ФОТО: SERGEY BEZGODOV / SHUTTERSTOCK.COM

Количество заражений коронавирусом за последнюю неделю выросло в три раза. «Омикрон» бушует. Но… во многих странах мира не запираются, а снимают ограничения. Разбираемся с этой и другими ковидными загадками.

Минувшая «омикрон»-неделя была полна самых разных событий как у нас в стране, так и за рубежом. В Австрии Национальный совет поддержал закон об обязательной вакцинации для всех лиц в возрасте от 18 лет. Во Франции же, напротив, со 2 февраля отменяют ношение масок на улице, все введённые из-за коронавируса ограничения для массовых мероприятий и рекомендации о переводе сотрудников на «удалёнку».

В Британии ношение масок в местах массового скопления людей станет рекомендательным, отменяются предъявление ковид-паспортов и дистанционный режим существования. Такое решение власти приняли, исходя из данных о том, что пик распространения «омикрона» уже пройден.

Комитет ВОЗ по чрезвычайной ситуации выпустил рекомендацию с призывом отменить либо ослабить ограничения на международные транспортные сообщения. В заявлении отмечается, что ограничения на поездки не приносят пользу и продолжают способствовать экономическому и социальному стрессу, который переживают страны. Ограничения на поездки, введённые после выявления в мире «омикрон»-штамма, говорят о неэффективности таких мер.

Ну а что в России? На этот вопрос ответила вице-премьер Татьяна Голикова:

Как и в других странах, мы оптимизируем подходы к карантину и лабораторному исследованию граждан. В том числе сокращаем сроки карантина до семи дней, а также делаем ещё ряд изменений, которые в ближайшее время будут приняты постановлениями главного санитарного врача России. При этом мы будем наблюдать внимательно за ситуацией. И, если потребуется дальнейшая корректировка сроков, то будем это осуществлять. Как я уже сказала, в связи с высокой контагиозностью «омикрона» мы вынуждены вернуться в период подъёма заболеваемости к переводу домов-интернатов в закрытый режим работы, со сменным двухнедельным режимом работы персонала.

Можно сказать, что «омикрон» даёт свои плоды. Теперь москвичей с температурой до 38 градусов будут принимать без записи в поликлиниках. Департамент здравоохранения мобилизует дополнительные ресурсы, чтобы справиться с ситуацией. Дежурных врачей будет больше, записываться на приём не придётся, также организуют отдельные коридоры, по которым будут приходить к врачу те, у кого есть лёгкое недомогание. Но это в Москве. Регионы уже начали захлёбываться от числа пациентов и нагрузки в первичном звене.

Вирусолог Александр Лукашов считает, что большинство жителей России переболеют новым «омикрон»-штаммом коронавируса в течение ближайших двух недель. По его словам, многие уже заразились, но первые симптомы ещё не проявились. Однако они не заставят себя долго ждать. Пик заболеваемости «омикроном» придётся на ближайшие дни, а затем волна стремительно пойдёт на спад. Количество смертей от нового штамма будет в разы меньше, чем в предыдущем году, сказал вирусолог.

Короткий карантин и быстрые ПЦР-тесты

Стоит ли опасаться «омикрона» и действительно ли он может свести на нет пандемию? Об этом в программе «Вакцина правды» ведущая Елена Афонина беседовала с врачом-педиатром, иммуногенетиком Игорем Кашабой и доктором медицинских наук, профессором кафедры патофизиологии Первого медицинского университета имени Сеченова Антоном Ершовым.

Елена Афонина: Заявления Татьяны Голиковой нуждаются в разъяснении. Например, почему срок карантина решили сократить до семи дней? А раньше было две недели. Почему было принято такое решение?

Антон Ершов: Дело в том, что у нас улучшается диагностика. Если раньше мы делали ПЦР-тесты за два дня, в Москве – один день, сейчас на это требуется 2-4 часа. И для России даже семь дней – это много. От представителей диагностических организаций звучат призывы ещё уменьшить этот срок, потому что сейчас мы можем в течение двух-трёх дней подтвердить, болен человек или нет.

– Но речь идёт именно о карантине, на который вас сажают, если вы контактировали с заболевшим коронавирусом. Или есть какой-то иной карантин?

А.Е.: Любой карантин заканчивается, как только мы один-два раза получаем отрицательный результат. Действительно, в первую волну возникло это требование двухнедельного карантина. И связано это было не с ПЦР или с новым штаммом, а с тем, что сейчас мы понимаем: инкубационный период у коронавируса такой же, как и у любого другого ОРВИ – два-три дня. Просто пока общество не готово схлопнуться с двух недель до двух-трех дней.

Всех больных отправят в поликлиники – перекрёстное заражение обеспечено

– Игорь Викторович, сейчас в Москве решили снять нагрузку на скорую помощь, и  люди, почувствовавшие недомогание, с невысокой температурой могут прийти в поликлинику к участковому терапевту без записи и сесть в общую очередь. Это будет на благо или приведёт к неприятным последствиям?

Игорь Кашаба: На мой взгляд, это приведёт как раз к неприятным последствиям. Вы же знаете, что в любой поликлинике, к примеру, выделен специальный «грудничковый день», чтобы не пересекались потоки детей младшего и более старшего возраста. И это железное правило позволяет снизить распространение любой инфекции, а значит снизить нагрузку на первичное звено.

Что касается этих нововведений для взрослых, то может получиться перемешивание разных инфекций, разных вирусов. И если с точки зрения эпидемиологии такое перекрёстное  заражение, может быть, и хорошо, то с точки зрения каждого конкретного человека – не очень.

