ФОТО: HAMARA/SHUTTERSTOCK.COM

Большое международное ЧП. Какая-то ракета упала на территории Польши. Вроде бы двое погибших. Вроде бы ракета не русская, а украинская. Но проблема не украинская, а русская. Польшу втягивают в войну с Россией.

Заявления польских средств массовой информации и официальных лиц о якобы падении «российских» ракет в районе населённого пункта Пшеводув является намеренной провокацией в целях эскалации обстановки, заявили в Минобороны РФ. Никаких ударов по целям вблизи украинско-польской государственной границы российскими средствами поражения не наносилось. Опубликованные по горячим следам польскими СМИ с места происшествия в Пшеводуве фотографии обломков не имеют никакого отношения к российским средствам поражения.

Заявление русского Минобороны не подлежит двойному толкованию, тем более что элементы упавшей в Польше ракеты по фотографиям идентифицируются как ракеты украинских систем ПВО. Однако проблема вовсе не исчерпана. Дело в том, что, как и в случае с другими провокациями против России, Запад не интересует правда. Его интересует возможность нанести России максимальный вред.

Как это происходит, легко понять, вспомнив историю гибели самолёта с польским премьер-министром в 2010 году. Польские правые до сих пор обвиняют Россию, невзирая на факты. Можно вспомнить и историю несчастного голландского рейса МН-17. Запад искал доказательства вины России – так ничего и не нашел, но не отказался от обвинений.

Однако теперь ставки гораздо выше, чем в 2010-м или даже в 2014-м. На кону не больше и не меньше, чем вступление страны НАТО в войну с Россией.

Польша хочет воевать

Чтобы понять, почему случайное падение частей украинской ракеты ПВО может иметь воистину глобальные последствия, нужно понять, как Польша вовлечена сегодня в конфликт на Украине. А чтобы это понять, достаточно вспомнить о двух вещах. Во-первых, о том, что прямо сейчас на Украине воюют против русских поляки, ещё совсем недавно формально служившие в польской армии – а теперь так же формально служащие в украинской.

В социальных сетях как раз сейчас активно распространяют видео броневика «Бушмастер», подорванного на мине, и спорят о том, сколько из погибших украинских военных на самом деле польские. Сколько бы их ни было в конкретном броневике – наши бойцы под Сватовом и на других участках фронта не первый день говорят: против нас – поляки. Наёмников (или даже настоящих идейных добровольцев) из Польши на фронте очень много.

Во-вторых, эти наёмники – не просто люди, сделавшие личный выбор. Они – живое (ну, пока ещё живое, некоторые из них) воплощение политики польского правительства. Польша находится то ли на третьем (после США и Великобритании), то ли на втором (уже впереди англичан) месте среди всех стран НАТО по поставкам оружия на Украину. Для войны с Россией. Ещё в июне премьер-министр Польши Дуда хвастался, что на Украину уже поставлено его страной 240 танков и другого вооружения на сумму более 2 миллиардов долларов. Возможно, паны шляхта немножко преувеличивали – в те же дни Ukraine Support Tracker оценивал помощь Польши Украине в 1,52 миллиарда долларов – тоже очень существенная сумма.

Что делает Польшу столь активной? В первую очередь, конечно, историческая память. В Варшаве никогда не забывали, что нынешние границы Польши установлены Россией, которая тогда называлась Советским Союзом. И что до Второй мировой войны те земли, которые сейчас называются Западной Украиной, были «восточными кресами» Польши.

Львов для большинства поляков – польский город. То, что он принадлежит украинцам – потомкам «оуновцев»*, устроивших страшную резню под руководством гитлеровцев, – для очень многих поляков несправедливость и оскорбление. В Польше не так уж редко публикуются карты раздела Украины, на которых несколько украинских областей становятся польскими воеводствами.

Польша довольно далеко ушла по пути приобретения контроля над этими территориями. В обмен на военную помощь Украина Владимира Зеленского уже приняла закон, который даёт полякам особые права на территории Украины. В том числе – занимать должности на государственной службе и служить в силовых структурах. Конечно, это развязывает руки тем же наёмникам… Но также и приближает смену государственного статуса «восточных кресов».

Ядерная дубинка

Но польские претензии к России и желание вернуть под свой контроль кусок Украины – не самое страшное. Говоря о последствиях втягивания Польши в войну, нельзя забывать, что это не просто исторический враг России. И даже не просто исторический сателлит Великобритании, специально на борьбу с Россией натасканный. Польша – страна НАТО. С одной из лучших в Европе армий НАТО. Её вооружённый конфликт с Россией, по идее, должен автоматически привести к мировой войне – просто в рамках выполнения союзного договора.

Представим себе на секунду, что падение ракеты украинской ПВО на польскую землю – не случайность. А, напротив, чья-то сознательная провокация. Представим это и вспомним, что одним из требований России к США перед началом СВО было прекращение размещения на территории Восточной Европы американской ПРО, годной и для атаки на Россию. И поймём, что происходящее сегодня вполне может быть репетицией первых тактов симфонии под названием «Начало мировой ядерной войны».

И кое-кто в самой Польше такому развитию событий очень рад. Например, тот журналист издания Lublin112, который заявил:

У обломков ракеты, которая взорвалась в Польше на границе с Украиной, не нашли маркировокпоэтому происхождение частей ракеты «невозможно» установить.

Невозможно установить – значит, возможно обвинить Россию. Тем более что «украинские источники» старательно повторяют, что речь идёт «о русской ракете, сбитой ВСУ», а значит, о русской ракете, которая убила поляков.

Впрочем, идти до конца и развязывать войну в НАТО всё-таки не готовы. Пока во Франции и в других европейских странах говорят о возможности «организовать бесполётную зону» над приграничными районами стран НАТО. А также о том, чтобы предоставить Польше дополнительные средства ПВО.

Что с того?

Один из лучших русских политологов, специализирующихся на Польше, Станислав Стремидловский по горячим следам событий написал в своём телеграм-канале:

Разговаривал сейчас с коллегой из Варшавы. Напряжён. Но надеется, что пойдёт по сценарию, когда турки сбили наш самолёт, то есть что вопрос Москва и Варшава урегулируют.

Конечно, следует надеяться, что так оно на самом деле и будет. Но нужно понимать: наши противники не шутят. Они заинтересованы в эскалации напряжённости между Россией и странами НАТО. Заинтересованы в том, чтобы балансировать на грани войны. Им кажется, что под угрозой реального вступления в войну европейских союзников США Россия станет более сговорчивой. Им кажется, что Россию можно напугать призраком новой мировой войны.

Такие игры во «взять на испуг» могут очень плохо и страшно закончиться. Предлагаешь участникам конфликта casus belli – один, второй, третий, – полагая, что это не более чем инструмент давления и повышения напряжённости. Однако один из казусов внезапно может и в самом деле привести к войне.

Прогибаться перед польскими угрозами Россия совершенно точно не будет. Никогда в истории такого не было. Уступать России Польше кажется унизительным – тоже всю историю. Ситуация становится опаснее с каждым днём.

______________________________________________________________

*ОУН-УПА (Организация украинских националистов – Украинская повстанческая армия) – организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории России

АНДРЕЙ ПЕРЛА