В Одессе состоялась очередная «перемога» хутора над здравым смыслом, культурой и русским языком. 17-летний одессит, прославившийся задержанием во Львове за исполнение песен Виктора Цоя, снова угодил в немилость «мовных» надзирателей. Юноша, который только недавно вернулся в родной город после содержания в приюте для несовершеннолетних за стихи Цоя, решил, что уж в Одессе ему ничего не угрожает. Поэтому парень взялся за любимую гитару и на Дерибасовской принялся исполнять хиты русской группы «Король и Шут» и всё того же Цоя.

Не прошло и часа, как на горизонте нарисовались полицейские. Стражи порядка потребовали от парня прекратить петь на русском языке. А чтобы ему было понятней, пригрозили, что в следующий раз к нему «подойдёт кто-то другой». Кто этот «другой» всем понятно – Одесса кишит завезёнными нацистами и наёмниками всех мастей. Этим глубоко безразлично, кого линчевать и за что конкретно – только бы не сидеть без дела и без дохода, с перспективой оказаться на фронте.

Впрочем, имитацией бурной деятельности на Украине сейчас заняты многие. К примеру, предыдущие неприятности у одесского рок-гитариста появились после доноса депутата Верховной Рады Наталии Пипы — русофобки и просто какого-то гоголевского персонажа.

Но вернёмся в Одессу.

Цой бы не узнал Одессу

Запрет на Цоя в Одессе необычайно символичен. Ведь в 1989-м году, когда легендарный поэт и певец приехал в этот черноморский город, его встречали весьма торжественно. Более того, это был своеобразный триумф Цоя, т.к. приехал он на недавно рождённый Всесоюзный кинофестиваль с международным участием «Золотой Дюк». Виктор Робертович в те сентябрьские дни в Одессе получил звание лучшего актёра Советского Союза 1989-го года, а его фильму «Игла» присвоили Приз киноклубов в конкурсе «Особый взгляд».

В те дни в Одессу стеклись творцы со всего Союза. У Цоя брали интервью, а, когда от Виктора просили исполнить песню, он отвечал, что прибыл на фестиваль в основном в качестве актёра в составе съемочной группы фильма «Игла» вместе с режиссёром Рашидом Нугмановым.

Виктор Цой и Рашид Нугманов

Как позже будут воспоминать журналисты, Виктор вообще был немногословен, но на вопросы из зала отвечал охотно.

Знал ли Цой, что после его трагической кончины, возвестившей одновременно рождение рок-легенды, будут разобраны на цитаты и отрывки его интервью?

Примечательно, что и фотографии Цоя позже станут предметом охоты. Одним из таких фото станет и то, на котором Цой запечатлён в знаменитом одесском дворике во Дворце моряков. Этот дворик служил и летним кинотеатром, и съёмочной площадкой, и одним из центров творческой жизни города.

И снова печальный символизм проходит сквозь всю эту историю. Ведь сейчас дворик находится в полном запустении – неказистая облезлая урбанистическая «заброшка». Кстати, современные одесские власти намерены ликвидировать и этот артефакт эпохи советской культуры. На месте дворика построят семиэтажную гостиницу.

Юбилея не будет

Нельзя не упомянуть и кинофестиваль «Золотой Дюк». Этот праздник кинематографической культуры мог бы отметить в этом году юбилейные 35 лет. Мог, но не отметит. И дело даже не в боевых действиях и хаотичной ловле «пушечного мяса» на одесских улицах.

Первый «Золотой Дюк» в том формате, в котором принял участие Цой, стартовал 10 сентября 1988-го года. Отцом-основателем кинофестиваля был Станислав Говорухин. Именно он вывел мероприятие на международный уровень. Одесса на несколько дней превращалась в некий творческий ковчег. Кроме именитых отечественных деятелей кино, вроде того же Говорухина или Никиты Михалкова, на фестиваль приезжали и зарубежные кинематографисты. К примеру, один из фестивалей посетил необычайно популярный в Союзе Марчелло Мастрояни.

При этом фестиваль был своеобразной аполитичной творческой площадкой. Здесь не было привычного официоза, подчёркивалась определённая творческая неформальность мероприятия. И пикантность этого в том, что как раз политика, но уже доведённая до психоза украинскими националистами, погубит фестиваль.