– То есть произойдёт это перекрёстное заражение в очереди к дежурному врачу?

А.Е.: Честно говоря, мне сложно представить практическую реализацию этой инициативы. У нас первичное звено и до коронавируса имело колоссальную нагрузку. Люди совмещали по полторы-две ставки. А новых врачей у нас не появилось. Наоборот, многие медики ушли в «красные зоны».

– Даже пенсионеров призывали выходить на работу.

А.Е.: Поэтому мне сложно представить, чтобы смогли выделить для потока больных людей отдельный коридор. Видимо, это такие рекомендации людей, которые не были в наших обычных поликлиниках. Реализовать всё это будет достаточно сложно.

– И в этой очереди могут сидеть здоровые люди, которые пришли закрывать больничный. А вместе с ними будут сидеть те, у кого то ли грипп, то ли коронавирус, который нередко протекает бессимптомно.

И.К.: А ведь заболевшему человеку надо ещё выйти из дома и дойти до поликлиники. Ведь не просто так первая рекомендация, которую дают больному человеку, – это постельный режим, обильное питьё и так далее. То есть человека максимально разгружают от дополнительных физических и психоэмоциональных нагрузок. А тут ещё этот поход в поликлинику с непонятным результатом. Для людей старшего возраста это большое напряжение.

– Но мы понимаем, что это делается ради того, чтобы сдать экспресс-тест, который покажет, болен человек или нет. А дальше – более углублённые исследования. Ради этого всё делается?

А.Е.: Это медвежья услуга. В эпидемиологии это называется проэпидемичивание. Мы просто заразим всех намного быстрее. И вместо того, чтобы разгрузить скорую помощь, мы её загрузим.

Сейчас даже многим плановым пациентам рекомендуют, если вам позволяет здоровье, не обращаться за плановой медицинской помощью. А если поток инфекционных больных хлынет в поликлиники, то они превратятся в инфекционные стационары.

А что у нас в рекомендациях прописано? Взяли мазок, экспресс-тест положительный. Тогда врач срочно должен переодеться в СИЗ, закрыть кабинет и до дальнейших мероприятий оставаться с пациентом один на один. Ну, давайте тогда все кабинеты позакрываем.

– Действительно…

И.К.: Вот это то, о чём мы и говорили: люди, которые такое предлагают, сами давно не были в поликлиниках, и они не очень понимают, как там организована работа, какие там есть потоки.

– Мы-то можем представить, как пришли в поликлинику, где люди в масках, а самая эффективная из них задерживает примерно 23% вирусов, и обмениваются в большой очереди вирусами.

И.К.: Разными вирусами, разными бактериями. То есть каждый является уникальным носителем своих бактерий. И в этой очереди будет происходить перекрестное опыление вирусами и бактериями.

«Омикрон»: первые симптомы и лечение

– А мы уже сейчас можем назвать несколько симптомов «омикрона»?

А.Е.: Вы могли обратить внимание на то, что с появлением нового штамма сразу появлялись и новые симптомы болезни. Хотя коронавирус – это же ОРВИ, на самом деле. И основные симптомы – температура, головная боль, кашель – они уже известны.

На что я сейчас обратил внимание, так это то, что появилась боль в горле, болезненность при глотании. А раньше был сразу кашель. Сейчас наоборот, при классическом «омикроне» кашля нет, зато сильно выражены другие симптомы – озноб и потливость.

Как мы сейчас наблюдаем, коронавирус подчас не спускается ниже трахеи, поэтому бронхи и лёгкие не повреждаются. Но это чаще наблюдается либо у вакцинированных, либо переболевших ранее. И это в нас вселяет надежду, что всё будет не так тяжело.

И.К.: То есть той самой тяжёлой пневмонии, про которую мы говорили, не будет.

А.Е.: Да, сейчас мы с этим практически не сталкиваемся. Но новые симптомы могут привести к ошибке. Вот, болит у человека горло, какой первый вывод? Человек болен ангиной, а это бактерии, которые чаще всего лечат антибиотиками. На самом деле у пациента «омикрон».

– Главный отоларинголог Москвы Андрей Крюков сказал, что начинать лечение инфицированных «омикроном» лучше обычными противопростудными препаратами, а не антибиотиками. Вы с этим согласны?

А.Е.: Всё верно. Применяются нестероидные противовоспалительные препараты – НПП. Сейчас, в период пандемии, если у вас есть подозрения, что вы проконтактировали с больным человеком, тем более, если начала температура повышаться – лучше сразу принять такой препарат. Хуже точно не будет, даже если вдруг вам показалось, что вы заболели. А если не показалось, то таблетка, принятая достаточно рано, поможет вам пройти болезнь по более лёгкому сценарию. Так что это очень хорошая рекомендация.

– Понятно, что такие назначения должен делать врач. И тут мы снова возвращаемся к вопросу: вызывать ли врача на дом при первых признаках недомогания? Или послать близкого человека в аптеку, чтобы он что-нибудь купил на усмотрение провизора. Как вы считаете?

А.Е.: В допандемийные времена я бы сказал: обращайтесь за медицинской помощью. Сейчас, к сожалению, врачи работают на разрыв. Поэтому первое – необходимо обильное питье, второе – принять НПП, третье – обеспечить себе максимальный покой. И даже если вам станет лучше, не надо никуда выходить, не надо прибираться дома или спешить на работу. Надо правильно питаться, принимать витамины С, Д, цинк.

Но если в течение одного-двух часов после приёма препарата температура там и не сбивается – это плохой признак. А если она ещё и поднялась выше 39 градусов – надо обращаться за медицинской помощью.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА