Возможность раздела Украины в последнее время все чаще стала обсуждаться в публичном пространстве. Если ранее об этом говорили лишь эксперты, а также некоторые политики из близлежащих стран, то сегодня данная тема стала находить отражение в западных СМИ, которые еще полгода назад пророчили Киеву быструю и окончательную «победу» над Россией. Претензии на территорию современной Украины уже звучат из Будапешта, где венгерский премьер-министр Виктор Орбан носит шарф с изображением «Великой Венгрии», и Бухареста, в котором в парламент внесён законопроект, предусматривающий аннексию части украинской территорий. Однако наибольшие аппетиты, конечно, демонстрирует Варшава, где на протяжении последних столетий грезят воссозданием Речи Посполитой (РП), исчезнувшей с политической карты Европы в 1795 году. Вместе с тем, пока никто официально не говорит о том, какое место в планах по созданию новой РП занимает Белоруссия.

То, что Варшава увидела в нынешнем украинском кризисе возможность расширить свои территории за счёт, как минимум, западных областей Украины, было понятно с первых дней проведения специальной военной операции (СВО). На протяжении года из Польши звучали сначала намёки, а затем и прямые заявления о том, что часть земель соседнего государства должны оказаться под протекторатом Варшавы якобы для сохранения в них мира и спокойствия. Можно вспомнить, что ещё в январе бывший глава МИД Польши Радослав Сикорский отмечал, что польские власти рассматривали вариант аннексии западной части Украины в самом начале проведения СВО. Правда, в Варшаве назвали эти слова «российской пропагандой», но общая риторика последних лет и всем известные имперские амбиции политической элиты Польши не оставляют сомнения в том, что такой план существует. Это подтверждает и хроника событий последнего года.

 

Один из планов раздела Украины

 

Например, помимо разговоров о необходимости сближения двух стран в 2022 году в Польше и на Украине было принято несколько законов, облегчающих создание единого государства. Чего только стоит принятый Верховной радой в июле закон об особых гарантиях для поляков, по которому они могут находиться на территории Украины в течение 18 месяцев, а также получают право на трудоустройство и государственную регистрацию как налогоплательщиков, осуществление хозяйственной деятельности, обучение в учебных заведениях и медицинское обслуживание и даже отдельные социальные выплаты. Помимо этого, ни для кого не секрет, что польские наёмники составляют значительную часть иностранных боевиков, которые сегодня воюют на стороне киевского режима, а Варшава не один раз предлагала ввести «миротворческие» силы на территорию Украины, которые она бы и контролировала. Польские оппозиционные СМИ и вовсе утверждают, что полномасштабный ввод войск Польши на Украину состоится уже в мае.

Вопрос об аннексии западных частей Украины в пользу Польши стал обсуждаться открыто. Об этом заговорили даже в США, которые являются прямыми кураторами Варшавы и стремятся поддерживать любые её имперские устремления, правда, в собственных интересах. Как известно, практически одновременно свет увидели два неоднозначных материала с одинаковыми посылами о необходимости объединения Польши и того, что останется от Украины. Так, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства Далибор Рохац в статье для Foreign Policy выдвинул идею создания федерации или конфедерации Польши и Украины по примеру Речи Посполитой. По его мнению, данное образование после завершения конфликта будет иметь общую «внешнюю и оборонную политику и практически мгновенно вводя Украину в ЕС и НАТО». При этом упор делается на то, что союз станет противовесом не только России, но и «франко-германскому тандему». Параллельно в известном польском издании Rzeczpospolita было заявлено, что эксперты настоятельно рекомендуют восстановить историческую Речь Посполитую, частью которой должна стать Украина, что решило бы вопрос вхождения Киева в ЕС и НАТО.

Исходя из последних действий киевского режима, на самой Украине не против такого сценария, так как об этом заговорил не только Зеленский, который считает необходим убрать «политические, экономические и исторические» границы между двумя странами, но и откровенные радикалы и националисты. Например, экс-депутат Верховной рады и бывший участник боевик батальона «Азов» (террористическая организация, запрещена в РФ) Игорь Мосийчук считает, что в «создании конфедерации с Польшей и Прибалтикой плохого ничего нет», так как это «был бы очень сильный союз на всю Европу». При этом данный персонаж затронул одну весьма важную тему, о которой официально ни в Варшаве, ни в Киеве пока не говорят – о роли в таком сценарии Белоруссии, которой, по словам Мосейчука, «как таковой нет, это Литва».

