ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ / АГН «МОСКВА»

Три новых губернатора в регионах России уже назначены. До нового года высоковероятна смена руководства ещё как минимум в трёх регионах. Кто и почему пришёл, кто уходит, кто из-за этого усилился и кто в проигрыше – в специальном анализе Царьграда.

За что снимают, для чего назначают

Осень в России – время сбора политического урожая. В законодательной власти происходит распределение в Государственной думе самых больших кабинетов. А в исполнительной после выборов депутатов Государственной думы случается «губернаторопад». Вместо с осенними жухлыми листьями летят головы губернаторов – тех, кто, с точки зрения федерального центра, не справился с задачами, которые ставит Москва. Смена губернатора – свидетельство того, что субъект федерации, где он правил, рискует превратиться в «красное пятно на карте Родины» – по одному или сразу нескольким параметрам. Эти параметры, если брать ситуацию в целом, таковы:

  • социально-политическая стабильность в регионе, наличие там серьёзных протестных настроений и/или внутриэлитных конфликтов;
  • уровень доверия населения региона к государственной власти, включая президента России;
  • социально-экономическое развитие региона, особенно в разрезе исполнения указов и поручений президента;
  • умение властей региона справиться с новыми вызовами, в том числе и с эпидемией модной коронавирусной болезни.

Конечно, ожидать, что сменятся все губернаторы, у которых показатели заражения растут, было бы наивно. На совещании с членами правительства, перед тем как объявить о «малом локдауне«, президент специально подчеркнул: занижать цифры роста заболеваемости не надо. Высокие цифры могут быть и показателем хорошей, честной работы. Однако понятно, что неловкие действия властей в период эпидемии могут подрывать доверие к этим самым властям – а вот роста социальной напряжённости федеральный центр не прощает.

Царьград уже прогнозировал, что под ударом в ближайшее послевыборное время могут оказаться сразу несколько губернаторов. Сейчас эти предсказания постепенно начинают сбываться.

Важно подчеркнуть: смена любого губернатора важна не только для конкретного региона. Она, как правило, означает усиление или ослабление целой элитной группы или, как сейчас модно говорить, «башни Кремля» – у каждой из которых собственное понимание путей развития страны и отдельных регионов.

Вы чьих будете, начальник?

Посмотрим, кто усиливается, а кто ослаблен в текущей политической ситуации.

В Тамбовской области покинул свой пост губернатор Александр Никитин. Он перешёл в Совет Федерации. Никитин, помимо прочего, запомнится уникальными результатами выборов в Госдуму – партия «Родина» здесь набрала более 10% голосов (в целом по России менее 2%) Вряд ли в прямой связи с этим событием на место Никитина был назначен Максим Егоров – бывший заместитель министра строительства России. Егоров тут же получил поддержку заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина, который заявил: «Уверен, что при нём регион сделает рывок вперед, а мы в правительстве будем поддерживать это развитие». Марат Хуснуллин – влиятельный зампред правительства, которого Царьград неоднократно критиковал за его стремление развивать страну с помощью агломераций, не заботясь о большей части территории, в том числе о русском Севере. Теперь можно констатировать, что он увеличивает своё влияние – в его политической копилке появился целый губернатор. Конечно, о том, что Егоров по работе тесно связан с Хуснуллиным, догадаться было несложно: заместитель министра строительства и курирующий отрасль зампред правительства должны пересекаться. Но одно дело – рабочие взаимоотношения, а совсем другое – политическая поддержка. Сейчас можно начинать строить предположения о том, не стала ли Тамбовская область первым (но не последним) в России «хуснуллинским» регионом.

Никитин

В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОКИНУЛ СВОЙ ПОСТ ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР НИКИТИН. ФОТО:  KREMLIN POOL / GLOBALLOOKPRESS

В Ярославской области вместо Дмитрия Миронова, ставшего помощником президента (это явное повышение) губернатором стал Михаил Евраев, до этого работавший заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы. В комментариях по поводу его назначения подчёркивается, что Евраев – выпускник программы развития кадрового и управленческого резерва, которую часто называют «Школой губернаторов». «В настоящее время уже 42 выпускника программы кадрового резерва, которую в СМИ называют «школой губернаторов», занимают должности глав регионов России», – замечает по этому поводу генеральный директор «АНО Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

Конечно, выпускниками «школы губернаторов» являются и остальные назначенцы последнего времени. Однако назначение Михаила Евраева, по-видимому, в большей степени, чем остальные кадровые решения последнего времени, можно считать успехом «внутриполитического блока Кремля». Намёком на то, что это назначение – «политика Кириенко», может служить такая деталь биографии и. о. губернатора – он считается соратником по питерскому «Яблоку» бывшего главы ФАС Игоря Артемьева. С этой точки зрения Евраев – «бывший либерал», который преодолел свои прежние политические взгляды, став государственником. На вершине российской политики он такой сейчас не один – вице-спикер Госдумы Ирина Яровая в своё время успела поработать заместителем Григория Явлинского.

