Создание единой армии должно стать частью российско-белорусской интеграции, но этот процесс оказался под угрозой

Впервые о Союзном государстве заговорили еще в конце прошлого века. Надгосударственное формирование должно было объединить Россию и Белоруссию в политической, экономической, военной, таможенной, валютной, юридической, гуманитарной и культурной сферах. Хотя автором этой инициативы был Александр Лукашенко, именно он в последующие годы саботировал выполнение договоренностей.

В экспертном сообществе считают, что всему виной стали амбиции белорусского лидера. Во главе Союзного государства Лукашенко видел себя, по крайней мере до тех пор, пока на политической арене не утвердился Владимир Путин.

Теперь передача власти на наднациональный уровень кажется Минску невыгодной перспективой, так как местные элиты утратят самостоятельность, отмечает сопредседатель белорусской общественной организации «Союз» Сергей Лущ.

«На такой шаг может пойти только идейный лидер, который ставит интересы Русского мира выше своих собственных. Для России, как, безусловно, более могущественной стороны альянса, вопрос передачи национальной власти на надгосударственный уровень не стоит так болезненно как для Белоруссии», — разъясняет политический деятель.

Сомнительный консенсус существовал годами. Лукашенко пытался играть на два фронта, выбивая преференции у России, попутно заигрывая с западными странами. Как следствие, на территории бывшей советской республики появлялось все больше НПО, финансируемых странами ЕС и США, а белорусов настойчиво пытались убедить в том, что Россия – это зло.

«В идеологическом пузыре были взращены поколения. Им втирали: с востока к нам приходит угроза, россияне опять нам подкинули проблем, россияне опять вмешиваются, россияне нагибают», — рассказывает замглавы Республиканской партии труда и справедливости Эльвира Мирсалимова.

По ее словам, молодежь читала в учебниках о могуществе Великого княжества литовского, которое якобы является настоящей формацией белорусского государства. В то же время Советский Союз вместо с Российской империей представлялись в роли угнетателей.

Даже в разгар путча, устроенного ставленниками западных стран, официальный Минск не торопится с согласованием интеграционных дорожных карт. К тому же, в нынешних условиях переговоры по Союзному государству могут спровоцировать усиление протестов, предупреждает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман.

«Давление улицы осложняет переговорный процесс», — уверен эксперт.

При этом эксперты едины во мнении, что решающий момент для российско-белорусской интеграции уже настал, ведь все рухнет, если прозападная оппозиция Белоруссии добьется своего.

«Абсолютно никакого будущего не вижу в случае, если к власти придут прозападные силы, которые открытым текстом говорят о выходе из каких бы то ни было союзов с Россией», — отмечает Лущ.

Усугубляет ситуацию и политический расклад по ту сторону Атлантики. Джо Байден, провозглашенный избранным президентом, с удовольствием поддержит белорусских путчистов, чтобы свергнуть Лукашенко, подчеркивает Фельдман.

«Если к власти в Белоруссии придут прозападные силы, то, очевидно, все интеграционные проекты пойдут прахом, — уверен он. — Под угрозой окажутся не только военные объекты России на территории этой страны, но и транзит углеводородов. Побеждающий на выборах президента США Джо Байден приложит все усилия для поддержки белорусской оппозиции».

Тем не менее, Белоруссии крайне важно сохранить единое экономическое пространство с РФ. Российский рынок сбыта жизненно важен для белорусов. Более того, доходы порядка двух третей жителей Белоруссии непосредственно зависят от устойчивости экономических связей с Россией.

«Если эти связи оборвутся, то они неминуемо утратят рабочие места, поскольку западные рынки насыщены товарами собственного производства. Конкурентов из Восточной Европы там никто не ждет», — разъясняет Фельдман.

Осознание этого факта особенно заметно в Витебской и Могилевской областях. В регионах, граничащих с РФ, идеи прозападной оппозиции не нашли поддержки. Сергей Лущ объясняет это тем, что здесь коммерческие связи с российскими партнерами особенно развиты, причем даже на частном уровне.

Однако, если для Белоруссии приоритетом является экономический фактор, России необходимо учитывать и геополитический. Москва, как отмечает Фельдман, не может допустить перехода очередной постсоветской страны в сферу влияния НАТО и США.

«Реальное объединение России и Белоруссии должно начаться с военно-стратегического единства и солидарности в вопросах внешней политики, — заявляет Мирсалимова. — Другими словами, создаем единую армию с единым командованием. И по вопросам внешней политики должен быть единый подход. Все точки над «ё» должны быть расставлены: Карабах, Сирия, Приднестровье, Фергана, Крым, Донбасс».

По ее словам, у России и Белоруссии одни интересы, но в Минске, критикуя соседа, не спешат говорить, что будет без взаимодействия с оным.

«Только углубленная интеграция обеспечит развитие экономики, обеспечит граждан нашей страны работой и, соответственно, увеличит их благосостояние», — констатировала Мирсалимова.

Материал подготовлен при участии Евгения Гамана специально для News Front