постриге. Узнав об этом, отец Евгений спросил ученика:

Володя, ты отдаёшь себе отчёт, что ты сделал? Ты же решил судьбу не только за себя, двадцатидвухлетнего мальчика. Ты сказал «да» и за тридцати- и сорока- и пятидесятилетнего мужчину. И за шестидесятилетнего, и семидесятилетнего старика. Ты за всех за них сказал «да». А не может получиться так, что вот этот семидесяти-, шестидесятипятилетний потом плеваться на тебя будет?

Конечно, решение было непростым. Но оно было принято. Во многом предопределив будущее России и Русской Церкви. Чего, конечно, не мог предвидеть только что принявший монашеский постриг молодой отец Кирилл. Но, несомненно, промыслил о нём Господь, наставив юношу на этот выбор.

Путь к Патриаршеству

Путь же будущего Патриарха к Предстоятельскому служению сначала был поистине стремительным. Вот его ключевые вехи.

27-ЛЕТИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. 1973 ГОД. ФОТО: АРХИВ СПБДА

1970 год: 23-летний иеромонах Кирилл – кандидат богословия, личный секретарь митрополита Никодима.

1971 год: 24-летний архимандрит Кирилл – представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.

Декабрь 1974-го: в возрасте 28 лет становится ректором Ленинградских духовных академии и семинарии.

14 марта 1976 года: 29-летний отец Кирилл рукополагается в епископский сан.

1977 год: 30-летний владыка Кирилл уже архиепископ.

1978-й: заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, фактически – замминистра церковных иностранных дел.

Однако в первой половине 1980-х – перелом в карьере. За отказ проголосовать против резолюции ЦК Всемирного совета церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан, архиепископ Кирилл был смещён с должности ректора Ленинградских духовных школ и отправляется в «ссылку» в Смоленск, где начинает активно возрождать приходскую жизнь. Вскоре Смоленская епархия дополняется Русской Балтикой – Калининградской областью, где церковная жизнь была «на нуле». За два десятилетия владыка Кирилл её даже не возродил, а фактически создал.

1990-Е ГОДЫ. СМОЛЕНСК. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ В СМОЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ. ФОТО: АРХИВ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ, ДИАКОН ИОАНН СИРОТА

Благо, опала была относительно недолгой. Уже в 1989 году архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, а вскоре становится митрополитом. Эту высокую церковную должность владыка занимал вплоть до избрания Патриархом. Получив за эти десятилетия широкую известность, в том числе и как популярный телеведущий (субботнюю передачу «Слово пастыря» смотрели и смотрят миллионы).

В эти годы будущий Патриарх начал работу по достижению важнейшей цели: сделать Русскую Православную Церковь ведущей социальной силой в стране и укрепить международный авторитет Церкви. Так, именно митрополит Кирилл сделал всё, чтобы в российских школах появились уроки Основ православной культуры. Именно он подготовил воссоединение Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Именно он начал налаживать братские отношения со старообрядцами, а также укреплять единоверческие приходы нашей Церкви. Наконец, под его руководством были разработаны церковные «Основы социальной концепции».

ОТКРЫТИЕ III ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА. 4 ДЕКАБРЯ 1995 ГОДА. МОСКВА. ДАНИЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФОТО: АРХИВ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Русская Церковь стала активно формировать собственную повестку дня, подчёркивая в ней важнейшие духовно-нравственные аспекты. И когда на рубеже 2008-2009 годов после кончины Святейшего Патриарха Алексия II именно митрополит Кирилл стал Местоблюстителем Патриаршего Престола, практически ни у кого не осталось сомнений: следующим Предстоятелем станет именно он.

Уверенности придало то, что «старые митрополиты», святители, ставшие архипастырями Русской Церкви ещё в 1960-х годах, горячо поддержали кандидатуру владыки Кирилла. Все они прекрасно знали его учителя, митрополита Никодима, и видели в его ученике приверженца идеи сильной независимой Церкви, умеющей находить точки соработничества с светской властью и в то же время максимально открытой к светским структурам и активной в делах просветительских. Несмотря на какое бы то ни было внешнее давление. И это давление началось практически с первого дня Предстоятельства.

