ФОТО: FOTOGRIN / SHUTTERSTOCK.COM

Если ты боишься «омикрона» – марш на прививку. Три раза в год. Если ты не боишься, сомневаешься, считаешь прибыли производителей вакцин и рассуждаешь о низкой летальности – ты конспиролог, антиваксер, тебя надо запретить.

Оптимизм не нужен, всем бояться!

В США скончался первый пациент, заражённый «омикрон»-штаммом коронавируса. Умершему было около 50 лет, он жил в штате Техас, у него были разнообразные хронические проблемы со здоровьем и он не проходил вакцинацию.

Смерть заражённого «омикроном» в Америке, как ни цинично это звучит, – большая радость для всех энтузиастов продолжения пандемии и продолжения вакцинации. Дело в том, что по поводу этого штамма до сих пор существуют две разные точки зрения.

Оптимистическая – что это та самая мутация коронавируса, которая положит конец пандемии. Потому что новый штамм очень заразен, но гораздо менее опасен для жизни заражённых.

И пессимистическая (хотя это ещё как посмотреть), которая гласит, что это самый вирулентный (то есть им проще всего заразиться) и самый опасный штамм из всех, с которыми человечеству уже довелось столкнуться. И, соответственно, что распространение этого штамма означает продолжение пандемии и необходимость продолжения всех возможных ограничительных мер и, конечно, массовой вакцинации.

Правительства «развитых стран» как-то с самого начала приняли на веру вторую версию. И принялись углублять и расширять все возможные антивирусные меры, ограничивая нормальную жизнь, прежде всего передвижения своих и чужих граждан.

Характерно, что самые серьёзные ограничения накладывали на себя те страны, где было больше всего вакцинированных. То есть, по идее, новый штамм должен был заботить их в последнюю очередь. Ничуть не бывало!

Фактически самоблокаду объявил Израиль – въехать туда могут только граждане этой страны. Уровень вакцинации – один из самых высоких в мире, заведомо выше 70%, успешно идёт вакцинация подростков старше 12 лет, и в новом году начнётся вакцинация детей старше 5 лет.

Блокированной оказалась и Португалия – европейский чемпион по всеобщей вакцинации, как минимум две дозы вакцины здесь успели получить 90% (!) взрослых. Но вирусологи Португалии нашли у себя в стране «чёртову дюжину» заражённых «омикроном» – и вуаля, добро пожаловать в полный локдаун.

Очень страшный, очень полезный «омикрон»

«Омикрон» появился как нельзя более вовремя – если, конечно, считать, что власти развитых стран заинтересованы в продолжении карантинных мер и в превращении вакцинации в постоянную статью расходов государственных бюджетов.

Дело в том, что по мере того как вакцинация действительно становилась всеобщей, со стороны вакцинированных граждан всё чаще звучал вопрос «доколе?» Как так получается, что вакцинированы все друзья и знакомые, а эпидемия по-прежнему океанится? Гражданам отвечали, что, во-первых, вакцина, вопреки тому, что говорилось изначально, не спасает от заражения, но только от тяжёлого течения болезни, а во-вторых, что новые штаммы становятся всё более зловредными – и горе тем, кто не ревакцинируется вовремя, а также не будет соблюдать карантинных ограничений.

Последнее – не что иное как официальная позиция Всемирной организации здравоохранения. Все вакцинируемся, но продолжаем носить маски, стоять в полутора метрах друг от друга и вообще ни в коем случае не возвращаемся к нормальной жизни – вирус не дремлет.

И он-таки не дремлет: в США федеральные Центры по контролю и профилактике заболеваний США 20 декабря сообщили, что «омикрон»-вариант коронавируса стал доминирующим. За прошедшую неделю он был выявлен у более чем 73% заражённых, а на юго-востоке и северо-западе страны доля заразившихся «омикрон»-штаммом превышает 90%.

Почти одновременно появилась и ещё одна свежая весьма пугающая информация от вирусологов. Президент Итальянского агентства по лекарственным средствам Джорджо Палу рассказал газете Corriere della Sera, что для нейтрализации «омикрона» организму человека необходимо в 10 или даже в 40 раз больше антител, чем для нейтрализации других штаммов.

Разумеется, вывод учёного состоял в том, что

для завершения эффективного цикла инъекций нужна третья доза вакцины.

Вакцинация навсегда

На всякий случай подчеркнём ещё раз: всё это говорится в ситуации, когда в трёхсотмиллионной стране новым штаммом заражены от 70 до 90% всех пациентов, а умер только один из них.

Всё это говорится, по-видимому, только для того, чтобы обосновать (в очередной раз) необходимость продолжения кампании по вакцинации. Третьей, затем четвёртой, и так далее до бесконечности, дозами.

Ко всему сказанному осталось добавить разве ещё вот что: в США, в Великобритании, во всей Европе и в Израиле, в мировых социальных сетях вроде Facebook и YouTube сейчас вполне достаточно в своём комментарии употребить выражение «Биг фарма«, чтобы тебя заклеймили как «конспиролога» и «антиваксера» – и, вполне возможно, навсегда запретили тебе высказываться.

По сути, на Западе сейчас невозможно вести дискуссию о том, верно ли поступают правительства и крупные корпорации в борьбе с пандемией. Невозможно вслух усомниться в том, нужна ли эта борьба вообще. Невозможно усомниться в «данных науки» – даже в том случае, если эти данные противоречат друг другу.

Пока единственное следствие этого – сверхприбыли производителей вакцины. Царьград уже сообщал о том, что только «Пфайзер» в будущем году намерен продать более 4 миллиардов (!) доз своей вакцины, из них более 1,8 миллиарда доз – в Европе. Легко видеть, что этого более чем достаточно для того, чтобы вакцинировать двумя дозами препарата всё население Европы (включая детей) два раза в год – или чаще. Многие эксперты уже поговаривают о том, что необходима регулярная вакцинация двумя дозами три раза в год – то есть через каждые 4 месяца. С учётом вирулентности «омикрона». А популярная в Сети шутка гласит, что очень скоро в аптеках появятся помпы вроде тех, которые сегодня используют больные диабетом, – для регулярной (можно ежедневной) самовакцинации. Раз уж борьба с «омикроном» требует столь высокого уровня антител.

Что с того?

Всё это в самом деле было бы очень смешно… Если бы не один нюанс – всё это происходит не только за бугром, за железным занавесом, но и (с некоторым опозданием) реализуется и в России. Вот уже 17 декабря начальник Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что скорость распространения «омикрона» её пугает:

Видим стремительное развитие ситуации в Великобритании, в Африке, где уже больше 75% выявляемых случаев ежедневно приходится на «омикрон», то же самое в Южной Африке. Темпы прироста пугают своей опасностью и риском.

Заметим, что заявила она это в том же самом выступлении, в котором сообщила, что в России пока выявлено лишь 25 пациентов с «омикроном». И ещё заметим, что «испугалась» Попова за три дня до того как в США объявили о первом скончавшемся с «омикроном».

Что означает её «испуг» политически? Очевидно, готовность принимать меры, аналогичные западным, снова закрывать те регионы, которые было вздохнули с облегчением. И, конечно, требовать наращивать темпы вакцинации, несмотря ни на что.

АНДРЕЙ ПЕРЛА