При всей своей громко заявляемой крутости Соединённые Штаты Америки постоянно чего-то боятся. Словно всю свою жизнь сидят на чужом месте в кинотеатре и всю жизнь ждут, что придёт человек с билетиком на это место и Америку прогонит. США отвечают на это тем, что постоянно возводят свой страх в культ. В карго-культ…

Возможно, это пошло от индейцев. Со времён, когда государство американское создавалось через геноцид изначального населения, обитавшего на территории нынешних США. Через массовое уничтожение, через награждение за сданный властям скальп индейца, через вытеснение, тотальный обман и нарушение договоров.

Но одновременно создавался натуральный культ индейцев. Боязливый, но сочетающий страх и ненависть, постыдный, ибо в открытую индейцев презирали и третировали, и глубоко ранящий. Потому как тяжело жить с глубинным, природным, в самом естестве своём заложенным сознанием, что ты – часть нации захватчиков, оккупантов и карателей. И этого уже никак и никогда не изменить. Потому что это – история.

Но пусть американцы и как нация, и как политическая система изжили в себе химеру, называемую совестью. Но личностную психологию изжить невозможно. Как невозможно изжить сознание. И чем тогда на это отвечает сознание? Такой сублимацией страха, чтобы тот выбирался из глубин души и становился общим достоянием. Частью национального сознания. С которым и справляться можно лишь коллективно.

Вот с этого и начинается карго-культ.

Что такое карго-культ?

Чем известен человечеству типовой папуас? Что дик, гол, зол, но мил. Дитя природы. Верят эти люди в духов природы и родовых пращуров, разводят свиней, раскрашивают тела самыми невообразимыми узорами. Кушают друг друга – там, где не дотянулась до них карающая за подобные гастрономические изыски лапа современной цивилизации. Кое-где умерших вождей, чтобы перенять их мудрость и удачу, засушивают, мумифицируют и продолжают советоваться с ними по актуальным вопросам жизни коллектива.

Кажется, что общего у этих людей и Америки?

Страх.

У ряда папуасских племён антропологи обнаружили любопытный культ. Новый, развившийся уже в ХХ веке. Точнее, во времена Второй мировой войны, когда над островами в океане резали друг друга очередями истребители и бомбардировщики США и Японии. Которые, естественно, представлялись людям на первобытной стадии развития чем-то потусторонним, за-мировым. И когда тот или иной сбитый «Зеро» или «Хеллкэт» оказывался в их мире, это было для папуасов ещё более чудесным, нежели для нас упавшая летающая тарелка. И то, и то – пришельцы из другого мира, но мы хотя бы подготовлены к такому событию фантастами и прочими уфологами, а папуасы грамоте не разумели.

Отсюда что? Отсюда возник на островах Меланезии культ, который за неимением более точного определения причислили к так называемому карго-культу. Поклонение тому, что проваливается в мир дикарей из другого мира. Папуасы даже создавали из соломы и палок полноразмерные макеты самолётов, что дрались над ними, и поклонялись им как ритуальному символу.

Культ страха в красивом фантике

Трудно поверить, что нечто подобное существует и в Америке. Правда, место соломы и палок там занимают Голливуд, СМИ и массовая культура, но суть от этого не меняется.

Вот, например, чем как не сублимирующим страх карго-культом была целая культура преклонения перед атомной бомбой, охватившая США в 1950 – 60-х годах? Культура многослойная, сочетающая и обязательные тренировки для школьников по быстрому залезанию под парты при объявлении тревоги, и строительство индивидуальных атомных бункеров под собственными домами, и фильмы, как США будут бомбить русских, а русские их. И даже конкурсы красоты «Мисс Атомная бомба».

США

ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА КОНКУРСА «МИСС АТОМНАЯ БОМБА». ФОТО: MARY EVANS PICTURE LIBRARY / GLOBALLOOKPRESS

Там всё было по законам жанра. Тела, купальники, сексуальные позы, белозубые улыбки, глазки хлоп-хлоп. Но при этом «мисски» в обязательном порядке должны были каким-либо образом обыграть тему ядерной бомбардировки. Например, налепить на купальник вату в форме атомного гриба. Или водрузить на голову тиару, исполненную опять-таки в виде гриба от ядерного взрыва, как это сделали одной из победительниц, стриптизёрке из бара. Ещё одну «Мисс Атомный взрыв» с намёком наградили несколькими килограммами шампиньонов. Счётчики Гейгера также служили предметом поклонения.