Во Владимирской области губернатор Владимир Сипягин, избрание которого в своё время считалось крупным поражением федерального центра, ушёл в отставку, чтобы стать депутатом Государственной думы в родной фракции ЛДПР. Это, конечно, уход не с повышением – в новой Думе он получил пост всего лишь заместителя председателя комитета. На его место назначен и. о. Александр Авдеев. Это своего рода рокировка – Авдеев был депутатом Госдумы прошлого созыва. Это также явное (куда более явное, чем в случае Евраева) очередное усиление Сергея Кириенко. Авдеев – сверхопытный управленец, начинавший большую карьеру с поста мэра города Обнинска. Наукоград Обнинск – это, конечно, часть «страны Росатом», «вотчины» Сергея Кириенко. Авдеев приобрел опыт управления регионом на посту заместителя губернатора Калужской области. Теперь сменил «географическую привязку», но карьерная его траектория кажется одной ровной линией вверх. Правда, во Владимире можно и споткнуться: Сипягина там избрали в пику власти не от хорошей жизни и не от большой любви к партии Жириновского.

Скриншот страницы vk.com/vladimirsipiagin

ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИР СИПЯГИН УШЁЛ В ОТСТАВКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ ДЕПУТАТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ VK.COM/VLADIMIRSIPIAGIN

В ожидании кремлёвского решения

Кто ещё в ближайшее время может оказаться в положении «стоит у двери, готовясь выйти»? Эксперты называют разные имена. Возможно, пора готовиться к поиску работы губернатору Хакассии молодому коммунисту Валентину Коновалову, избрание которого было возможно только на протестной волне – одновременно с Сипягиным. Коновалов не раз подвергался критике со стороны полпреда президента в регионе, Хакассия в плохой финансово-экономической ситуации. Другой кандидат на скорую отставку – ещё один коммунист, орловский губернатор Андрей Клычков. Однако, что касается Орловщины, эксперты отмечают, что если отставка и произойдёт, то по поводу кандидатуры и. о. в Москве будут консультироваться с Геннадием Зюгановым – назначен будет представитель КПРФ. Просто потому, что так принято, парламентская партия должна иметь в том числе и своих губернаторов.

В последнее время активизировались слухи (можно даже говорить об информационной кампании) о скорой отставке главы Свердловской области Евгения Куйвашева. Генеральный директор АПЭК политолог Дмитрий Орлов суммирует данные о его текущем политическом положении:

«Деятельность губернатора Свердловской области можно оценить как нестабильную. Значительные успехи (например, урегулирование многолетнего конфликта областной администрации и мэрии Екатеринбурга) сопровождаются регулярными конфликтами с элитами… В целом он маневрирует между политическими и бизнес-игроками и балансирует ситуацию, а не занимается регулярным менеджментом, что порождает проблемы».

Разумеется, наличие таких оценок не означает, что отставка неминуема. Однако Свердловскую область нужно рассматривать как ключевой регион сразу с нескольких точек зрения. Настоящей сенсацией станет решение, в рамках которого следующий губернатор там не будет иметь опыта работы в Тюменской области под руководством Сергея Собянина. Однако, по общему мнению, такого не случится.

Что с того?

Смена руководителя любого региона означает, что, с точки зрения федерального центра, положения там больше нельзя терпеть. Смысл назначений в том, чтобы удержать на территории социально-политическую стабильность – проще говоря, не допустить протестов, недоверия к власти. До сих пор это Москве почти всегда удавалось.

Сейчас, однако, возмущение граждан постоянно растёт – и больше всего этому способствует объявленный локдаун и меры по принуждению к вакцинации. Новые губернаторы должны быть не просто опытными руководителями. Им предстоит убеждать людей, что они притесняют их для их же блага. Задача тяжёлая и неблагодарная. Как с ней справятся, покажет только время.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА ЦАРЬГРАД