Сигналы Китаю

1 сентября, когда в России отмечали День знаний, в столицу Монголии Улан-Батор прибыл с визитом один из самых ожидаемых в этом году гостей – Папа Римский Франциск. О планах посетить Монголию Франциск упоминал еще в начале года, но свою роль сыграла болезнь, а также очевидное желание скорректировать шаги в условиях быстро меняющихся внешнеполитических обстоятельств.

Подобные апостольские визиты – явление редкое и должно по возможности максимально учитывать баланс различных сил. Прошлый визит главы Римской католической церкви состоялся год назад в Казахстан. Было очевидно, что многие поставленные задачи там решены не былы, в частности, по вопросу углубления отношений с Китаем.

В данном случае, как и в прошлом году, многие обозреватели также делают акценты на сигналы Ватикана именно Китаю. И это действительно так – Франциск осуществляет новый подход к «китайскому снаряду». Другое дело, как трактовать поданные Ватиканом сигналы, а еще попробовать понять то, что можно назвать «общим замыслом», рассмотреть их в контексте стратегий и концепций сторон.

В Улан-Батор из Китая на самом деле приехало много католиков. Отдельно стоит выделить делегацию католического архиепископа Гонконга С. Чоу. Глава гонконгской католической епархии уже долгое время выполняет роль своего рода стыковочного механизма между «пекинскими» (назначаемыми фактически от КПК Китая) и «ватиканскими» католическими священниками.

В речи Франциска, а также в наборе символов, сопровождавших его выступления, китайские акценты просматриваются совершенно отчетливо, тем не менее следует эти шаги Ватикана рассматривать как часть более общей стратегии. Отдельные ее аспекты уже освещались в прошлогоднем материале «Папа Римский в степях Казахстана» и в нынешнем, февральском «Зачем Ватикану еще и Монголия». За прошедшее время произошло много нового, а в римской стратегии добавились новые элементы.

Визит главы Римской церкви всегда является символичным, как и мероприятия, проходящие на его фоне и во время него. У нас в России зачастую отношение к символизму в политике имеет пусть и неявный, но негативный оттенок. Дескать, это конспирология и баловство ума, поиск совпадений там, где их нет. Однако одновременно эти же самые скептики могут полдня обсуждать вопрос: наденет «менеджер» нашего ЦБ очередную брошку или нет, кто и какие галстуки продемонстрировал на саммите и т. д.

Нет ничего удивительно в символизме, используемом главой одной из крупнейших и, кстати, древнейших религиозных корпораций, которая пустила глубокие корни в государственном управлении самых разных стран. Символы, может, и не правят миром, как иногда приписывают Конфуцию, но это не означает, что они не помогают это делать.

Поэтому следует отметить тот факт, что накануне поездки в Монголию Франциск выступил с обращением к студентам из России, где поведал о грандиозном наследии Российской империи и роли таких персонажей, как Петр I и Екатерина Великая.

В украинском сегменте это вызвало сначала оторопь, а потом бурю эмоций. Но пока заметим, что вряд ли случайно Франциск начал отсчет в послании именно с начала XVIII века, не включив туда царский период. Как мы увидим, в этом есть свои смыслы, кстати, не столь очевидные на первый взгляд.

Тема с империями продолжилась и в Монголии, где Франциск употребил редкий сегодня термин «Монгольский мир» или Pax Mongolica.

«Эта модель должна быть оценена по достоинству и вновь предложена в наши дни»,

– заявил он.

Т. е. Франциск предложил, казалось бы, тот самый тезис, с которым у нас уже давно, как с флагом, выступают «евразийцы», как, впрочем, и «имперцы» – восстановление некоего общего пространства в рамках евразийской географии на принципах культурного сосуществования и уважения. Понятно, что это образ, но в чем нюанс?

А в том, что римский папа, пролетая над территорией конкретного государства, как бы косвенно посещает его. Соответственно Ватикан направляет приветственные письма в эти государства – традиция очень старая, хоть и чисто европейская. Китайскую границу и не только самолет Франциска пересек, а вот через границу российскую самолет не летел. Отметив и это, двинемся дальше.

Подарок

На Pax Mongolica Франциск не остановился и передал главе Монголии копию письма – ответ великого хана Гуюка на послание папы Иннокентия IV, которое привез из поездки на восток Плано Карпини. «Сегодня я с почтением передаю официальную копию этого документа, выполненную с высочайшим качеством с использованием передовых технологий, как подарок». Понтифик также упомянул, что письмо написано «монгольской письменностью».

