После того как СЦКК ЛНР прекратил фиксировать обстрелы Луганщины, информации о ситуации в городах, находящихся рядом с линией соприкосновения – таких как Кременная, Лисичанск, Северодонецк, Рубежное – стало поступать еще меньше. Ее было не так много и до этого, однако теперь даже сообщения об обстрелах появляются нерегулярно и с большим опозданием.

Официальные СМИ республики вообще не балуют читателя и зрителя обилием информации о ситуации в прифронтовых городах. Даже сводки о ходе восстановления инфраструктуры в населенных пунктах освобожденных территорий ЛНР стали редкостью. Вот типичные заголовки немногочисленных новостей о ситуации на севере Луганщины – «Жители Северодонецка провели выходной на спортивном празднике от «Единой России»», «Комендант северодонецкого пункта размещения: «Россия сделала ремонт, здесь всё было разбито»» и т.д. Иногда в СМИ все же дают какие-то отчеты о ходе восстановления городов. 25 июля заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЛНР Артем Анисимов заявил, что на территории Северодонецка силами ППК «Единый заказчик» до конца года планируется восстановить 290 объектов — 260 многоквартирных домов, а также 30 объектов соцкультбыта.

В том, как живут прифронтовые города ЛНР, разбирался «Антифашист».

Ситуация на освобожденных территориях в зеркале местных СМИ

Мест, откуда можно почерпнуть информацию о том, что реально происходит в Лисичанско-Северодонецкой агломерации, а также в Кременной, на самом деле, немного. Это либо специализированные чаты в Telegram, где общаются местные жители (их также не очень много), либо личное общение с жителями тех регионов или их ближайшими родственниками, которые переехали в Луганск. А с учетом того, что мобильная связь на большей части северной части республики работает с перебоями или вообще отсутствует (как и интернет), оперативно получать информацию оттуда практически невозможно.

Как сказано выше, официальные СМИ дают достаточно скудную и разрозненную информации о происходящем на освобожденных территориях. Официальную информацию, поступающую оттуда, можно разделить на два типа – исключительно позитивные сообщения о количестве восстановленных объектов и прошедших мероприятиях (например, в Северодонецке недавно прошел просветительский форум общества «Знание», который посетили директор представительства Российского общества «Знание» в ЛНР Мария Михайлова и министр молодежной политики ЛНР Юлия Величко) или новости об обстрелах и их последствиях.

Последних, с учетом прекращения работы СЦКК ЛНР, в последнее время не очень много. И вовсе не потому, что обстрелов нет – та же Кременная обстреливается практически каждый день – просто об этом некому писать. Доступ в Кременную, например, уже некоторое время закрыт для въезда, и обычному человеку, не имеющему местной прописки, туда попасть практически невозможно. Для этого требуется специальный пропуск. Журналисты туда также практически не ездят.

Приведем такой пример – 23 июля Кременная находилась под обстрелом большую часть дня (как минимум до 13:00), однако никакой официальной информации по этому поводу нигде не появлялось. О последствиях обстрелов и возможных пострадавших никто ничего не писал. Зато информация о каких-то малозначимых форумах, проходящих в Северодонецке, появляется достаточно оперативно.

Конечно, периодически в официальных материалах проскальзывают сообщения о том, что ситуация на освобожденных территориях остается сложной: выше уже упоминалось интервью коменданта северодонецкого пункта размещения Павла Глазунова. Там он заявил, что в пункте временного размещения проживают 94 человека, в основном пожилых людей, которым некуда ехать.

«Это люди, которым некуда ехать вообще. Жилье разбито, других вариантов нет. Некоторые уже получили квартиры, человек пять точно знаю таких наших жильцов. В большинстве своем это жители Северодонецка, есть из Лисичанска, Кременной, Красного Лимана… Люди получают то, что привозят волонтеры: одежду, обувь, питание. С ними работают соцслужбы – восстанавливают утраченные документы, помогают делать паспорта. Есть жильцы, которым 80-85 лет, они сами не могут занять очередь или, допустим, сделать перевод», – заявил Глазунов.

Стоит обратить внимание на то, что квартиры из этих людей получили всего пять человек, хотя было обещано, что всем людям, потерявшим жилье в результате боевых действий, будут выплачены компенсации. Однако на практике все оказалось не так гладко, как рассказывали чиновники – кроме очередей на получение есть множество людей, которые частично или полностью утратили документы и не могут предоставить весь пакет, который требуют местные власти.

Проблемы, которые беспокоят местных жителей

По-прежнему сложная ситуация в Северодонецкой агломерации с коммуникациями – если газ и электричество уже появились в большинстве домов (хотя и не везде), то с водой наблюдаются серьезные проблемы. В Лисичанске большая часть города до сих пор остается без воды.

Есть проблемы и с выплатой заработных плат в местных муниципальных унитарных предприятиях (МУП). В том же Лисичанске, по словам местных жителей, деньги не выплачиваются с февраля. Кроме того, есть нарекания и на работу общественного транспорта, который ходит в лучшем случае до 15:00. В связи с этим жители города подвергают критике работу местных администраций, в частности, мэра города Андрея Скорого. Некоторые не хотят, чтобы он продолжал работу и надеются на то, что его сменят после сентябрьских выборов.

В Новодружеске (городок севернее Лисичанска, управляется Лисичанской администрацией) ситуация, по словам людей, еще более сложная – электричества там нет до сих пор.

«В Новодружеске вообще сказал (речь о мэре Лисичанска Скором – прим.), что электричество и воду не ждите, пока за меня на выборах не проголосуете. Только после выборов он будет что-то делать. Такое уже в прошлом году во время референдума проходили – электричество дали на пять дней, и с тех пор нет, а прошел уже почти год», – пишет местная жительница Татьяна в одном из тематических чатов, посвященных обсуждению ситуации в Северодонецке и Лисичанске.

Есть и другие проблемы, которые беспокоят местных жителей – в некоторых квартирах лопнули стояки отопления, которые никто не спешит чинить, в связи с чем многие опасаются, что осенью-зимой Лисичанск и Северодонецк вновь останутся без отопления.

С учетом того, что интернет и связь на освобожденных территориях, как уже было сказано выше, практически не работают, или работают с перебоями, предать огласке, например, бездеятельность и некомпетентность местных чиновников затруднительно, а это дает повод местным администрациям для дальнейших злоупотреблений. Все ограничения и неудобства, а также отсутствие должной реакции местных чиновников легко можно списать на военное время. Что они и делают.

К сожалению, пока в регионе продолжаются активные боевые действия, и действуют ограничения на перемещения, ситуация вряд ли сильно изменится к лучшему.

Вадим Волошин