С давних времён голосом России считались колокола. Невозможно представить Древнюю Русь без сияния куполов на храмах, без церковного пения и малинового колокольного звона, разливавшегося над необъятными просторами и бесконечными равнинами… К колоколам у нас всегда относились с благоговением, почти как к живому существу. Самым большим из них давали имена, а перед тем как приступить к отливке, совершали молебен. Стоит ли удивляться тому, что одной из заметных достопримечательностей нашей страны стал Царь-колокол?

Звона этого действительно уникального колокола никто никогда так и не услышал, но, глядя на него, можно было бы, наверно представить, как после удара языка над округой разливается мощный и величественный низкий звук.

«Царская династия»

Этот великан высотой более 6 метров должен был продолжить «царскую династию» колоколов, первый из которых, весом почти в 40 тонн, был отлит в самом конце XVI века по повелению Бориса Годунова. Почти полвека колокол радовал своим звоном москвичей, а иноземных гостей поражал размерами и красотой. Но потом в Москве случился сильный пожар, звонница сгорела, а колокол, упав с высоты, разлетелся на куски.

Следующий колокол, уже весом в 130 тонн, повелел отлить Иван Великий. Установили его у царской колокольни, но прослужить долго он не смог: во время празднования Рождества 1654 года колокол раскололся от удара. Год спустя был заказан ещё один гигант, теперь уже 160-тонный. На звонницу его водрузили с огромным трудом. Однако и этому шедевру литейного искусства суждено было повторить судьбу предшественников: в 1701 году сильнейший пожар уничтожил все деревянные строения Московского Кремля, а колокол разбился, упав со звонницы.

И снова испытание огнем…

И вот настала очередь Царь-колокола. Отлить его приказала императрица Анна Иоанновна в 1730 году. Так она хотела сохранить память о своём царствовании для потомков. В ноябре 1734 года, после сложных подготовительных работ, началась заливка формы для колокола в специальной яме 10-метровой глубины. Через два года, несмотря на многочисленные трудности, все литейные работы были завершены и за дело взялись чеканщики.

Однако Троицкий пожар, случившийся в мае 1737 года, печально сказался на судьбе колокола. Именно тогда гигант треснул и от него откололся большой кусок. Поднять на поверхность из глубокой ямы его смогли только через 100 лет, да и то с большим трудом. С 26 июля 1836 года величественный колокол, установленный на постамент работы Монферрана, украшает Ивановскую площадь.

Дыхание истории

Если прикоснуться ладонью к Царь-колоколу, то можно почувствовать лёгкую дрожь – как напоминание о минувших веках, о событиях нашей истории, немым свидетелем которых он был. Почти то же самое можно ощутить в старых храмах, даже полуразрушенных и почти забытых: в звенящей тишине словно начинают шелестеть голоса тысяч людей, приходивших сюда, а на стенах проступают давно утерянные фрески.

Дыхание истории – вот так оно и проявляется. Минувшие века никуда не исчезают, их сохраняют в себе памятники старины, дома, храмы и даже брусчатка улиц. И все это – наша история, память о предках, о великих победах или поражениях. Поэтому так важно сохранять памятники культуры, восстанавливать разрушающиеся, вспоминать, как назывались раньше улицы, на которых мы живём.

Ведь интересно узнать, почему, к примеру, московская улица Воздвиженка получила своё название? А Китай-город? Неужели там когда-то жили китайцы? Или тверская улица Трёхсвятская… Когда-то она вела к Трёхсвятскому монастырю. И вот монастыря давно уже нет, а улица напоминает о нём своим названием.

Всё это – вместе с  летописями, воспоминаниями, фотографиями, рассказами – как маленькие пазлы, из которых складывается одна большая история страны. Забыть об этом невозможно, иначе рано или поздно мы окажемся в роли Ивана, родства не помнящего.

Автор:
Аля Самитова