Вряд ли лица, которые готовили визит Франциска, не знали, что ответ хана Гуюка был написан частично по-тюркски, а большей частью по-персидски, причем, по выражению В. В. Бартольда, ханская бумага написана «настолько безграмотно, что персидский язык не мог быть родным языком составлявших ее». В. В. Бартольд предположил, что его писали «среднеазиатские купцы тюркского происхождения». Это определенное свидетельство «степени важности», с которым восприняли ответ Иннокентию IV в ставке Гуюка.

Текст письма интересен настолько, что некоторые его абзацы желательно привести полностью.

«Это приказ, посланный великому папе, чтобы он его знал и понял».
«…вы нам отправили просьбу о покорности, что было услышано от ваших послов. И если вы поступаете по словам вашим, то ты, который есть великий папа, приходите вместе сами к нашей особе, чтобы каждый приказ Ясы мы вас заставили выслушать в это самое время».
«Силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где заходит, пожалованы нам. Кроме приказа Бога так никто не может ничего сделать. Ныне вы должны сказать чистосердечно: «Мы станем вашими подданными, мы отдадим вам все свое имущество». Ты сам во главе королей, все вместе без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу Бога и воспротивитесь нашим приказам, то вы станете (нашими) врагами».

Это исключительно «дружелюбный» ответ, прямо-таки в исконно «дружбонародном» стиле, как сегодня принято говорить. Сарказм, но зачем и в самом деле надо было на таком «подарке» акцентировать внимание?

Ведь понятно, что текст письма будет разбираться новостными агентствами. Тем более что в запасниках Ватикана есть немало символических предметов той эпохи. Письмо и вернулось не в подлиннике (полный возврат), а копией, с сохранением исходника в Ватикане.

Так кому и зачем адресовано письмо от хана Гуюка, да еще с подобными формулировками?

Ведь понятно, что не во главе «всех без исключения королей» в следующий раз собрался римский понтифик ехать в дальний путь, да еще и «со всем имуществом». Кстати, на обратной дороге Франциск намекнул, что, скорее всего, следующий визит такого рода на Восток будет совершать уже его преемник.

И вот тут следует совместить маршрут полета, пассажи о петровской и екатерининской эпохе, а также географию Pax Mongolica, раз уж ее период особо подчеркивают как XIII– XIV века. Возьмем и наложим границы петровской и даже екатерининской России на Pax Mongolica к середине XIV века. А еще добавим, что во второй половине этого периода столица монгольской империи находилась уже не в Каракоруме, а в Шанду и потом в районе будущего Пекина.

Разгадка этого своего рода детектива, правда, довольно увлекательного, кроется в той самой геополитике, вернее, в обмене мнениями между Китаем и Ватиканом со стоящими за последним экономическими кругами по поводу видения перспектив глобализации. Если в Ялте влияние в послевоенном мире стороны фиксировали на салфетках в процентах, то здесь диалог идет через обмен подобными символическими «подарками».

Вспомним визит Франциска в Казахстан в прошлом году. Тогда еще только оформлялся центральноазиатский «союз пяти», который сегодня уже во всех саммитах участвует как «центральноазиатская пятерка» или С5+. Лидирующую, пусть и не формально, позицию в этом региональном объединении обозначил Казахстан, а Китай и Франциск перед саммитом ШОС эту позицию подтвердили. Но генеральную линию Святого престола – «Европа от Лиссабона до Шанхая», лидер КНР не стал с Франциском тогда даже обсуждать.

За прошедшие месяцы не только оформилась центральноазиатская пятерка, но и Китай впервые за долгое время подробно описал принципы, на которых Центральная Азия входит в проект «Сообщества единой судьбы». В Сианьской декларации эти принципы, а также проектные этапы и конкретные шаги были подтверждены (подробно «Саммит «Китай – Центральная Азия» стал исключительно важным для России»).

А ведь сам проект «Сообщества единой судьбы» – это по сути китайский вариант концепции «классической глобализации». Это китайские условия работы с этой концепцией. Хотите, говорят в Пекине, принимайте наши условия и подстраивайте свои «давосские модели» под нас.

