Родительское сообщество, все сторонники сохранения традиционного образования, а также здоровья детей пришли в шок от внесенного в минувшую пятницу в Госдуму законопроекта, призванного, по заявлению депутатов-лоббистов «совершенствовать правовой статус» и авторитет педагогических работников. Одной из его поправок в ФЗ «Об образовании» предлагается снять существующий на данный момент запрет на использование мобильных средств связи (смартфонов) в образовательном процессе. Обыграно все это крайне лукаво, под соусом якобы давно назревших ограничений на телефоны на занятиях. Но суть в том, что никаких новых ограничений в этих поправках нет. Напротив, они противоречат и уничтожают обязательные к исполнению Санитарные правила Роспотребнадзора, давая право ИСПОЛЬЗОВАТЬ смартфоны согласно образовательным программам. Вот так цифролоббисты давили-давили – и почти додавили узаконение сканирования QR-кодов на учебниках, электронные дневники с цифровым портфолио и рейтингами учеников во ФГИС «Моя школа», приложения Госуслуг, частной платформы ООО «ВК» — «Сферум» и кучи других платформ типа «Учи.ру», «образовательные» проекты Сбера в смартфонах. Хотя все мы были уверены, что уж этот столп традиционного образования никогда не падет – уж слишком много научных данных, заявлений серьезных ученых (и даже самого министра образования Кравцова!) ранее говорили, что школьникам смартфоны для учебы (и не только для учебы, а вообще) противопоказаны. Впрочем, это неприкрытое зло, за которым стоят миллиарды оцифровщиков образования, еще не поздно остановить.

Примечательно, что законодательно разрешить смартфоны в образовательном процессе решили под видом принятия в 273-ФЗ «Об образовании» серии поправок, призванных повысить авторитет учителя. У законопроекта (https://sozd.duma.gov.ru/bill/470837-8) целый сонм депутатов-инициаторов и два сенатора. Причем примечательно, что тут представители различных фракций: вице-спикер Петр Толстой, Николай Валуев, Ольга Казакова (председатель комитета по просвещению) из «ЕР», Яна Лантратова и Анатолий Вассерман из «СР», Олег Смолин и Нина Останина (председатель комитета по защите семьи) из КПРФ, лидер «Новых людей» Алексей Нечаев… Это вынуждает сделать предположение, что в кулуарах инициатива было серьезно согласована, и отступать с ней не намерены.

Но самое главное – как этот законопроект подается радетелями за рост авторитета учителей и СМИ. Депутат Казакова искренне презентует его как «разрешающий пользоваться телефонами в школах только в образовательных целях и ситуациях, касающихся жизни и здоровья детей». То есть можно подумать, что речь идет о каких-то ограничениях/запретах.

Глава Минпросвета РФ Сергей Кравцов, комментируя законопроект, заявил уже совсем иное – дескать, речь не идет о запретах, ученики будут на связи с родителями, но на самих уроках использовать гаджеты можно будет только с разрешения учителя.  https://ria.ru/20231027/smartfon-1905691473.html

«Так же, как и мои коллеги, подчеркну, что речь не идет ни о каких запретах. Ученик будет всегда на связи с родителями, но в образовательном процессе мобильные устройства должны использоваться исключительно с разрешения учителя. А в случае возникновения спорных или конфликтных ситуаций в школе большую роль в их решении планируется отвести директору.

Поэтому предложено законодательно закрепить обязанность обучающихся соблюдать внутренний распорядок школы, в первую очередь ответственно вести себя на уроках, быть дисциплинированными и включенными в процесс обучения. И здесь очень важен вопрос регулирования использования телефонов на уроках», — привела пресс-служба министерства слова Кравцова.

Кравцов заверил, что таким образом происходит выравнивание прав и обязанностей всех участников образовательного процесса. По его мнению, предложенная инициатива вызовет конструктивную дискуссию, а ее обсуждение продолжится на разных площадках, в том числе при участии Минпросвета, при этом, по последним опросам, на встречах с профессиональным сообществом, с родителями якобы есть заинтересованность в этих подходах.

Так о каких подходах речь? Что предлагается обсуждать в дальнейшем? Собственно, Кравцов все озвучил куда более четко по сравнению с депутатом Казаковой: «в образовательном процессе мобильные устройства должны использоваться исключительно с разрешения учителя». А как же обстоят дела на данный момент? Читаем СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», пункт 3.5.3:

«Для образовательных целей мобильные средства связи не используются».

