КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

В России фиксируются вспышки кори. Побеждённая в прошлом веке болезнь вернулась. И мы к этому не были готовы. Врачи рекомендуют ревакцинироваться, но препарата нет – ни в частных, ни в бесплатных клиниках. А началось всё благодаря мигрантам из Средней Азии. Подробности читайте в материале Царьграда.

То в одном, то в другом регионе России вспыхивают очаги кори. Например, в начале прошлого года первый случай кори прилетел в Петербург из Душанбе. Спустя неделю после прибытия авиаборта заболела его пассажирка. За год до того было 18 случаев заболевания, и все – завозные.

А в конце 2023 года петербургский Роспотребнадзор подвёл итоги и привёл статистику – случаи заболевания корью участились, и большая часть из них – «подарки» от гостей.

В городе на сегодня лабораторно подтверждено и зарегистрировано 150 случаев кори, из них на детей приходится 56%, и порядка 53% среди всех зарегистрированных – это завозные случаи,

– рассказала журналистам начальник отдела эпидемиологического надзора городского управления Роспотребнадзора Ирина Катаева.

СКРИН: VK.COM/CHANNEL78NEWS

В новом году корь никуда не делась:

  • в Петербурге из-за вспышки кори на дистант перевели школу;
  • в Астраханской области с января по март зарегистрировано 265 случаев заболевания;
  • в Чувашии за первый квартал корью в заболели 264 человека, из них большинство – дети.

В марте новые случаи заболевания были выявлены в полутора десятках регионов. Не минула сия участь и столицу. Из последнего – 28 марта корь выявили у студента МГУ.

Опасные подарки из Средней Азии и с Украины

Первая вакцина от кори была создана в СССР в 1967 году ленинградскими учёными. Уже в 1968 году была запущена кампания по вакцинации. Её итогом стало снижение уровня заболеваемости до чрезвычайно низких значений – около пяти случаев на 100 тысяч человек.

В СССР КОРЬ ПОЧТИ ПОБЕДИЛИ. И ТУТ СТРАНА РАЗВАЛИЛАСЬ. СКРИН С ТГ-КАНАЛА РОСПОТРЕБНАДЗОРА

А в 2010 году ВОЗ поставила цель полностью ликвидировать заболевание. Но уже в 2018 году по всему миру были зафиксированы крупные вспышки эпидемии. Европа поставила рекорд по количеству заболеваний за последние десять лет. Не избежала возникновения очагов и Россия. А проблема одна – массовая миграция непривитого населения.

ВОЗ постаралась

Корь к нам прибывает из Средней Азии и с Украины. После развала Советского Союза национальные программы вакцинации там выполнялись через пень колоду. Об этом Царьграду рассказал академик РАН врач-эпидемиолог Геннадий Онищенко:

ВОЗ сыграла свинскую роль. Помню, наш соотечественник, занимавший там высокий пост, разъезжал по бывшим советским республикам и убеждал их в необходимости отказа от якобы устаревших российских вакцин и замене их на импортные. Заменили. Первый год их поставляли бесплатно, а потом хочешь вакцину – плати. А деньги немалые,

– рассказал академик.

РОСПОТРЕБНАДЗОР СВЯЗЫВАЕТ С МИГРАНТАМИ ВСПЫШКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КОРЬЮ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ. СКРИН: ТГ-КАНАЛ «МНОГОНАЦИОНАЛ»

У переживших распад СССР республик денег на такую роскошь не было. Результат – часть населения оказалась не привита не только от кори, но и от других опасных заболеваний.

Средняя Азия сегодня закрывает целые отрасли нашей экономики своей дешёвой рабочей силой. Вот вам и завозы,

– резюмировал врач-эпидемиолог.

Болели все дети

Завезённая ценными специалистами зараза попала на благодатную почву. Вакцинный иммунитет не вечен. В России выросло целое поколение людей, которые были привиты в детстве, но не делали ревакцинацию в старшем возрасте. Опасную болезнь считали побеждённой. Плюс новомодные западные веяния: родители стали отказываться вакцинировать детей.