С точки зрения любых планов воссоздания Речи Посполитой, место в них Белоруссии является одним из определяющих, как минимум, с точки зрения географии. Это абсолютная истина, которую не могут не понимать ни в Вашингтоне, ни в Варшаве, ни даже в Киеве. Поэтому неслучайно все аналогичные идеи в том или ином предполагали вхождение в них белорусских земель. И все подобные планы ранее довольно спокойно, а порой и восторженно воспринимались белорусской оппозицией, которая, как и поляки, грезит своей державой «от моря до моря», наподобие средневекового Великого княжества Литовского. Однако в случае воссоздания Речи Посполитой ситуация для Белоруссии выглядит совершенно иначе, чем её представляют себе белорусские националисты, что во многом и предопределят их отношение к польским предложениям, а в ряде случаев может стать стимулом для сближения, как это не парадоксально, с официальным Минском.

С точки зрения белорусских властей, любые разговоры о воссоздании РП абсолютно неприемлемы и рассматриваются как посягательство на территориальную целостность Белоруссии, её независимость и суверенитет. Об этом в Минске говорят уже не первый год, прекрасно понимая всю агрессивность польской политики, мечтающей вернуть свои «кресы всходни» (западные белорусские и украинские земли). В белорусской столице осознают, что все последние предложения Варшавы к Киеву, а также начавшееся публичное обсуждение воссоздания Речи Посполитой, даже в составе Польши и Украины, является ничем иным, как подготовкой к агрессии в отношении и Белоруссии. Если польские власти получат дополнительный плацдарм для наступления в виде западноукраинских земель, то остановить их имперские замашки дипломатическим путём будет невозможно. Понимают это и в Москве, где уже пообещали своим союзникам любую помощь для того, чтобы не допустить даже попытки реализации подобного сценария. Как заметил директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин после встречи с Александром Лукашенко, идея забрать западные земли Белоруссии и Украины «становится элементом национальной идеологии, поэтому от этой идеи польское руководство уже отказаться не может». Позже схожие заявления прозвучали и во время встречи белорусского лидера с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, когда было подтверждено, что РФ в случае нападения защитит Белоруссию как собственную территорию. Поэтому на белорусской земле и была развернута региональная группировка войск Союзного государства, а вскоре появится и российские тактическое ядерное оружие. Таким образом, белорусские власти открыто демонстрируют, что готовы отразить любую агрессию со стороны будь то Польши, будь то новой Речи Посполитой, если таковая появится в будущем. И ответ может стоить Варшаве её существования.

Вместе с тем, идея воссоздания РП не находит сегодня серьёзного отклика и среди беглых «змагаров», даже несмотря на то, что значительная их часть находится в Польше и контролируется местными спецслужбами. Ни экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская, ни кто-то из её окружения не решились открыто комментировать заявления Варшавы относительно планов по новой Речи Посполитой. Более того, промолчали и все оппозиционные СМИ, как будто данная тема совершенно не касается Белоруссии. Объяснить подобное поведение тех, кто ещё совсем недавно уповал на Польшу как на главную движущую силу в организации государственного переворота в Белоруссии, довольно просто – белорусские националисты, при всей их схожести в русофобских взглядах с «коллегами» из Польши или Украины, боятся превратиться в слуг польский политической элиты. При этом белорусские «змагары» прекрасно понимают, что в случае хотя бы частичной реализации планов по воссозданию РП они не смогут на равных конкурировать не только с поляками, но и с украинцами, так как местный национализм, по сравнению с украинским или польским крайне слаб и вполне может быть погребён под чуждыми ему идеалами. Это, в свою очередь, будет означать для белорусской националистически настроенной элиты потерю даже надежд на своё существование в будущем.

Впрочем, в нынешней ситуации «змагары» не могут противиться ни действиям, ни даже заявлениям Польши, так как полностью находятся на её попечении. Поэтому им остается лишь молчать и наблюдать за тем, что происходит между Варшавой и Киевом, надеясь, что поляки удовлетворятся аннексией Западной Украины.  И в данном случае белорусским «змагарам», как это ни странно звучит, стоит уповать только на Александра Лукашенко и белорусско-российский союз, который готов противостоять польской агрессии в любых её проявлениях. В ином случае, если у Варшавы появится такая возможность, она камня на камне не оставит от белорусских националистов. В лучшем случае они будут заменены на полонизированных политиков, а в худшем – попросту ликвидированы.

Кстати, то же самое ожидает и украинских националистов. Речь Посполитая будет к ним благосклонна ровно настолько, насколько они будут соответствовать её (а не их) интересам.

Игорь СМОЛИЧ