ФОТО: EVERYTHING POSSIBLE / SHUTTERSTOCK.COM

Чуда не произошло. Эльвира Набиуллина вовсе не отказалась от дальнейшего повышения ключевой ставки. Как полагают эксперты, на ближайшем заседании правления Банка России ставку рефинансирования повысят на 1 процентный пункт – до 8,5%. Госпоже обер-банкиру безразличны проблемы, которые вызовет такое жёсткое решение у предпринимательства и простых граждан. Она свято уверена в том, что этот курс поможет обуздать инфляцию. Между тем в реальности для остановки роста цен нужны совершенно другие меры – принципиально иного характера.

Не выдержали даже США

Крупнейшие банки нашей страны ожидают очередного повышения ключевой ставки на заседании правления Центрального банка 17 декабря. По мнению аналитиков, Эльвира Набиуллина примет решение об увеличении ставки рефинансирования на один процентный пункт – с 7,5% до 8,5%. Как всегда это будет обосновываться необходимостью борьбы с разбушевавшейся инфляцией, стремлением «охладить» ценовой рост. К подобной риторике мы все уже давно привыкли, несмотря на её полное несоответствие макрофинансовым и макроэкономическим реалиям.

В ряде предыдущих статей телеканала Царьград говорилось о том, что инфляция в России на 2/3 является импортной и именно борьба с импортом, стимулирование импортозамещения является важнейшим инструментом обуздания роста цен. Мировая экономика сильно пострадала от пандемии и сопутствующих ей социальных расходов. Инфляционные показатели в ведущих странах просто чудовищные. К примеру, в контролирующих мировой денежный станок Соединённых Штатах Америки инфляция зафиксирована на уровне 6,8% – это абсолютный рекорд с июня 1982 года. Причём по некоторым позициям ситуация просто катастрофическая: рост цен на бензин – 58,1% (рекорд с апреля 1980-го, когда из-за исламской революции в Иране прервались поставки чёрного золота), на электроэнергию – 33,3%. Всё плохо и с ценником на продовольствие – цены в ресторанах в последний раз так сильно повышались четыре десятилетия назад.

Россия – в мировом тренде

В России инфляция находится на отметке 8,38% – разница со Штатами в 1,58 процентных пункта, минимальная за три десятка лет. Для сравнения: в 2020 году русская инфляция составила 4,91%, американская – 1,3%, разница – 3,61%. Лихорадит и еврозону. Последние данные по ней неутешительны для всего ЕС – 4,9%, хотя ещё в феврале текущего года была цифра 0,9%. Нынешний инфляционный уровень в еврозоне – максимальный с 1991 года. В отдельных странах положение близко к тотальному коллапсу: так, Турция за ноябрь продемонстрировала инфляцию в 21,3% (сопоставимые цифры наблюдались 18 лет назад). В Германии же установлен 30-летний антирекорд (5,2%).

Как Эльвира Сахипзадовна сможет повышением ставки ЦБ побороть импортную инфляцию? Данный вопрос уже набил себе оскомину. Ответ очевиден – никак. Для снижения цен есть несколько простых шагов, которые Набиуллина вполне в состоянии реализовать. В краткосрочной перспективе можно предложить ввести временные пошлины и квоты на вывоз сырьевых биржевых товаров, чтобы насытить внутренний рынок. В среднесрочной – способствовать инвестированию средств в импортозамещение и экспортно ориентированные отрасли, в высокие технологии, чтобы избавить Россию от кабальной зависимости. Да, у главного финансового регулятора нет таких полномочий, зато есть право предлагать правительству принимать конкретные решения при определении общего экономического курса.

Что с того?

Вместо этого председатель Центробанка действует по старой схеме. В самом деле, зачем думать, ломать голову над развитием собственного производства, если можно просто взять и взвинтить ставку рефинансирования? В принципе действия Набиуллиной и её компании хорошо объясняются либеральным воспитанием, монетаристской закваской. Многие «младореформаторы» начала 1990-х умерли, но дело их живёт и здравствует. Очередным подтверждением этого стали слова заместителя главы Банка России Ксении Юдаевой на вручении премии Егора Гайдара:

Егор Гайдар – это ярчайшая звезда моей студенческой молодости. Помню, как на первых курсах мы читали его статьи в журнале «Коммунист» – много было непонятно, но очень интересно. И потом он был, конечно, ярчайшим политиком того времени. В более поздние времена мы были лично знакомы, я, конечно же, читала его книги, общалась с ним. Для меня это всегда был человек, которого отличала бесконечная эрудиция и глубокое понимание экономических проблем,

– заявила госпожа зампред ЦБ.

Гайдар

ЕГОР ГАЙДАР — «ЯРЧАЙШАЯ ЗВЕЗДА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДОСТИ» ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВЫ БАНКА РОССИИ КСЕНИИ ЮДАЕВОЙ. ФОТО: VLADIMIR KHODAKOV / GLOBALLOOKPRESS

А теперь процитируем экс-министра станкостроительной и инструментальной промышленности СССР (1986–1991) Николая Паничева:

В начале 1992 года я с трудом пробился на приём к и. о. премьера Гайдару, пришёл к нему с детально отработанным планом сохранения станкостроения. Он даже смотреть ничего не стал, брезгливо сморщился:

– Да кому нужны ваши дерьмовые станки?! Понадобятся – мы всё за рубежом купим.

Визит продолжался не больше минуты. Я шёл к союзнику, попал к злейшему врагу дела, которому отдал всю свою жизнь. В одной его фразе была сфокусирована программа уничтожения отечественной промышленности, перевода России из страны – производителя техники в страну-покупателя, что ставило нас в полную зависимость от Запада.

Дополнительные пояснения будут излишними.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