ФОТО: DASHA TROFIMOVA / SHUTTERSTOCK.COM

Едва успели отойти от ковидной встряски, как получили новую – разрыв экономических отношений с Западом. От любых подобных потрясений сильнее всего страдают малообеспеченные люди, тогда как олигархи в любой ситуации ухитряются приумножать капиталы. Как наше правительство поможет бедным этой тревожной весной?

На совещании по мерам социально-экономической поддержки субъектов страны 16 марта президент России Владимир Путин анонсировал «увеличение всех социальных выплат, включая пособия и пенсии». На следующий день премьер-министр Михаил Мишустин поручил министерствам финансов и труда проработать конкретные механизмы этого увеличения. Для главы Минфина Антона Силуанова такое поручение, конечно, нож острый, но выполнять придётся. Результаты этой работы мы надеемся увидеть достаточно скоро.

А вот ещё об одном нововведении можно рассказать уже сейчас. 8 марта в праздничном обращении Путин предложил распространить выплаты малоимущим семьям с детьми от 8 до 16 лет включительно. На данный момент, напомним, пособия на детей этого возраста положены только одиноким родителям. И механизм выплат уже проработан.

Всё о новом пособии

Для получения нового пособия нужно выполнить три условия:

  • доход семьи должен быть ниже регионального прожиточного минимума на душу населения;
  • имущество семьи должно укладываться в установленный перечень;
  • взрослые должны иметь подтверждённый доход или уважительную причину его отсутствия.

Список разрешённого имущества довольно велик, приведём главные пункты:

  • жилая площадь не более 24 кв. м на человека в квартире или 40 кв. м в доме;
  • не более одной дачи, не более одного нежилого помещения;
  • земельные участки общей площадью не более 0,25 га в городе или не более 1 га на селе.
  • не более одного автомобиля (есть ряд исключений);
  • не более одного катера или моторной лодки моложе пяти лет, а вот старше – сколько угодно.

Как видим, под эти условия – кроме прожиточного минимума – подпадает практически любая семья в России. А что до бедности, то «Известия» приводят зловещую цифру: предполагается, что новые пособия будут начислены на 5 миллионов детей.

Это очень много. Учитывая, что главная новизна – распространение выплат на полные семьи, мы автоматически получаем констатацию: 10–15 миллионов человек живут в натуральной бедности, и это только те, у кого есть дети 8–16 лет. Скажем, в Саратовской области (родины мема «Макарошки всегда стоят одинаково«) общий прожиточный минимум на 2022 год составляет 10 218 руб.: с учётом оплаты коммунальных услуг, телефона и интернета прожить на эти деньги исключительно сложно.

Размер выплат будет зависеть от доходов семьи и составит половину, три четверти или полный прожиточный минимум на ребёнка (в той же Саратовской области – 10 578 руб.).

Обратиться за выплатами (в отделение Пенсионного фонда или через «Госуслуги») можно будет только с 1 мая, но при условии удовлетворения заявления заплатят и за апрель. Ограничения по возрасту: на 1 апреля ребёнку должно уже исполниться 8, но ещё не исполниться 17 лет.

Деньги можно будет получить на банковский счёт, к которому привязана карта «Мир», или на счёт без карты.

Одинокие родители, получающие сейчас выплаты на детей этого возраста, должны будут перейти на новое пособие – старая система перестаёт действовать.

Социальные пенсии

Ещё одно повышение почувствуют порядка 4 миллионов человек. С 1 апреля традиционно индексируются нищенские социальные пенсии. Они назначаются инвалидам и пожилым лицам с недостаточным трудовым стажем (они получают право на пенсию на пять лет позже, чем обычные люди). Планировали, кстати, поднять на 7,7% – по новому шулерскому определению прожиточного минимума, – и понадобилось вмешательство президента, чтобы повышение догнало хотя бы официальную инфляцию, хотя при нынешнем росте цен и 8,6% смотрятся очень скромно.

Будет ли раздача денег

Всех волнует вопрос: будет ли в связи с ростом цен организована раздача «вертолётных денег» семьям с детьми, как это практиковалось во время пандемии. Отвечаем: всё зависит от развития ситуации. Сейчас мы видим, что первоначальная паника закончилась, цены стабилизируются, пусть и на более высоком уровне, чем прежде. Цены на продовольствие под контролем, дефицит почти преодолён.

Посложнее с техникой, но и там первый шок позади. Автор этих строк следит за ценой на монитор, который он успел купить 25 февраля за 14 500 рублей – цена в том же магазине доходила до 36 тысяч, но последние две недели снижается и сегодня опустилась ниже 25 тысяч.

При сохранении подобной динамики раздачи денег не будет – даже несмотря на то, что глава Центробанка Эльвира Набиуллина включила-таки печатный станок.

А вот если ситуация после ухода западных компаний и экстренного импортозамещения вновь ухудшится, раздавать деньги придётся. Но такое решение будет принято не раньше начала лета – когда накопится внятный эффект от новых пакетов санкций.

Что с того?

Очевидно, что при подготовке спецоперации на Украине не была детально разработана программа поддержки населения в ухудшившейся экономической ситуации. Это, безусловно, недоработка – пусть и легко объясняемая секретностью. Сейчас правительство проводит «работу над ошибками» – и хочется надеяться, что результаты этой работы мы через какое-то время почувствуем в виде приближения к привычному уровню жизни.

Но как раньше всё равно уже не будет. Поэтому помогать надо в первую очередь самым слабым. У нас, русских, так заведено. И теперь вся страна смотрит на двух министров, двух Антонов – Силуанова и Котякова. Как-то они выполнят поручение Мишустина?

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