Глава МИД Китая Ван И приедет в США, где пробудет с 26 по 28 октября. Тема его визита – подготовка встречи президента Джо Байдена и председателя Си Цзиньпина в Вашингтоне.

Китайский фактор продолжает иметь огромное значение для американской внешней политики. Но не только. По моему мнению, предстоящий саммит, как и процесс подготовки к нему, создаёт аллюзии на известную встречу Байдена и Путина в Швейцарии за полгода до начала СВО. Тогда Вашингтон и Москва не договорились. Договорятся ли сегодня США и Китай?

Начнём с Америки. Даже в преддверии важной встречи в верхах в Штатах, не останавливаясь, нагнетается антикитайская истерия. Не далее как вчера глава республиканского меньшинства в Сенате Митч Макконелл назвал Китай наряду с Россией и Ираном новой «осью зла».

«У нас есть мощная конкуренция со стороны Китая и России… Китайцы и русские заявили, что теперь они друзья навсегда… Вы должны реагировать на реально существующие условия, которые представляют собой угрозу Соединенным Штатам. Итак, это чрезвычайная ситуация, что мы имеем дело с осью зла – Китаем, Россией, Ираном – потому что это непосредственная угроза Соединенным Штатам… И нам нужно противостоять оси зла, а не пытаться вести с ними дела», – заявил сенатор в интервью Fox News.

В то же время сам хозяин Белого дома пытается сгладить американо-китайские противоречия (по крайней мере, приглушив откровенную враждебность в риторике) и старается настроить всех на позитивный лад.

«Я был на Тибетском нагорье с Си Цзиньпином. Я провел с ним прекрасное время один на один, когда был вице-президентом. И он посмотрел на меня и сказал, у нас просто были синхронные переводчики, можешь ли ты дать мне определение Америки? Я сказал, что могу. Одно слово. Я говорю это искренне: возможности», – рассказал Байден выдуманную историю о поездке с Си Цзиньпином в Тибет.

Как известно, сами по себе слова – что лесть, что угрозы – стоят немного. Важно – какие дела за ними следуют. А здесь не всё так радужно. И если присмотреться повнимательнее, то станет заметно, что Штаты однозначно готовятся к конфликту с Китаем, возможно, даже к войне.

Например, уже сейчас без особой огласки американский IT-гигант компания Apple выводит производство iPhone из Китая. На сегодняшний день часть американских деталей в самом культовом смартфоне мира составляет 33%, корейских (южно-корейских, разумеется) – 29%, японских – 10%, китайских (Тайвань) – 9%, а из материкового Китая поставляется не более 2%.

Ранее, в предыдущих моделях iPhone, китайских деталей было значительно больше. Тем же путём идут и прочие американские компании и корпорации, потихоньку переводя свои производственные мощности в соседнюю с КНР Индию.

Не стоит также забывать о планомерном сокращении китайского импорта в США, недавнем создании в Кэмп-Дэвиде антикитайского союза США-Япония-Южная Корея, накачивании оружием Тайваня и прочих признаках подготовки к большой войне.

А что же Китай? Судя по активности КНР на внешнем контуре, Пекин вовсе не намерен безропотно уступать Штатам лидерство в международной политике и готов всячески демонстрировать способность сменить США на мировом пьедестале.

Так, перед своей поездкой в Вашингтон, министр иностранных дел КНР Ван И позвонил своему израильскому коллеге с призывом защитить гражданское население в секторе Газа.

Как сообщают информационные агентства, в беседе с министром иностранных дел Израиля Эли Коэном, представитель Пекина заявил, что все страны имеют право на самооборону, но они «должны защищать гражданское население и соблюдать международное право и защищать безопасность гражданского населения».

«Самая неотложная задача сейчас – не допустить дальнейшей эскалации ситуации и ее приведения к более серьезной гуманитарной катастрофе», – добавил Ван И.

Сразу же после этого китайский министр позвонил главе МИД Палестинской автономии Рияду аль-Малики и передал ему «глубокую симпатию Пекина палестинской стороне».

«В настоящее время население Газы больше всего нуждается в безопасности, продовольствии и медикаментах, а не в войне, оружии и боеприпасах», – отметил Ван И.

Как видим, Китай достаточно жестко расставил акценты по ближневосточной проблеме и встал в оппозицию к США, взирающим на происходящее с израильской колокольни. При этом Пекин не занял чью-либо конкретную сторону, предпочитая оставаться над схваткой в качестве возможного медиатора.

А чтобы подкрепить свою точку зрения, а также, чтобы уравновесить присутствие в регионе американских военных Пекин перебросил шесть своих военных кораблей, в том числе эсминец, оснащённый управляемыми ракетами, поближе к берегам Палестины.

Оперативная группа китайских ВМС, в которою вошли эсминец «Цзыбо», фрегат «Цзинчжоу» и корабль комплексного снабжения «Цяньдаоху, покинула порт Маскат в минувшую субботу и к моменту нового витка эскалации напряженности в Израиле все они оказались уже на Ближнем Востоке.

Есть и ещё одна новость, на первый взгляд, прямо не относящаяся к делу. Намедни в отставку был отправлен министр обороны КНР Ли Шанфу. Как сообщили китайские государственные СМИ, его обвинили в коррупции. Может и так, но кто знает, нет ли и здесь «американского следа»?

Алексей Белов