Согласно п. 3 ст. 39 52-ФЗ «О санэпидблагополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Т.е. фактически они приравниваются к федеральному закону, которым обоснованы. То есть на данный момент имеем полный запрет – а предлагается, как поясняет Кравцов, разрешить использование мобильников в учебе, если учитель посчитает нужным. Да, это называется не запрет, а наоборот – снятие ограничений.

А давайте разберемся, откуда же этот пункт с запретом смартфонов в учебе школьникам появился в Санитарных правилах Роспотребнадзора? Конечно, не на пустом месте. «Катюша» уделяет много внимания вопросам влияния оцифровки жизни, образования на здоровье людей. И ранее мы рассказывали, что еще в 2019 г. Рособрнадзор и Роспотребнадзор опубликовали свои Методические рекомендации (https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/bb7/mr-telefony-v-obrazovatelnykh-org-_1_.pdf) об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. На них стоят подписи тогдашнего главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, который успел пойти на повышение в кресло министра, а также главы РПН Анны Поповой. Так что кому, как ни Кравцову, который заявил публично, что купил своей дочери на 15-летие кнопочный телефон (https://tass.ru/obschestvo/17914771?ysclid=loc32ci1s6730933938), чтобы поберечь ее здоровье, знать реальное положение дел… Приведем ряд цитат из этого документа:

«Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.

Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном. Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в обр. организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.

Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности.

Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.

В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной связи органам госвласти субъектов РФ в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется:

— рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в обр. организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педработниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи;

— проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями обр. организаций, педработниками (в том числе через курсы повышения квалификации с привлечением квалифицированных специалистов), родителями и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в обр. процессе;

— предусмотреть места хранения во время обр. процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости)…»

В этих рекомендациях делаются однозначные выводы о вреде смартфонов для здоровья детей, в связи с чем предлагалось полностью ограничить их использование в школах. По китайской/французской модели, когда смартфоны убираются в шкафчики перед началом занятий в школе, и только перед выходом (либо в случае экстренной ситуации/необходимости срочной связи с родителями) забираются детьми.

Кроме того, летом 2020 г. мы рассказывали о том, как коллектив ученых во главе с членкорром РАН, на тот момент – главой НИИ гигиены и здоровья детей при Минздраве Владиславом Кучмой, после многолетних многоцентровых исследований на базе Отделений мед. наук РАН, представили научно обоснованные гигиенические нормативы к режиму работы школы в цифровой образовательной среде (https://vk.com/@riakatyusha-uchenye-predstavili-nauchno-obosnovannye-sanpiny-ogranichiva?ysclid=loc39ja09b782018978). В этом документе отмечалось:

«Наиболее распространенные и широко используемые для учебных целей среди детей и подростков смартфоны не могут обеспечить отражение учебной информации в соответствии с гигиеническими и офтальмологическими требованиями. Диагональ экрана этих устройств не позволяет достичь необходимых оптимальных для зрительной работы параметров шрифтового оформления контента учебной информации. При регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий смартфон следует рассматривать как значимый фактор риска развития патологии органов зрения детей и подростков».

«3.1.4. Не допускается использование смартфонов для образовательных целей (чтение, поиск информации). Использование обучающимися личных мобильных средств связи в образовательной организации должно быть ограничено, если такая необходимость не обусловлена медицинскими показаниями в отношении здоровья», — говорилось в нормативах.

То есть все однозначно, и о том же зафиксированном уже на уровне Росстата росте заболеваний, различных нарушений развития у детей от использования смартфонов недавно заявлял д.б.н., ведущий эксперт России по неионизирующим излучениям Олег Григорьев на II Национальном форуме: здоровье и безопасность детей (https://katyusha.org/obrazovanie/oczifrovka-obrazovaniya-gigantskij-biznes-v-kotorom-gosudarstvo-ne-udosuzhilos-razrabotat-dazhe-elementarnyie-normyi-dlya-zashhityi-detej.html). И в итоге Роспотребнадзор совершенно логично запретил использование мобильников в школьном образовании.

А теперь давайте наконец посмотрим, каким же пунктом в новом законопроекте предлагается дополнить статью 43 273-ФЗ «Об образовании», регулирующую обязанности и ответственности обучающихся:

«не пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий при реализации основных общеобразовательных программ, за исключением случаев, предусмотренных образовательной программой, или возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаях».

