ФОТО: KREMLIN.RU

Оговорка Владимира Путина на встрече с учащимися во Владивостоке и последующий диалог с мальчиком Никанором Толстых про Северную войну – это не курьёз. Это лучший из школьных уроков. Урок понимания родной истории и урок свободы.

Во время встречи главы государства с учащимися во Всероссийском центре «Океан» во Владивостоке президент говорил о смысле и назначении истории. О том, что «все эти знания прошлого» позволяют лучше понять происходящее в мире в наше время. Путин при этом оговорился, сказав так: «Чего Петр I Семилетнюю войну учинил». Путина поправил 17-летний Никанор Толстых, ученик 11-го класса школы номер 35 из Воркуты — конечно, война была Северная.

Неудивительно, что сразу после своего выступления Никанор стал «звездой». В России нет, наверное, ни одного СМИ, которое ещё не упомянуло его имени. Эта слава теперь с ним надолго: тот самый парень, который с Путиным поспорил. Но не всем его поведение понравилось. Некоторым кажется, что «у детей должна быть скромность, чтобы не поправлять в том числе Владимира Владимировича».

Спорить со старшими? Конечно, да

Теперь давайте по порядку. Кто не прав в этой истории, так это слишком желающие угодить начальству комментаторы, что стали говорить: нельзя перебивать президента а со стороны ученика, «звёздного мальчика», «это определённая наглость».

Ну, со стороны мальчика, может быть, и наглость – но в хорошем смысле этого слова. А вот со стороны подхалимов сказана совершенно определённая глупость. Более того, сказано нечто такое, что обличает их как людей не понимающих самой сути школьного образования и, в частности, обучения истории.

Тут вот в чём дело. Смысл и назначение школьного образования – подготовка сегодняшних учеников, завтрашних взрослых людей, к реальной жизни. Это называется умным словом «социализация». Социализация – это очень сложный комплекс умений и навыков, которые нужны каждому человеку, чтобы быть полезным членом русского общества. Важная часть этих умений и навыков – понимание субординации. Умение выполнить распоряжение руководителя, зная, когда не нужно перечить. Умение не перебивать старших, даже когда очень хочется.

Однако что получается из человека, которому привиты только эти умения? Который умеет «делать вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство», а проявить это самое разумение в нужный момент – не умеет? Очевидно, человека, нормального члена общества из него как раз и не получается. Потому что умение подчиняться и уважать старших (во всех смыслах этого слова) должно быть в хорошо воспитанном человеке сбалансировано умением высказать собственное суждение, когда это уместно, и даже поправить того, кто ошибся. Даже старшего по возрасту, опыту и званию. Даже учителя, преподавателя, профессора. Даже президента.

Ещё раз – когда это уместно. Владимир Путин вёл встречу с учащимися в форме свободной беседы. Это не было совещание, в ходе которого руководитель раздаёт распоряжения, обязательные к исполнению. Это не был даже школьный урок… Не, не так. Это был именно урок – в частности, урок свободного общения. Даже, наверное, ещё шире. Урок свободы.

Урок, совмещённый с экзаменом

Владимир Путин не бахвалился своим великолепным знанием истории. Он объяснял, для чего история нужна, говорил, что это «не только интересный и важный предмет, но и фундамент всех гуманитарных знаний». Он приводил пример. Оговорился (Северная война спуталась с Семилетней, это с кем угодно может случиться). Ученик его поправил – и Путин отреагировал как должно, согласившись и спокойно отметив, что высказанная им мысль от оговорки не страдает – «в Полтаве-то они как оказались?».

Это был не только урок, но и экзамен. Для ученика – на умение себя вести. Он повел себя правильно. Для наблюдателей – на то же умение. Они экзамен провалили.

Как следовало комментировать ситуацию, будь ты консерватор или либерал, но человек неравнодушный? Очевидно, следовало гордиться достижениями ученика, который один из немногих сверстников в России оказался достоин личного разговора с президентом Радоваться, что он сумел вовремя вспомнить и по назначению применить школьные знания. И ещё больше тому, что он способен хорошо говорить в большой аудитории, перед лицом президента.

Скриншот кадра видео / vk.com

НИКАНОР ТОЛСТЫХ, КАК ГОВОРИТ ЕГО УЧИТЕЛЬНИЦА, САМ ХОЧЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ. ФОТО: СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО / VK.COM

Что вместо этого? Неуместная ирония насчёт «звёздного мальчика» (то есть, будем откровенны, едва ли не зависть к человеку, достигшему большего, чем большинство) и принципиальное непонимание, чему учат мальчиков в школе – это про «определённую наглость».

Не хочет аудитория этим гордиться: хочет бояться начальства и смотреть в стол, когда начальство вещает. Она, наверное, этого и от учеников ждёт: чтобы молчали, внимали, слушались и не смели выступать.

Что с того?

Что ж, президент и Россия ждут от учеников совсем другого. Президенту и России нужны смелые, свободные, грамотные патриоты. Знающие родную историю – на твёрдую пятёрку (а не на бессмысленные баллы ЕГЭ, но это тема отдельного разговора). Чтобы понимать настоящее (например, понимать, что влияние великой державы не кончается на её формальных границах, а Полтава – это Россия). Умеющие эти знания высказывать и применять. Современные, раскованные, лёгкие в общении, умеющие формулировать свои мысли.

Кстати, Никанор Толстых, как говорит его учительница, сам хочет быть учителем истории. Пусть он в будущем каждый свой урок постарается вести – как Путин.

***

На всякий случай освежим школьные знания

Северная война России со Швецией, в ходе которой произошла в 1709 году Полтавская битва, продолжалась с 1700 по 1721 год. Россия в результате войны обрела выход к Балтийскому морю, а Швеция потеряла не только земли, но и перспективы великой державы. Правил Россией в то время император Пётр I.

Семилетняя война, в которой Россия в союзе с Австрийской империей, Францией, Швецией и Саксонией сражалась против коалиции Пруссии, Англии, Португалии и некоторых немецких государств, продолжалась с 1756 по 1763 год. Правила Россией тогда дочь Петра Великого Елизавета.

АНДРЕЙ ПЕРЛА