Получилась «вилка»: с одной стороны, инфекция стала «взрослой», с другой – из-за всей этой либеральной демагогии относительно вакцинации у нас появились непривитые дети. Когда инфекции нет, все думают, что и вакцина не нужна. Пришло поколение врачей, которое никогда не видело кори. И порой они сами предлагали родителям воздержаться от прививки,

– говорит Онищенко.

Корь – это детская болезнь. До изобретения вакцины ею переболевали все дети – кто-то умирал, а кто-то выживал, получая пожизненный иммунитет. Сейчас она «повзрослела», но менее заразной от этого не стала.

Восприимчивость к кори очень высокая. Заражаются практически все незащищённые лица, имевшие хотя бы кратковременный контакт с больным. От одного заболевшего могут заразиться до 18 контактировавших с ним,

– предупреждает сотрудник Роспотребнадзора Наталья Вольдшмидт.

«Вакцины нет»

По данным Комитета по здравоохранению Петербурга, за первые два месяца года вакцинацию от кори прошло более 21 тысячи горожан. Но этого явно не хватает, условия изменились. Помимо простых опасений заразиться, есть и более деликатные причины. Те же гинекологи рекомендуют планирующим беременность женщинам сдать тест на антитела к кори и при их низком уровне привиться. Корь во время беременности опасна. Из-за неё бывает самопроизвольный аборт, она поражает центральную нервную систему и так далее.

Также прививка от кори требуется мужчинам моложе 35 лет, которые решились на партнерские роды (присутствовать в родильном зале), но не были привиты в детстве или не имеют документов, подтверждающих вакцинацию. Петербуржцу Вячеславу, чтобы привиться от кори, пришлось преодолеть две сотни километров. Столь нужная вакцина нашлась только в одной из частных клиник Великого Новгорода. Его попытки найти препарат в Петербурге в частных и государственных клиниках не увенчались успехом.

Я нашёл вакцины только в Москве и Новгороде. В столицу поездка выходила накладной. Поэтому поехал в новгородскую клинику. Там рассказали, что у них осталось всего шесть вакцин и что очень часто приезжают прививаться именно из Петербурга,

– рассказал он Царьграду.

Действительно, в государственных поликлиниках взрослому человеку вакцину просто так не раздобыть. «Только по показаниям, вакцины очень мало», – ответили в одной из поликлиник Приморского района Петербурга, добавив, что можно сделать прививку, если был контакт с заболевшим. Но это уже относится к экстренной вакцинации.

Обзвон частных клиник Петербурга привёл к неутешительным результатам. В Европейском центре вакцинации ответили: «Вакцины нет, ожидаем в мае». Но при этом не гарантировали, что в мае она появится. В сети частных клиник и лабораторий прививку от кори не делают по той же причине.

Что с того?

По национальному календарю прививке от кори подлежат только дети. При рождаемости примерно в полтора миллиона из расчёта на две вакцинации – в первый год рождения и в шесть лет – заказывается около трёх миллионов доз препарата. Они оплачиваются из бюджета и тратятся по назначению – на вакцинацию детей. А когда среди заболевших появляются взрослые, возникает вопрос, откуда брать препарат, на взрослых ведь не рассчитывали.

В начале прошлого года запустили программу подчищающей иммунизации против кори. Ей подлежат «лица из числа детского и взрослого населения, не болевшие корью, не получившие прививки против кори в соответствии с национальным календарём профилактических прививок». Так вот уже спустя полгода Роспотребнадзор подвёл предварительный итог:

По состоянию на 4 августа в рамках подчищающей иммунизации против кори привито более 1,2 млн человек, в том числе 608 тыс. мигрантов.

Практически ровно половина доз для подчищающей иммунизации (вакцинация непривитых), оплаченных из бюджета, ушла на прививки «ценным специалистам». В клиниках дефицит вакцин возник по целому ряду причин, таких как ограниченные возможности отечественных производителей, которые в первую очередь закрывают госзаказ, и нарушение фармлогистики.

Вот и получается, что вакцинация от кори по факту доступна только детям и трудовым мигрантам. А простому гражданину России ревакцинироваться даже за деньги негде.

АНАСТАСИЯ БЕРЕЖНАЯ