Первые годы после распада Союза фестиваль не проводился по объективным причинам. Но в 1994-м году его взялся реанимировать Марк Рудинштейн. Но в родном ему городе что-то пошло не так. И, несмотря на быстро сколоченную «Группу компаний «Золотой Дюк», дело не задалось, закончившись чередой бюрократических скандалов.

Решили возродить фестиваль в 2003-м году, но опять всё закончилось ещё большим скандалом, выползшим уже на политический уровень. В том году фестиваль назвали «Эхо «Золотого Дюка», и по согласованию с горисполкомом Одессы именно местные власти брали на себя часть расходов. Так, горисполком должен был оплатить проживание участников фестиваля, а также обратные билеты.

Как же удивились режиссёр Пётр Тодоровский и актеры Олег Стриженов и Лионелла Пырьева, когда их не выпустили из гостиницы «Валентина» и отказались кормить, пока они не оплатят проживание. Скандал дошёл до российского консульства. Выяснилось, что местные власти не выполнили условия договора, тем самым сорвав и похоронив кинофестиваль окончательно.

Дитя доктора Франкенштейна памяти «Золотого Дюка»

В 2010-м году уродливым преемником «Золотого Дюка» стал «Одесский международный кинофестиваль» (ОМК). Вся преемственность заключалась в том, что главный приз представлял собой немного видоизменённую статуэтку «Золотого Дюка», да в том, что российские журналисты ностальгически продолжали называть фестиваль «Дюком». В остальном это уже было унылое политизированное действо.

Уже на втором ОМК в 2011-м году мероприятие буквально лихорадило от политических скандалов, без купюр инспирированных украинскими националистами. Мелкотравчатые «патриоты» Украины были возмущены тем, что большинство зарубежных кинокартин шли с русскими субтитрами. Ну, тяжело нацистским фанатикам и купленным провокаторам объяснить, что русский – один из официальных языков ООН, а по факту является и языком международного общения. А вот украинскую «мову» даже на Украине понимают далеко не все.

Позже почти каждый год русский язык будут выдавливать с фестиваля стахановскими темпами. И проводить эту творческую самоличную экзекуцию будут под дружный аккомпанемент местных СМИ, раз за разом обвиняющих ОМК в пророссийской позиции, которая «душит» украинскую культуру.

Ну, а после майдана фестиваль вообще превратился в политические сельские посиделки. И дело даже не в карикатурных дефиле местных знаменитостей, над которыми потешались в сети все, кому не лень, а в задаваемой на нем повестке. В 2018-м году главный приз получает фильм «Хрусталь», повествующий о белорусской девушке из 90-х, которая мечтает бежать из страны в США, чтобы стать там ди-джеем. В 2019-м году призёром стала украинская картина «Домой». Этот унылый «шедевр» рассказывает о злоключениях двух крымских татар (отца и сына), которые отправляются за телом старшего брата, ставшего жертвой… российской агрессии.

В том же 2019-м году, следуя западному мейнстриму, второй главный приз забрал грузинский фильм «А потом мы танцевали» о профессиональном исполнителе национальных танцев, который по совместительству является гомосексуалистом. И, естественно, сильно страдает от этого… или получает удовольствие – пойди, разбери.

А вот в 2020-м году приз ушёл в США, фильму «Ужин по-американски», который теперь даром никому не нужен. Ну, а в 2021-м году приз получил украинский фильм «Стоп-Земля» о страданиях малолетних школьников с модными вкраплениями поиска сексуальной ориентации и определении собственного гендера… Ох.

Нищая Одесса

У судьбы чаще всего ирония злая. У истории тоже. Город, который когда-то собирал творческих людей со всей планеты, сейчас стараниями своих властей лично отрезал колоссальный пласт культуры. И сделано это было с какой-то садистской циничностью и азартом, похожим на экстаз.

Теперь Одесса нищая. Город, некогда претендовавший на звание своеобразного творческого Порто-франко, культурно обнищал. Не будут звучать стихи Пушкина, как и песни Цоя. Не увидеть ретроспективу легендарных картин «Мосфильма», как и постановок «Ленкома».

И эту нищету не зальёшь деньгами от «зерновых сделок» или Евросоюза. Впрочем, последнего, стараниями Киева, одесситы и так не увидят. Но культурная нищета скажется через годы, даже десятилетия.

 Сергей Монастырёв