То есть данная поправка не только не вводит НИКАКИХ НОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ на использование смартфонов по сравнению с действующими Санитарными правилами 2.4. 3648-20, НО И ПЕРЕКРЫВАЕТ И ПЫТАЕТСЯ УНИЧТОЖИТЬ ИМЕЮЩИЕСЯ! Вот что заставило ужаснуться родительскую общественность и независимых экспертов. Теперь достаточно одной отсылки в утверждаемой школой обр. программе – и смартфоны в обучении легализуются!

Причем в законопроекте речь идет только об «учебных занятиях» (т.е. уроках), а не об образовательном процессе в целом. То есть для домашки, для работ с «цифровыми платформами», «цифровым обр. контентом», для самостоятельного изучения – получается, тоже можно будет использовать смартфоны в учебе? Вне учебных занятий тоже никаких ограничений новых не прописано – то есть на переменах школьникам можно спокойно сидеть в смартфонах и развлекаться (как это сейчас и происходит).

Более того получается, что невнятные формулировки в законопроекте никак не регламентируют использование смартфонов при дополнительных обр. программах/внеурочке. Ведь там речь только об основных образовательных программах! Что также развязывает руки оцифровщикам образования.

Ну а что касается прописанных в ПФЗ случаев «угрозы жизни и здоровью и иных экстренных ситуаций» — ничего не мешает школьникам и сегодня в таких случаях пользоваться смартфонами. Действующий в СП запрет касается именно обр. процесса.

Получается, что этой поправкой в закон об образовании внедрители QR-кодов в учебники, хозяева частной лавочки ООО «ВК» — платформы «Сферум» и прочие цифросектанты, делающие огромный бизнес в том числе на мобильных приложениях, пытаются провернуть большую аферу. Понимают это все депутаты и сенаторы-инициаторы – вопрос открытый. Но примечательно, как лоббисты попытались лукаво показать всем, что заручились поддержкой в том числе Русской Церкви, процитировав недавнее выступление патриарха Кирилла перед студентами о вреде смартфонов

https://ria.ru/20231024/shkola-1904965220.html?in=t

«Особое беспокойство вызывает привязанность современной молодежи к разным электронным устройствам. Зависимость от смартфонов, планшетов, компьютеров приобретает масштабы национального бедствия. <…> Беда в том, что эта пагубная привычка завладела не только взрослыми, но и детьми, которые нередко умеют пользоваться смартфонами раньше, чем начинают связанно говорить, а тем более читать. Знаю, что в некоторых школах, особенно в начальных классах, вводится ограничение на использование смартфонов во время уроков, что, несомненно, правильно. Но надо понимать, что далеко не всегда это нужно делать в форме запрета», — сказал патриарх на встрече со студентами МПГУ.

Налицо манипуляция, потому что патриарх выступил за запрет/ограничения смартфонов в школах, но поправка-то (которую патриарх публично никак не поддерживал!), как мы уже разобрали выше, инициирует прямо противоположное – снятие действующего запрета на смартфоны в образовании.

Тут же подключились другие лоббисты смартфонов от министерства. Так, председатель общественного совета при Минпросвете, учитель истории Дмитрий Лутовинов заявил:

«Закон подкрепит слово педагога правовой нормой. Но не нужно доводить это (ограничение смартфонов – прим. ред.) до крайности. Бывают моменты, когда необходимо, чтобы дети, например, применили QR-код на каком-то этапе урока».

Вот оно, для чего все и затевалось. Новые учебники с QR-кодами уже выпущены и разошлись по школам, а использовать смартфоны для перехода по закодированным в них ссылкам, вообще заходить с телефонов в интернет с целью учебы – запрещено. Запрещено на совершенно логичных, обоснованных научно фактах. И чтобы преступить этот запрет, направленный на защиту здоровья детей страны, цифросектанты решились вот на такой наглый, манипулятивный марш-бросок. Тут не можем не напомнить Кравцову, который лично подписывал рекомендации о вреде и необходимости запрета смартфонов в школах, один интересный нюанс:

УК РФ Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

«Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией

  1. …если они совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

P.S. Все желающие могут выразить депутатам свой протест на законопроект о легализации смартфонов в образовании — в комментариях на их ТГ-каналах по ссылке (https://t.me/RVSsu/9778), а также на канале Госдумы (https://t.me/duma_gov_ru/2982), либо любому из депутатов через электронную приемную ГД (https://priemnaya.duma.gov.ru/ru/message/).

Источник