ДЕНЬ ИНТРОНИЗАЦИИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА. 1 ФЕВРАЛЯ 2009 ГОДА. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

История продолжается

Уже давно очевидно: Его Святейшеству достались очень непростые годы Патриаршества. За без малого 15 лет своего Предстоятельства Патриарх Кирилл столкнулся не только с антицерковной информационной войной, которую против нас, православных христиан, ведут идейные наследники воинствующих безбожников 1920-30-х годов, а и с самым настоящим «ножом в спину». С предательством Фанара, Константинопольского патриархата, в 2018 году расколовшим Церковь на Украине и внёсшим смуту во всё Мировое Православие.

И здесь становится ясно, почему из уст Святейшего Владыки рефреном звучат слова о важности возрождения общинной жизни, которой наша Русская Церковь и наш народ жили столетиями, но начали утрачивать ещё во второй половине XVII века. Нет сомнений, только сильные, живущие полнокровной литургической жизнью православные общины способны выстоять во времена самых серьёзных испытаний. Будь то внешние гонения (упаси Бог, чтобы они повторились вновь) или такое потрясение, которое мы увидели весной 2020 года в виде закрытых храмов.

И именно трудами нашего Святейшего Владыки за последние годы созданы все условия для возрождения церковной общинной жизни: число епархий Московского Патриархата значительно увеличилось, а правящие архиереи (которых тоже стало больше в разы) стали куда ближе к своим приходам. При этом церковно-общественная и церковно-государственная деятельность значительно усилилась. Примером чему стал завершающийся в эти дни Всероссийский молебен о Победе – принесение мощей Святого великомученика Георгия Победоносца во всех регионы России. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с мая по ноябрь 2023 года Небесному покровителю России и Русского воинства поклонились, помолившись о наших сражающихся бойцах, свыше 100 городов Государства Российского.

XXI ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРМЕЛЁВСКИЙ ДВОРЕЦ. 1 НОЯБРЯ 2018 ГОДА. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Так, к юбилейному XXV Всемирному Русскому Народному Собору, который состоится уже 27-28 ноября этого года в Храме Христа Спасителя и Московском Кремле (где ожидается участие Главы Государства Российского Владимира Владимировича Путина), отделения этой главной общественной организации русского народа, возглавляемой Патриархом Кириллом, будут созданы во всех регионах России. И по основным направлениям работы Собора: народосбережению, решению проблем миграции, защите традиционных ценностей и формулированию идеологии Русской Победы, – наш Святейший Владыка дал свои наставления. Приведём лишь несколько цитат 2023 года из публичных выступлений и проповедей Предстоятеля.

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на XI Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе 26 января 2023 года:

Настало время законодательно изъять аборты из списка так называемых услуг, позволяющих наживаться коммерсантам от медицины на горе женщины. Целесообразным является увеличение декретного отпуска или иные меры. Поддерживая будущую мать с первых дней беременности, наше общество на деле покажет работающим женщинам, что оно высоко оценивает их исключительный и ничем не заменимый вклад в наше общее будущее.

Из ответов Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече со студентами МПГУ 24 октября 2023 года:

Русский человек должен с уважением относиться и к вере, и к культуре других людей. Но если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они сравняются или, не дай Бог, станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность. Поэтому, не входя в тонкости миграционной политики, я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что стремление заполучить дешёвую рабочую силу не должно привлекать огромное количество людей, принадлежащих к иной культуре, к иной вере, часто не знающих русский язык и не имеющих уважения к России и к её народу.

Из Патриаршей проповеди в четверг первой седмицы Великого поста 2 марта 2023 года:

Мы видим, как многие и многие становятся сегодня героями на поле брани, потому что жизни своей не жалеют ради Родины, ради своих родных и близких, ради ценностей, которые отстаивает сегодня России. Имею в виду не какие-то политические принципы – имею в виду те духовно-нравственные ценности, которые сегодня стали нашими национальными ценностями.

Конечно, это лишь малая толика слов и дел нашего Предстоятеля. Чьё время продолжается. Во славу Божию и славу нашего земного Отечества – Великой России, Третьего Рима. Коллектив Первого русского телеканала Царьград благодарит нашего Святейшего Владыку за эти наставления и, поздравляя, испрашивает святых молитв и благословения.

С днём рождения Вас, Ваше Святейшество! Многая и благая Вам лета! Ис полла эти деспота!

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