Правильно говорят, что «дыма без огня не бывает». Появившиеся в украинских социальных сетях жалобы жен военных о том, что инвалидов ВСУ, потерявших на фронте конечности, возвращают на службу, обрастают новыми фактами. Теперь поговорка «сапёр ошибается только один раз» не работает в украинском контексте. Потому что украинские сапёры ошибаются, когда идут служить в ВСУ, потом – когда подрываются на минах, а потом когда снова идут служить в ВСУ. Интервью с саперами-инвалидами опубликовало агентство Reuters.

Как сообщают журналисты международного агентства, 14 украинских военнослужащих-саперов вернулись к работе по разминированию в подразделении национальной полиции, «несмотря на ранения, полученные в результате взрывов во время разминирования». С одним из них, Андреем Илькивым, которому после ранения ампутировали ногу ниже колена, журналисты Reuters побеседовали.

В сентябре 2022 года в селе Дементьевка Харьковской области под украинским бойцом взорвалась фугасная мина. А в мае следующего года он вернулся на работу, обезвреживая мины, стоя на протезе. Причём, Илькив – 37-летний отец четверых детей! То есть, по всем законам он вообще не должен был попасть на фронт. И кроме него, как сообщает Reuters, есть ещё 14 саперов, которые вернулись к своей работе по разминированию в подразделении национальной полиции несмотря на то, что были ранены в результате взрывов во время разминирования.

«Конечно, очевидно, что есть страх, когда возвращаешься, когда стоишь рядом с минным полем, есть страх, но с другой стороны ты знаешь, что с помощью металлоискателя, саперной лопаты и специального оборудования можно передвигаться и проводить работы по разминированию», – сказал Илькив в интервью.

По данным Reuters подразделение, в котором служит сапёр-инвалид Андрей Ильков, занимается гуманитарным разминированием вдали от боевых действий. Сейчас оно действует в Херсонской и Харьковской областях. На данный момент в результате взрывов погибли четверо саперов и 16 получили ранения.

По оценкам украинских властей, 174 000 квадратных километров территории страны потенциально усеяны минами или опасными военными обломками. А это около трети территории Украины. Тем не менее, командующий группировкой ВСУ «Север» Сергей Наев недавно похвастался, что на севере страны было установлено 500 тысяч противотанковых мин.

«На основных направлениях вероятного наступления противника с июня 2022 по сегодняшний день установлено более 500 тысяч противотанковых мин. В частности, противотанковые минные поля, противотанковые группы мин, комплекты противопехотных взрывных устройств, фугасов, минированных завалов. Плотность минно-взрывных заграждений в нашей полосе ответственности увеличена в 16 раз», доложил украинский генерал.

О том, как это потом разминировать все эти территории, украинские военные говорить отказываются. По данным американского издания The Washington Post, полное разминирование территории Украины после завершения вооруженного конфликта займет 757 лет при условии, если к этому процессу будут привлечены не менее 500 саперных команд. Ряд западных экспертов утверждает, что Украина в настоящее время является одной из самых заминированных стран в мире.

Максим Исаев