Не готовы, мы подождем, но это не значит, что не будем развивать свое направление. Именно об этой модели евразийской интеграции под видом модели Pax Mongolica и говорил фактически глава Ватикана! Вот именно эта модель со слов Франциска и «должна быть оценена по достоинству и вновь предложена в наши дни». С учетом указанных нюансов географии.

Странное на первый взгляд письмо хана Гуюка означает не покорность Ватикана «судьбе», а признание особого китайского видения и подходов в рамках общей концепции, а поскольку она глобальна и, стало быть, «географична», то и ответ идет фактически в виде карты, где можно неплохо понять, какие территории и политические системы Рим видит в черте идеологем «Сообщества единой судьбы».

Территория же петровской и екатерининской России в эту географию не входит. Индия не входит, а Тибет входит. Иран, Сирия, Афганистан и часть Ирака входят, а аравийский полуостров нет. Здесь же ответ и по вопросу принадлежности островов и т. д.

У нас при слове «Ватикан» принято либо поминать не к ночи конспирологов, ищущих и, кстати, находящих странные символы, либо кивать на то, что «базис определяет надстройку и поэтому при нынешнем капитализме это не столь уж и важный институт». Однако, как и в прошлом примере, ровно эти же скептики часто очень яростно выступают за поиск для России идеологии. Дескать, никак нам без идеологии.

Ватикан – это и есть центр по производству идеологических смыслов, раньше для всей «большой» Европы, позже для ее части.

Да, в ЕС это влияние сокращается, а Ватикан (с точки зрения европоцентричного взгляда) переместился на мировую периферию: в Латинскую Америку, Африку, Польшу, Венгрию, Южную Корею, в том числе и в Россию. Проиграв в своем историческом ядре, Рим уже долгое время пытается восполнить влияние через Китай. Китай назначает очень высокую цену, о принятии которой совершенно недвусмысленно говорят нынешние подарки Франциска в Улан-Баторе, а также фигуры речи, посвященные китайской традиции.

Можно сколь угодно отрицать очевидное, но с распадом СССР, Римский престол сделал немало, чтобы вернуть Россию в свою орбиту. И, что греха таить, ему это сделать удалось. И странный крен в нашем образовании, книгах, передачах, кинопроизводстве, отношении к символике, памятникам, даже к памятным знакам и табличкам, есть тому прямое подтверждение. Да и не только это.

Но проблема в том, что Китай и Ватикан, не видят в нашем «евразийстве» ничего более петровских и екатерининских границ. Это, может, и не так плохо по нынешним временам, учитывая западный характер этого пограничья, но вот с влиянием в Центральной Азии тут есть большие вопросы.

Упражняться в евразийстве и имперстве нашим идеологам для внутренней аудитории можно сколько угодно, но реальное отношение игроков, которые работают на уровне концепций и идеологии, тут видно хорошо и по Сианьской декларации с Востока и по подаркам в Улан-Баторе с Запада.

С другой стороны, это еще один повод о чем-то подумать на Украине тем, у кого еще осталась здравая часть разума – какие же границы и зоны влияния оценивает Ватикан как приемлемые. Но оценивать – это одно, а конкретный результат – другое.

Столь откровенных сигналов Китаю из Ватикана уже не было давно, теперь ответ за лидерами КНР. Сочтут в Пекине это признание папского Рима достаточным, чтобы создать континентальную ось, или Китаю потребуются уступки от Святого престола и по другим направлениям. С другой стороны, в Китае не могут не понимать, что нельзя объять необъятное. На это, кстати, письмом хана Гуюка «тонко намекнули» Пекину из Ватикана. И ответ, вне всякого сомнения, от Пекина будет, какой – увидим довольно скоро.

Для России

Для нас, для России, вся эта история с «ватиканскими подарками» является большим уроком. Наши т. н. «элиты», раздавая «технические задания» идеологам в стиле смастерить что-то там для народа, думали проскочить между жерновами таких мощных идеологических центров, как традиционный Китай и Ватикан, с его почти двухтысячелетним опытом сшивания государств и народов через религию и идеологию, и европейская либеральная школа.

Внезапно выяснилось, что симулякры для общества не работают, а сами элиты так и болтаются в проруби между ватиканским влиянием в идеологии и либеральным. Думали, что только деньги решают все – многое, да не все.

А ведь еще непонятно, победят ли те же Рим и Китай, даже объединившись (что вовсе не очевидно), представителей либерального крыла, которое подмяло под себя американскую и европейскую политику, и не только ее.

Автор:
Михаил Николаевский