Финансирование программы ВВС США Next-Generation Air Dominance снижают не из-за экономического кризиса, а из-за проблем с другими самолетами, рассказал полковник в отставке, военный обозреватель газеты «КП» Виктор Баранец

США отказываются признавать провал истребителя F-35

Программа Соединенных Штатов Америки Next-Generation Air Dominance (NGAD), предполагающая разработку и производство истребителей шестого поколения, может столкнуться с сокращением финансирования.

Как сообщает американское издание Breaking Defense, экономический кризис в этом государстве, вызванный последствиями пандемии коронавирусной инфекции, а также наличие в Вооруженных силах Соединенных Штатов истребителя пятого поколения F-35 Lightning II ставят под угрозу воплощение идеи о создании новейшего самолета.

В публикации издания уточняется, что «Пентагон не в полном объеме продал Конгрессу США подход по закупкам в рамках программы Next-Generation Air Dominance, не объяснив, почему им нужен истребитель новейшего поколения именно сейчас, несмотря на то что ведомство продолжает наращивать закупки истребителей четвертого и пятого поколений».

«Ученые, конструкторы, сотрудники научно-исследовательских институтов в мире сошлись во мнении, что самолет шестого поколения должен быть беспилотным с целым набором других признаков современной машины, среди которых маневренность, форсажность, защищенность, скорость, композитные материалы.

Над разработкой такого истребителя бьются все ведущие державы с разным успехом. Пока мы видим некие прообразы самолета шестого поколения, но в чистом виде его еще нигде нет», – прокомментировал Виктор Баранец.

Денег нет: в чем причина отказа Пентагону

Предполагается, что Министерство обороны Соединенных Штатов может вовсе не получить истребители шестого поколения в ближайшем будущем. Эксперт по обороне и бюджету Центра стратегических и международных исследований (США) Тодд Харрисон считает, что если программа NGAD будет реализовываться быстрыми темпами, F-35 потеряет актуальность в ожидании истребителя нового поколения. Во избежание проблем с самолетами прошлых поколений имеет смысл сократить финансирование программы NGAD и не торопить события с разработкой нового истребителя.

Известно, что предполагаемым разработчиком истребителя шестого поколения для Военно-воздушных сил США может стать компания Lockheed Martin. Финансовый директор Кен Поссенриеде намекал журналу Popular Mechanics, что аэрокосмический гигант уже работает над созданием нового секретного истребителя для ВВС.

«Американский самолет F-35 был широко, но лживо разрекламирован. Как выяснилось позже, машина имеет несколько десятков недоработок. В связи с этим даже друзья Соединенных Штатов стали постепенно отказываться от покупки F-35.

Но ушлые американцы, для того чтобы сбить претензии к своему самолету, поделили недостатки на категории. Позже на фоне снижения аппетитов к F-35 Соединенные Штаты стали попросту навязывать их союзникам по НАТО», – добавил Баранец.

Военный обозреватель уверен, что Пентагону отказали не по причине экономического кризиса, нехватки средств и пандемии коронавирусной инфекции.

«Военный бюджет Соединенных Штатов Америки позволяет делать предположения о других причинах прекращения финансирования. Если у Вашингтона так трудно с деньгами, то почему же в 2018 и 2019 годах объем военных расходов варьировался между $715–716 млрд, а в 2020 году сумма выросла до $738 млрд?

Деньги есть, значит, обоснование приостановки разработки истребителя шестого поколения лицемерное. Американцы просто прикрыли экономическим кризисом букет серьезных технических проблем. Они не решаются очень быстро, и теперь Вашингтону нужно оправдать невозможность создать новейший истребитель», – полагает Баранец.

Преимущество для России

Американское издание The National Interest предполагало, что российские Су-30 могут заменить F-35 на мировом рынке вооружений, так как они являются выгодным вариантом для стран, которые не могут себе позволить приобрести сверхдорогой истребитель пятого поколения F-35 из Соединенных Штатов.

Улучшит ситуацию для российской стороны и отказ Вашингтона другим государствам в продаже вооружений США, если те ранее приобрели что-то у Москвы, например зенитные ракетные комплексы С-400.

Помимо Су-30 Россия может предложить и другие варианты, считает Виктор Баранец. Тем более отечественные инженеры создали тяжелый беспилотный летательный аппарат «Охотник», который в августе прошлого года совершил испытательный полет.

«Не исключаю, что под личиной «Охотника» может скрываться прототип российского ударного истребителя шестого поколения. Конечно, это лишь осторожные предположения», – подчеркнул эксперт.

После распада СССР российская сторона смогла реабилитироваться и встать на крыло для создания самолетов, которые с гордостью можно показать на международном рынке вооружений и техники.+

Александра Мельник, Экономика сегодня