Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы, прошедшее 24 декабря 2020 года в удалённом формате, стало своего рода подведением итогов и предварительных выводов из одного из самых непростых периодов в новейшей церковной истории.

Формат видеоконференций в течение последнего года стал основным не только для светских планёрок, но и для церковных собраний. Собственно, если говорить светским языком, ежегодное Епархиальное собрание города Москвы такой планёркой и является. Только проводит её не директор завода или главный редактор СМИ, а Святейший Патриарх, правящий архиерей стольного града. Участниками же являются не члены коллектива с белыми или синими воротничками, в галстуках и без, а в абсолютном большинстве – люди в рясах, в священном сане или монашеском чине.

Лейтмотивом собрания на этот раз стали скорбные, но очень важные слова Патриарха Кирилла о том кризисе, который породила, а во многом и обнажила продолжающаяся пандемия:

Этот кризис получит церковную оценку на ближайшем Архиерейском Соборе – оценку с позиций евангельской правды, которая может существенно отличаться от проповедуемой сегодня некоторыми общественно-политическими силами идей «новой нормальности», предполагающей, в том числе, радикальную перестройку социальных связей, нарастающую индивидуализацию, углубление разделений между людьми.

Статистика: Скорбная и… обнадёживающая

Вообще Епархиальное собрание Москвы традиционно начинается со вступительного слова Предстоятеля, в котором подводятся итоги его личного служения и озвучиваются статистические данные по московским приходам и монастырям и так далее. В этом отношении были озвучены две группы цифр, одна – обнадёживающая, а другая – печальная.

Так, Патриарх Кирилл сообщил, что количество московских храмов и часовен составило 1 204, что на шесть больше, чем годом ранее. А число храмов, в которых регулярно совершаются богослужения, увеличилось даже на 11 (их стало 537). В том числе – главный храм Вооружённых сил России в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот». Что для депрессивного во всех сферах жизнедеятельности «коронавирусного» 2020 года – весьма отрадно.

С другой стороны, Святейший Владыка отметил, что в уходящем году Московская городская епархия впервые в новейшей истории столкнулась с тем, что число священнослужителей уменьшилось, их стало 1 817 человек, то есть на девять человек меньше, чем годом ранее. Это было связано как с уменьшением числа рукоположений, так и с ростом смертности среди духовенства и монашествующих. Увы, в 2020-м только Православная Москва потеряла более 90 священнослужителей, монахов и монахинь.

Памяти целого ряда ушедших служителей Церкви, в том числе – протоиереям Георгию ОрехановуВсеволоду ЧаплинуАлександру АгейкинуНиколаю Дятлову и Димитрию Смирнову, были посвящены на телеканале Царьград отдельные сюжеты и тексты. Да, далеко не все они скончались от последствий COVID-19, но сам факт столь большого числа ушедших позволяет сделать вывод, что наши клирики – это люди, находящиеся в буквальном смысле на передовой.

Смерти нет. Димитриевская родительская суббота. Церковный календарь на 7 ноября

Вечная память! Фото: www.pravoslavie.ru

Не расчеловечивай ближнего своего

О печальных последствиях коронавирусной пандемии для Церкви и всех нас Патриарх Кирилл говорил особенно много, откровенно признав, что закрытие храмов для посещения людьми для всех явилось «наиболее искусительным» событием. На этом моменте Святейший Владыка сделал небольшое отступление, рассказав о личном восприятии случившегося:

Главной радостью было и остаётся для меня видеть наполнение храмов людьми, собравшимися ради восхваления Господа и Бога нашего. До сих пор с болью в сердце вспоминаю, как Великим постом этого года впервые в жизни мне пришлось произнести прежде немыслимые для меня слова – призвать людей временно воздержаться от посещения храмов и ограничиться домашней молитвой.

Действительно, «Пасха без прихожан – 2020» навсегда запомнится всем православным христианам ныне живущих поколений. Как очень тяжёлый урок того, насколько дорого и важно для нас храмовое богослужение. Но, к сожалению, как констатировал сам Предстоятель Русской Церкви, во многих приходах, даже когда они открылись после так называемого «режима самоизоляции», число прихожан уменьшилось на треть, а нередко и наполовину.

Пришлось произнести прежде немыслимое: Патриарх Кирилл о личной боли при закрытии храмов

«Пасха без прихожан». 19 апреля 2020 года. Фото: patriarchia.ru

Можно ли сказать «лучше меньше да лучше» и привести избитый в советское время диалектический закон «перехода количественных изменений в качественные», большой вопрос. Но то, что многие приходы получили в этом году серьёзный урон, факт. Но ещё больший урон, на котором особо остановился Патриарх Кирилл, понесли человеческие отношения. Так, по словам Святейшего Владыки, пандемия повлекла за собой «тенденцию расчеловечивания ближнего». То есть ситуацию, когда любого человека, в том числе и молящегося с тобой рядом в храме, начинают воспринимать «в первую очередь как заведомую угрозу, как потенциального распространителя инфекции, а не как брата и сестру».