И теперь остановимся, задумаемся. Что обыгрывали, что, бюрократически говоря, популяризировали все эти «Мисс Атомные бомбы»? Ответ на поверхности, не правда ли? – массовое убийство, массовое уничтожение людей, которое Америка же и устроила в 1945 году. Будучи первой и единственной в мире владелицей нового супероружия. Из отелей и казино Лас-Вегаса американцы любовались ядерными грибами, встававшими над полигоном в Неваде. И радостно хлопали красотулям, тут же переносившим этот образ на свои купальники.

Но на деле-то люди аплодировали не им, а своей Америке, уже убившей в ядерном огне десятки тысяч и готовившейся убить миллионы.

Игра, шоу, придурь? Разумеется. Но ещё и то самое выпускание страха из глубин душ на всеобщий уровень в надежде на всеобщее его преодоление. Ведь американцы, уничтожив сопротивление индейцев вместе с девяносто девятью индейцами из ста, привыкли ощущать себя безнаказанными за тремя океанами. Их армия воевала где-то за морями, перенеся туда свою войну с индейцами, а тамошние «плохие парни» никоим образом не могли вернуть должок крови «одноэтажной Америке». Пока атомная бомба не появилась у русских. А те не только задорно обещали: «Мы вас похороним!» – но и творили такое, что в это приходилось верить. И как не верить, когда вот же их спутники над головами! А, оказывается, этим страшным русским ничего не стоит точно так же запустить не спутники, а ядерные боеголовки!

Вот тогда и возник в Америке карго-культ атомной бомбы, чисто американским образом сочетающий восторг перед массовым уничтожением других и страх перед тем, что другие могут массово уничтожить тебя. И потом было много подобного. До конкурса «Мисс Саддам Хусейн» не доходило, правда, но карго-культ иракского диктатора был мощным и грозным. Был карго-культ Кастро, Бен Ладена, иранских аятолл. Про всеобъемлющий карго-культ коммунизма уж и вовсе речи нет.

Карго-культ России?

Страх перед Россией в нынешних США давно принял характер паранойи. Но когда уже президента страны тут же назвали «путинским пуделем», стало совершенно ясно: Россия – это нынешний карго-культ Америки. Она везде, она всепроникающа и всемогуща. Политики высшего ранга обвиняют друг друга в том, что они – агенты Путина. Идеологи и руководители аналитических институтов всерьёз рассуждают о том, как Россия управляет выборами в США.

Причём независимо от того, насколько они фальшивые и сколько голосов накрутили себе победители. Да что говорить, если сама Баба-Яга американской политики Хиллари Клинтон, устроившая провокационное вскрытие серверов собственной Демпартии и убившая затем всех ключевых свидетелей, вещает о том, что это русские проводят кибератаки, становящиеся всё более откровенными! А уж когда агенты Путина накрутили голоса на выборах в пользу агента Путина, чтобы тот убрал от власти агента Путина – это уже религиозный экстаз, вне всякого сомнения.

Но на самом деле это далеко не забавно. Америка регулярно впадает в тот или иной вид карго-культа. И всегда это – вид сублимации, компенсации страха, постоянно владеющего этой нацией, но время от времени обостряющегося в зависимости от господствующего страха эпохи. Сегодня это – страх перед Россией. И немножко перед Китаем. Которого тоже боятся, но с которым повязаны мощными экономическими отношениями, а значит, верят в возможности договориться.

С нами им договариваться не о чем. Мы не нужны им как торговый партнёр. Мы им нужны только в двух качествах – ресурсной кладовой для их увядающей экономики и… И трупа, при взгляде на который американец, наконец, почувствует себя свободным от былого страха.

Тогда, в пятидесятых, их остановил только страх. Истинный страх. Когда они увидели над головами русский спутник и обмерзающим от страха мозгом сообразили, что точно так же они могут увидеть над собою ядерные боеголовки.

Какой истинный страх сегодня остановит нынешний, «русский» карго-культ США?