И здесь хочется вспомнить замечательные слова, которые ещё весной в беседе с Царьградом произнёс известный православный пастырь и проповедник, настоятель Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев):

Этот кризис, а это действительно кризис церковной повседневной жизни, ставит перед нами один вопрос: как дальше жить? Как жить, когда мы увидели реальное количество прихожан? Как жить в условиях неблагоприятного отношения властей к Церкви? И ответ для меня лично очевиден. Это возвращение к подлинной общинности. Когда каждый прихожанин является фиксированным членом своей общины, со всеми вытекающими правами и обязанностями по содержанию своего храма. Когда священник не просто «эффективный менеджер», а по-настоящему духовный отец для своих прихожан, который знает всех. Когда епископ – это истинный отец отцов, родной своей епархии человек.

Но что ещё обнажил «коронавирусный» 2020-й? Так, именно в этом году стала особенно заметна опасность современных средств коммуникаций, всевозможных мессенджеров и социальных сетей, которые отнюдь не объединяют людей, но скорее разобщают, снижая ценность реального человеческого общения. Да и что греха таить, очень часто только обостряют страсти, создавая иллюзию анонимности и безнаказанности.

Нет, в прямом виде этих слов не было в Патриаршем выступлении, но Предстоятель очень чётко дал это понять, когда в качестве примера привёл то, что в наше время даже некоторые священнослужители порой оставляют своё служение Церкви из-за того, что слишком увлеклись соцсетями, по сути, запутались в них. К слову, проблеме интернет-зависимости Патриарх Кирилл тоже уделил место в своём докладе.

Образовательная «дистанционка»: То, с чем нельзя соглашаться

Если виртуальное общение крайне опасно для взрослых людей, то что в таком случае говорить о подрастающем поколении. Особенно в контексте, когда большую часть 2020 года учащиеся провели в формате «дистанционного образования», которое иные чиновники уже поспешили объявить чуть ли не равноценным образованию очному.

Протесты родителей против «дистанционного образования». Фото: globallookpress.com

И здесь Патриарх Кирилл выразил особую озабоченность, то есть, если учесть присущий Его Святейшеству церковно-государственную дипломатичность, в буквальном смысле ударил в набат (как ранее уже не раз бил в отношении темы узаконенных детоубийств, абортов):

Многие педагоги уже отмечают существенное снижение качества образования, обеспечиваемое исключительно с использованием упомянутых технологий… Дистанционное обучение… фактически на нет сводит воспитательную составляющую процесса, без которой подлинной педагогики, подлинного образования быть не может… Прискорбно, что дистанционное обучение сегодня подчас пытаются представить как наиболее желательное и чуть ли не единственное возможное будущее. С этим нельзя соглашаться. Живой контакт педагога с учеником является не только средством передачи информации…

Услышат ли слова Предстоятеля чиновники от образования? Большой вопрос. И судя по тому, как «слуги народа» в этом году относились к служителям Церкви, включая иерархов, наводит на определённый пессимизм. Но то, что проблема озвучена на столь высоком уровне, вызывает надежду. Во всяком случае, отмахнуться от неё как от несуществующей или же «выдуманной маргиналами» уже не получится.

Язык богослужения: Вникать, но не изменять

Отвечая на вопросы священнослужителей в ходе прошедшего Епархиального собрания Москвы, Святейший Патриарх ответил и на избитый вопрос о возможности совершения богослужений на современном русском языке. Телеканал Царьград не раз озвучивал эту проблему, когда недостаточное духовное просвещение верующих пытаются исправить либерально-обновленческими переводами с традиционного для нашей Церкви церковнославянского языка, то есть революционной ломкой веками сложившихся церковных традиций.

Духовная сокровищница церковнославянского языка. Фото: www.pravoslavie.ru

Увы, в подобной практике были замечены не только сектантствующие «кочетковцы», но и некоторые архиереи. И Патриарх Кирилл в очередной раз дал понять, что ни о какой богослужебной реформе, ни о каких революционных изменениях богослужебного языка Русской Православной Церкви речи идти не может:

Я отнюдь не сторонник каких-либо перемен революционного характера, которые неизбежно в теле Церкви вызывают отторжение, не получают рецепции церковного народа. Другое дело – процесс естественного развития церковнославянского языка, который отнюдь не является языком мёртвым, застывшим; на протяжении веков он жил и живёт своей жизнью, приспосабливаясь к пониманию современников.

И в качестве наиболее эффективного способа для того, чтобы современные прихожане смогли лучше вникнуть в смысл церковнославянских богослужебных текстов, Святейший Владыка предложил издание «параллельных русских переводов праздничных и великопостных богослужений, с помощью которых можно было бы следить за службой, совершающейся на церковнославянском».

Словом, никакого либерального модернизма, но консервативная адаптация. А главное – максимальная просветительская работа. И даже ранее разрешённое Патриархом использование русского перевода Евангельских и апостольских чтений, по его же словам на прошедшем Епархиальном собрании Москвы, допустимо только «в тех случаях и в тех приходских общинах, где такая практика не вызывает неприятия».

* * *

Разумеется, в рамках интернет-заметки сложно раскрыть и детально прокомментировать пространный доклад Святейшего Владыки. Но позволю себе личную ремарку. Этого слова, нет, пожалуй, даже Слова Патриарха автор этих слов ждал несколько месяцев. В ходе многочисленных Патриарших проповедей многие сказанные сегодня вещи уже были озвучены. Но то, что именно 24 декабря 2020 года мы услышали твёрдое и бескомпромиссное мнение нашего Предстоятеля, в том числе по столь важной для нашей страны проблеме дистанционного образования, многого стоит.

Автор:
Михаил Тюренков